Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по хору по теме «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре «ДМШ»»
Конспект открытого урока по хору по теме
«Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре «ДМШ»
Преподаватель И.П. Теряева
Цель урока: формирование дикционных навыков в младшем хоре в процессе вокально-хоровой работы.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Вокально-хоровые упражнения.
3.Работа над произведением «Дорогою добра» М. Минков, Ю.Энтин
4.Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организационный момент. (3 мин.)
Здравствуйте! Тема нашего урока – «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни. Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.
2. Вокально-хоровые упражнения.
1.Распевание (15 мин.)
1.1 Дыхательные упражнения.
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» – при вдохе, «втягивание» – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
1.2 Артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
Скороговорки: Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
1.3 Вокальные упражнения
Упражнение на формирование гласных ровно, вливая их друг в друга: Озвучивание с одинаковым объемом, звонкостью, интенсивностью дыхания, не сбрасывая с опоры.
Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
3.Работа над произведением «Дорогою добра» М. Минков, Ю.Энтин
Исполнение песни педагогом. Рассказ о песне.
Впервые песня прозвучала в кинофильме «Приключения маленького Мука», вышедшем на большие экраны. Песенка открыла вступительные титры кинофильма, сопроводив главного героя, маленького Мука, в его самое первое большое путешествие. По сюжету фильма мальчика по имени Мук выгоняют из дома собственные родители. Принять такое бесчеловечное решение главу семьи заставляет его новая жена, приходящаяся ребёнку мачехой. И хотя отцу тяжело расставаться с родным сыном, ультиматум от молодой супруги заставляет его выбрать меньшее (по его мнению) из двух зол. Именно под песню «Дорогою добра» и начинает свой путь юный путешественник, идущий к неизвестности. На своём пути герой сталкивается с опасностями и волшебством, находит друзей и сталкивается с недоброжелателями.
Прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.
исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
активное произношение слогов в начале каждой строчки, обратить внимание на согласную «с», а так же на окончание слов «друг» - [друк]. Прочитать полностью текст произведения с активной четкой артикуляцией, выделяя опорные слова. Работа над чёткой дикцией и артикуляцией.
4. Подведение итогов урока. (2 мин.)
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом произведений. Познакомились с новыми понятиями.
Формулировка домашнего задания: — К следующему уроку: выучить текст песни «Дорогою добра», обращая внимание на выразительность проговаривания согласных букв.