1.
2.
3.
4.
5.
| Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные. Ознакомление с новым учебным материалом. Цель: сформулировать цель урока.
Цели, которые учитель ставит перед учениками: Вспомнить имя отчество русского композитора. Жанр музыкального произведения . Цель, которую учитель хочет достичь: уметь оперировать понятиями «Жанр». Програмность музыки Методы организации работы: словесные Цель: обсудить наиболее яркие художественно-выразительные интонации жанра, познакомить с образно-эмоциональной палитрой произведений Методы: наглядно-слуховой, моделирование, эмоциональной отзывчивости, метод наблюдения за музыкой.
Закрепление учебного материала Цель: научиться определять художественно-эмоциональные особенности жанра Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования определять художественно-эмоциональные особенности жанра Задачи: -применять полученные знания -давать адекватную самооценку Методы: репродуктивные Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса
Домашнее задание Цель: закрепить умения. Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение определять на слух лейтмотив и свободно ориентироваться в выборе средств музыкальной выразительности, уметь выявлять особенности жанра.
| - - (учитель поет): Здравствуйте, ребята!
- -Садитесь!
- - Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас удивительным путешествием в мир искусств, которые подарят вам много новых впечатлений и эмоций!
“Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая - Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”. Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке? Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической картинкой А.К. Лядова “Кикимора”.
Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия прошлого урока.
В прошлом году мы с вами уже знакомились с замечательным русским композитором Лядовым и слушали его сочинение. Как звали композитора? Как называется произведение? Правильно. В каком жанре она написана? Молодцы, вы хорошо запомнили эти термины.
Знакомство с термином “лейтмотив” Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики. Давайте разбираться, что это такое? Вспомним героев сказки “Теремок”. Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов. Какие это слова? Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется “лейтмотив”, что в переводе с немецкого означает “ведущий мотив”. Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления или идеи. И также как в сказке, лейтмотивы повторяются много раз по ходу развития сюжета. А сейчас проведем игру “Теремок” и проверим, как вы поняли определение “лейтмотив”. (Ролевая игра “Теремок”) Вспомните названия “сказочных картинок” А. К. Лядова. Все эти картинки написаны для симфонического оркестра. Вашему вниманию я предлагаю карточки с названиями инструментов, но они заколдованные, злая колдунья раздробила слова на части. Из предложенных букв, нужно составить названия инструментов и разделить их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой - народного. Игра “Составь название” 5. Знакомство с персонажем сказки А.Н.Толстого “Кикимора”. Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”. Кто такая кикимора? Откройте учебники, и прочитайте, как Алексей Толстой описывает Кикимору. Характер замечательно изображен в сказке А.Н.Толстого .а вот каков портрет: Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер. (Учитель предлагает послушать вступление, после чего дети, под руководством учителя, делят его на фрагменты с соответствующими лейтмотивами) Мы прослушали начало произведения (вступление). Можно ли его разделить на несколько частей? Какой характер у вступления?
Его исполняют низкие кларнеты и фаготы Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. Это будет первый лейтмотив.
Это звучание английского рожка, похожее на “колыбельную” - второй лейтмотив. А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста Какое у нее звучание? Она рисует нам “хрустальчатую колыбельку” - третий лейтмотив.
После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка. (Cлушание быстрой части, которая характеризует главную особу – Кикимору) И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. Давайте мы все вместе споем ей колыбельную – второй лейтмотив. Как исполняют колыбельные песни? 7. Хоровое исполнение песни «Колыбельная» Р.Паулса этапы вокально-хоровой работы: а) работа над певческой постановкой корпуса; б) распевка; в) повторение текста всей песни; г) хоровое исполнение песни.
А давайте теперь попробуем ответить на вопросы викторины. Тем самым мы сможем проверить полученные сегодня новые знания. проводится тест – викторина -Спасибо вам всем за работу на уроке! Я надеюсь, что вы сегодня получили большой заряд положительных эмоций и хорошего настроения! Давайте подведём итоги нашей сегодняшней деятельности. Как вы сами оцениваете, что у вас получилось, что не очень? - Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Что нужно сделать ещё? - Да, это и будет нашей следующей целью. - Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом? Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.
До свидания | - (поют хором): Здравствуйте, учитель!
Про Кикимору.
Анатолий Константинович Программная пьеса “Музыкальная табакерка”.
Симфоническая миниатюра.
Дети называют героев сказки. Мышка – пи – пи – пи, лягушка – ква – ква, петух – ку - ка - ре – ку.
“Волшебное озеро”, “Баба – Яга”, “Кикимора”.
Это сказочный персонаж, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная.
можно. Самое начало медленное, зловещее.
Далее музыка мягкая, напевная
Музыка как – будто звенит.
Писком кикиморы.
Мягко, нежно, напевно, чтобы не разбудить уснувшего.
Дети отвечают на вопросы викторины
(Дети дают оценку своей работе).
-Познакомиться с симфонической сказкой «Кикимора». Что такое «лейтмотив» -Да - Работать над интонационно –образным исполнением песни.
-Ответы детей.
- До свидания! | - 5 мин.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- 15 мин.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- 15 мин.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- 5 мин.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- 5 мин
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
|