kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Фольклор в музыке русских композиторов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: музыка

Учитель: Нуруллина Светлана Ивановна

Класс: 5

Урок №5 согласно календарно-тематическому планированию

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.

Цель урока: показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).

Задачи: познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)

Личностные:

Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.

Метапредметные:

регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают учебную задачу;

познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

Предметные: понимают термин «инструментальная музыка», «вокальная музыка»,  «симфоническая миниатюра», умеют применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.

Вид используемых ИКТ: презентация (авторская)

Методическое назначение ИКТ: расширить познавательные потребности учащихся, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить эстетический кругозор обучающихся.

Оборудование: медиапроектор, учебники, тетради, муз.хрестоматия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Фольклор в музыке русских композиторов»»

Технологическая карта урока музыки.

Предмет: музыка

Учитель: Нуруллина Светлана Ивановна

Класс: 5

Урок №5 согласно календарно-тематическому планированию

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.


Цель урока: показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).

Задачи: познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)

Личностные:

Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.

Метапредметные:

регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают учебную задачу;

познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

Предметные: понимают термин «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра», умеют применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.

Вид используемых ИКТ: презентация (авторская)

Методическое назначение ИКТ: расширить познавательные потребности учащихся, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить эстетический кругозор обучающихся.

Оборудование: медиапроектор, учебники, тетради, муз.хрестоматия.





Этапы урока

Деятельность учителя

Методы и формы

Деятельность обучающихся

УУД

Время

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение уч-ся в деятельность, настрой на позитивный лад.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Исполнение р.н. песни с учениками «Во поле берёза стояла»


Исполнение р.н.п. «Во поле берёза стояла»


3 мин.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии.

Цель этапа:

Повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему, через определение темы урока.

- Какой жанр сейчас исполнили?

- К какому виду музыки он относится?

- какие виды вокальной музыки знаете?

Что такое романс? Вокальная музыка? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему? Назовите тему четверти.

А народная песня связана с литературой?

Как называется народное творчество? (Фольклор.)

Какие виды фольклора вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря фольклору – сказанию русского народа.

Итак назовём тему нашего урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».

Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, что такое (симфоническая миниатюра), в чём особенности этого (жанра), в чём взаимосвязь музыки и литературы в произведении А.Лядова


Проблемно-поисковый




Блиц-опрос






Рассуждают, отвечают.


Анализируют, выходят на проблему.



Ответы: песня

Вокальная музыка.

Песня. Романс.



Дают определения жанрам. Называют тему четверти. Говорят о взаимосвязи музыки и литературы в вокальных жанрах.



Фольклор – музыкальный, прикладной, литературный.




Тема урока : «Фольклор в музыке русских композиторов»

Решение проблемной ситуации

(познавательные УУД) Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение.

Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа.

(коммуникативные УУД) Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы,

участие и взаимодействие в процессе этого поиска.

(регулятивные УУД) Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель.

7 мин

3.Проблемное объяснение нового знания, усвоение новых знаний

Цель этапа:

Обеспечение восприятия и осмысления нового знания об инструментальной музыке, симфонической миниатюре, а так же о взаимодействии музыки с литературой. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы.









Учитель подводит учащихся к пониманию того, что симфоническая миниатюра – это небольшое инструментальное «программное» произведение, в основе которого лежит литературное произведение. Выявить единство выразительности и изобразительности в создании музыкального образа «Кикиморы»

1. Звучит вступление к музыке А.Лядова «Кикимора» 2.Учитель просит выдвинуть предположение об образной сфере, в котором написана эта музыка.

3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфоническая миниатюра».

4.Знакомит с автором литературной основы музыки А.Лядова - фольклористом-собирателем И.Сахаровым.




Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.








Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной «Кикиморе»





Анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал). Выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Слушают собеседника,

высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания..




17 мин.

4.Первичное закрепление.

Цель этапа:

Закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.


Показ презентации

Слушание музыки. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события?

Сравнить язык двух художественных произведений.

Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы?



Учащиеся читают отрывок И.Сахарова в учебнике, затем слушают музыку А.Лядова. Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием Кикиморы.

Выявляют неотъемлемую связь музыки и литературы.

(Познавательные УУД)

Устанавливают аналогии особенностей музыки русских композиторов. Делают выводы..

(Коммуникативные УУД)

Общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке.

(Регулятивные УУД)

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками.


10мин.

5. Самостоятельная работа

Какой из образов музыкального сказа запомнился больше других? Почему?



6. Итог урока (рефлексия)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.












На доске слайд с вопросами:

Сегодня я узнал, что без фольклора…

Меня удивило…

Сегодняшние знания я смогу применить….

Больше всего мне понравилось…..

Я расскажу о Лядове (кому?)…

Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это….

Я узнал о фольклоре…..



Индивидуальная.










Дифферинцированный (разноуровневый подход)

Выполняют в тетради письменно.







Планировали способы и приемы работы. Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы.

Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

3 мин.







3 мин

7.Домашнее задание ( по выбору)

Слайд – учитель комментирует домашнее задание , благодарит за работу на уроке



Завершение урока музыкой А.Лядова.




1 мин.





1 мин











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Фольклор в музыке русских композиторов»

Автор: Нуруллина Светлана Ивановна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "технологическая карта урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(93) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-v-5-klassie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "309629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458830611"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Фольклор в музыке русских композиторов. "
    ["seo_title"] => string(40) "fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "149686"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420288471"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "презентация «Фольклор в музыке русских  композиторов» "
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "143448"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418546393"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства