Эффективность и актуальность научно – исследовательской и проектной деятельности по предмету «Музыка»
Эффективность и актуальность научно – исследовательской и проектной деятельности по предмету «Музыка»
Проектная деятельность, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата является обязательной и осуществляется через урочную, внеурочную, внеклассную деятельность обучающихся. Организация проектной деятельности школьников по учебному предмету «Музыка» является одним из условий реализации основной образовательной программы общеобразовательной школы.
Исходя и того, что проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени, его характерными особенностями являются: целостность, высокая степень неопределённости, наличие проблемы, которую должны решить, дети, большая самостоятельность детей,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективность и актуальность научно – исследовательской и проектной деятельности по предмету «Музыка»»
Эффективность
и актуальность научно –
исследовательской и
проектной деятельности по
предмету «Музыка»
Проектная деятельность, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата является обязательной и осуществляется через урочную, внеурочную, внеклассную деятельность обучающихся. Организация проектной деятельности школьников по учебному предмету «Музыка» является одним из условий реализации основной образовательной программы общеобразовательной школы.
Исходя и того, что проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени, его характерными особенностями являются: целостность, высокая степень неопределённости, наличие проблемы, которую должны решить, дети, большая самостоятельность детей, просоциальная мотивация – «делаю для других», проектный продукт должен обладать потребительскими свойствами.
Осуществление проектной деятельности по музыке в урочное и внеурочное время позволяет обучающимся реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем; продемонстрировать уровень знаний, умений в области музыки; подняться на более высокую ступень развития художественно – творческих способностей, социальной зрелости.
В процессе практической деятельности мною были определены условия, необходимые для организации проектной деятельности по предмету «Музыка».
1. Тематика проекта должна быть актуальной, личностно и социально значимой. Представленный примерный перечень проектов по музыке для 5 – х классов содержит название проекта, его цель и проектный продукт.
1) «Студия звукозаписи»
Цель: обеспечить опыт деятельности со звуками музыкальными и немузыкальными в работе по озвучиванию фильма или мультфильма.
Проектный продукт: видеофильм или мультфильм.
2) «Фестиваль инструментальной музыки»
Цель: создать условия для творческой самореализации учащихся музыкальных школ в среде одноклассников.
Проектный продукт: творческое событие – концерт учащихся музыкальных школ.
3) «Моя музыкальная семья»
Цель: изучить уровень музыкальной культуры своей семьи.
Проектный продукт: интервью, презентация, альбом, сочинение.
4) «Мой музыкальный инструмент»
Цель: создание грумы шумовых инструментов для школьного оркестра (инструментального ансамбля)
Проектный продукт:
Шумовые инструменты.
2 Проблематика проектов должна ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
3. Необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учётом уровня его художественно – творческих способностей и возможностей.
Специфической особенностью проектной деятельности по музыке является преобладание творческих проектов – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали. Творческие проекты должны отражать нетрадиционный взгляд на какую–нибудь проблему, предлагать оригинальный способ решения; содержать описание работы над продуктом, в котором реализовано креативное решение проблемы; не иметь детально проработанной структуры (она развивается по ходу работы в соответствии с планируемым результатом). Также в практике широко используются следующие виды проектов:
1) Ролевые проекты – инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композитора, музыкальные спектакли по собственному сценарию, мюзиклы и т.д.
2) Информатирно - исследовательские проекты – «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» и т. д.
3) Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой – либо теме и т. д.
Технология организации проектной деятельности школьников по предмету «Музыка» включает в себя соединение исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьников задуманного результата, и предполагает определённую структуру совместной работы обучающихся и учителя над проектом. Алгоритмы работы над проектом продемонстрирован на примере творческой исследовательской работы «Влюблённый в песню коллетив».
1.Краткая характеристика проекта:
1) Проект предназначен для ученицы 9 класса
2) Продолжительность работы над проектом 2 месяца
3) Проект является индивидуальным в процессе подготовки.
2. Цель исследовательской работы: изучение наследия творческого коллетива «Красная гвоздика» и пропаганда опыта его работы
Задачи:
1) Изучить и описать деятельность ансамбля «Красная гвоздика»;
2) Собрать информацию о солистах ансамбля;
3) Найти фотографии и документы;
4) Встретиться с участниками и записать воспоминания;
5) Изучить песенный репертуар ансамбля;
В процессе работы над исследовательской работой у обучающихся формируются универсальные учебные действия:
Познавательные:
а) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек Интернета, архивов.
б) осуществлять синтез (составление целого из частей).
Регулятивные:
а) определять цель, деятельность в соответствии с выбранной темой и конечным результатом.
б) реально оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: умение работать с людьми во время интервью.
Личностные:
а) формирование мотивированной успешности.
б) эмпатия – понимание чувств других людей и сопереживание им.
3. Итоги предварительной подготовки учителя.
Оценка имеющихся ресурсов, необходимых для проектной деятельности.
4. Планирование работы над проектом.
Работа по подготовке технологической карты и заполнение с учащейся.
5. Методы работы:
1) Изучение литературных и документальных источников;
2) Работа с материалами городского краеведческого музея;
3) Интервьюрирование;
4) Анализ собранной информации.
6. Рефлексия
Вопросы для рефлексии:
1. Почему ты решила стать участником работы?
2. В чем польза для тебя лично?
3. Какой опыт ты приобрела в процессе работы над проектом?
7. Оценка эффективности исследовательской деятельности.
Анализ реализации поставленных целей осуществляется в процессе общении, беседы после защиты работы в соответствии с выбранными критериями.
Литература:
1. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – Первое сентября. 2010. 44 с.
2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М., 2011. 192 с.