Учитель музыки Шекенова Бахытгуль Шайболовна
Тема урока: «О чём поёт домбра?»
Цель:
Знакомить детей с возможностями инструмента казахского народа домбра.
Задачи:
Дать представление о том, что звуки домбры выражают чувства, настроение, переживание человека.
Продолжать учить двигаться в соответствии с характером музыки, различать контрастные части музыкального произведения, передавать в движениях и жестах характер музыки.
Учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно передавать мелодии, вместе начинать и заканчивать пение, следить за осанкой и дыханием во время пения.
Наглядный материал к уроку:
• Вырезанные снежинки с разными выражениями эмоций (весёлые, грустные, озорные, печальные) по количеству детей.
• Нарядная ёлочка.
• Музыкальные детские инструменты, для игры «Оркестр».
• Разрезная ёлочка для игры.
Музыкальный репертуар:
«Хлопай-топай» В. Попатенко.
Кюй Курмангазы «Сарыарка», « Алатау».
«Зимушка» муз. и сл. Вихровой - разучивание песни.
«Новогодний хоровод» закрепление слов, мелодии и движений.
Игра « Наряди ёлочку».
Ход урока.
Дети под музыку входят в класс под весёлую маршевую музыку, на полу разбросаны вырезанные снежинки с разными выражениями эмоций, чистой стороной вверх. Дети и учитель здороваются друг с другом пением.
*«Здравствуйте ребята»
*«Здравствуйте учитель»
Учитель: Ребята, вот и пришла к нам Зимушка-зима, со своими радостями и шалостями. Вы любите зимние забавы? А чистый и лёгкий снежок? Посмотрите, сколько снежинок нам прислала Зимушка-зима. Возьмите по одной снежинке и внимательно рассмотрите её.
Правильно, они не все одинаковые, одни грустные и печальные, а другие весёлые и озорные.
Я уверенна, что вы правильно угадаете какая музыка сейчас прозвучит, и покажете свою снежинку.
Звучит кюй Курмангазы «Сарыарка», (дети должны показать снежинку с весёлым, озорным выражением). Правильно ребята – это весёлая музыка и написал её кюйши Курмангазы, с названием «Сарыарка» который очень любил свой край, свою землю, на которой резвились табуны овец и коней осенней порой.
А теперь послушаем другой кюй Курмангазы и снова посмотрим на наши снежинки – покажите мне – те снежинки, какие вы считаете нужным показать сейчас?
Мы прослушали кюй Курмангазы «Алатау», и вы совершенно правильно показали мне снежинку с грустной эмоцией. В Казахстане есть красивые горы «Алатау», покрытые снегом, где спешить и резвиться нельзя и надо соблюдать осторожность. А рассказала нам о радости и грусти домбра - любимый казахский народный инструмент. Давайте ещё разок послушаем отрывок из кюев Курмангазы, а я вам покажу портрет и инструмент кюйши Курмангазы.
Учитель: украсим нашу ёлочку снежинками с весёлой эмоцией, а грустные спрячем до следующей игры.
А какие инструменты вы уже знаете?
*треугольник.
*пианино.
*барабан.
*металлофон.
*погремушки, ложки, асатаяк.
Учитель: Я предлагаю вам поиграть на наших инструментах, возьмите те, которые вы знаете (детям с умственной отсталостью даю возможность самостоятельно подобрать инструмент), а играть мы будем длинные и короткие звуки.
Исполняем ритмические упражнения «Длинный и короткий звук».
Учитель: Что бы нам всегда было весело, а не грустно мы разучим песенку «Зимушка», слушайте внимательно мелодию и слова, чтобы вместе спеть, о том как дети веселятся и не боятся морозов (напоминаю как надо сидеть во время пения и брать дыхание).
Исполняем песенку «Зимушка».
Учитель: Посмотрите как хорошо нашим снежинкам на ёлочке – это они приглашают вас потанцевать вокруг ёлочки наш «Новогодний хоровод» и порадовать друг друга танцевальными движениями в парах.
Исполняем «Новогодний хоровод».
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Почтальон принёс пакет-посылку.
Учитель: Ребята нам пришла посылка от Деда Мороза, он внимательно наблюдал за вашим исполнением заданий со снежинками и подарил нам инструмент – ДОМБРА (вырезанная из двп), которая будет весело играть, аккомпанируя в игре «Наряди ёлочку» - игра весёлая. Кто быстрей нарядит ёлочку к празднику – поиграем?
Проводится подвижная игра «Наряди ёлочку».
Учитель: Какое у вас настроение после весёлой игры?
Дети: Весёлое и радостное.
Учитель: А на каком инструменте звучала весёлая мелодия?
Дети: Домбра.
Учитель: О чём нам пропела сегодня домбра?
Дети: О радости, веселье.
Учитель: Нам вместе весело и вы часто озорничаете, поэтому предлагаю завершить наш урок упражнением «Хлопай-топай».
Исполняем упражнение на внимание, чередование быстрых и медленных движений «Хлопай-топай».
До свидания ребята.