Занятие по игротерапии для учащихся 1-х классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы YIII вида.
Автор: Иванова Татьяна Тимофеевна, педагог-психолог, МБС(К)ОУОВОВЗ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа YIII вида № 38» г. Череповец.
Описание материала: Предлагаю вам конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 1-х классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы YIII вида. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям начальных классов, воспитателям ГПД. Как показывает практика и многочисленные исследования, игротерапия оказывается эффективной при решении самых различных проблем. Данное занятие направлено на снятие эмоциональной тревожности, страхов и повышение уверенности в себе, а также на развитие речи и навыков коммуникативного общения.
Тема: Игротерапия общения. Снятие эмоциональной тревожности, страхов и повышение уверенности в себе.
Цель: снятие эмоциональной тревожности, страхов и повышение уверенности в себе.
Задачи:
- Способствовать снижению эмоциональной тревожности, страхов, повышению уверенности в себе на основе игровых упражнений, подвижных игр.
- Развивать умственные, эмоциональные и психомоторные способности в их единстве.
- Развивать устную речь, навыки коммуникативного общения.
- Воспитывать интерес к предмету, сплоченность коллектива.
Материалы и оборудование: по количеству учащихся – альбомные листы, фломастеры или карандаши, медальки; мяч, маски: дракона, медвежат, игрушки, бубен, пиктограммы эмоциональных состояний, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- На счет 1-2-3 все одновременно назовем свое имя, а по сигналу «молчок» (подношу палец к губам) – закроем рот ладошкой.
- Можно ли понять ваши имена?
- Попробуем по-другому. Бросаю мяч по очереди, дети ловят, каждый называет свое имя.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться справляться со страхами.
III.Основная часть.
- Беседа о страхе.
- Что такое страх?
- Когда бывает страшно?
- Случалось ли, что вы сильно испугались?
2. Рисование страха.
- Попробуем нарисовать свой страх, то, чего вы боитесь.
(звучит тревожная музыка)
- Расскажите, что это за страх? Чего вы боитесь?
- Почему вы его боитесь?
3. Уничтожение страха.
- Уничтожим страх, для этого возьмем страх, нарисованный на листочке, разорвем его на мелкие кусочки, а мелкие еще на более мелкие.
- Посмотрите, теперь страх собрать невозможно и бояться его не стоит.
- Завернем мелкие кусочки в большую бумагу и выбросим их в мусорное ведро, а из мусорного ведра его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.
- Теперь победителям в борьбе со страхом вручу медальки.
4. Контактная игра «Дракон кусает свой хвост».
- Страх мы победили. Думаю, не испугаемся дракона и даже сами попытаемся в него превратиться.
Дети выбирают, кто из них будет головой дракона, а кто хвостом. На голову надевается маска дракона. По команде голова старается схватить хвост. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ученик не побывает головой и хвостом.
- Игра «Мышь и мышеловка».
- Что такое мышеловка?
- Выберем мышку, остальные дети будут мышеловкой.
- Встанем в круг, плотно прижмемся друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимемся за пояс – это мышеловка. Мышонок - в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дырку», уговорить кого-нибудь раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.
(необходимо следить, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке, если мышонок не может выбраться из мышеловки, то нужно помочь мышонку, расслабив ноги, руки, пожалеть его)
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
- Сядем за столики и представим, что это лесная полянка (полянка украшена цветами, травой, деревцами), а вы медвежата. Мама медведица ушла в берлогу стелить кроватки перед сном, а медвежата, чтобы им не было страшно, решили поиграть в «Магазин». Один медвежонок – продавец, остальные – покупатели.
(ученики садятся полукругом перед столом с различными игрушками, на голове у каждого маска медвежонка)
- У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить, если выполните условие: не называть ее, а описать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает игрушку и продаст ее вам. Не забывайте о правилах вежливости.
(Первую игрушку покупает учитель, давая образец описания игрушки. «Я хочу купить игрушку. Она оранжевого цвета, у нее длинный, пушистый, красивый хвост, узенькая мордочка, хитренькие глазки» (лиса)).
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не купит по игрушке.
- Минута шалости (психологическая разгрузка).
По сигналу «удар в бубен» учащимся предлагается пошалить, (каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.д.). Звучит веселая музыка. Повторный сигнал через одну минуту объявляет конец шалостям.
- Комплекс игровых упражнений на психо-мышечную тренировку.
- Медвежата прибежали в берлогу, каждый забрался в свою кроватку (садятся в кресла, если нет в классе игрового уголка, то садятся за парты или на коврики). Но к берлоге прилетела пчелка. Медвежата не хотят ее пропускать.
- Поднимаем колени, делая домики. Как только я скажу «Летит!» вы дружно распрямляете ноги, чтобы пчела не пролетела в берлогу.
- Игра, направленная на расслабление и напряжение мышц туловища.
- Подул холодный северный ветер и пробрался в щелки берлоги. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Снова подул северный ветер. (повторить 2-3 раза).
- Игра лицевых мускулов.
- К берлоге снова прилетела пчела и на этот раз пробралась в берлогу. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали кружить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела.
- Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит все в порядке, погасила свет.
- Снова прилетела пчелка, медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.
- Медвежата тоже решили спать. Они расслабились в своих кроватках (креслах)
- Примите позу покоя. Слушайте и делайте как я: вдох-выдох…
- Руки, ноги, тело не напряжены, расслаблены.
(тихим голосом, замедленно, с длительными паузами дается новая формула общего покоя)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
Дышится легко…ровно…глубоко…
(длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном спокойным засыпали…
(громче, быстрее, энергичнее)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
(на протяжении всего текста звучит спокойная музыка)
IY. Подведение итогов урока.
- Ребята, понравился ли вам урок?
- Что понравилось больше всего?
- У каждого из вас на парте лежат карточки с различными оттенками настроения (грусть, радость, спокойствие). Выберите и покажите карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент.