План – конспект урока в 5 классе
Учитель : Фролова О.В.
5 класс.
Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»
Тема 3 четверти: «Можем ли мы увидеть музыку».
Тема урока: «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский
Тип урока: комбинированный,
Содержание: Жизнь – единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
Цель: выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.
Задачи: 1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Воспитывать чувство уважения и любви к творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана. доказать, что «Картинки с выставки»- это переосмысление художественного образа в музыкальном произведении.
2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности, дать определение термина «сюита»;
3.Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений
Оборудование урока: компьютер, колонки электронная презентация, портрет М.П.Мусоргского.
Музыкальный материал: пьесы М. П. Мусоргского: «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота». Мусоргского, песня «Птица-музыка» М. Пляцковского, В. Синенко.
Технологии, используемые на уроке:
Личностно-ориентированная.
Технология развивающего обучения.
Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.
Технология ассоциативно-образного мышления.
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент.
У. Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)
Д: Картины, цвет, краски…
Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.
Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Сегодня я предлагаю Вам посетить картинную галерею, но чтобы туда попасть необходимо получить ключ, дается он за ответы на вопросы блиц-турнира
Класс делится учителем на 3 группы. Вопросы задаются по очереди каждой группе. За правильный ответ даются карточки.
Блиц-опрос
1 Что такое миниатюра?
2 Вступление бывает в начале или в конце произведения?
3 Что такое «темп»?
4 Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
5 Как называется спокойная, монотонная песня с частыми повторами?
6 Назовите жанры, тесно связанные с литературой
7 Кто такой «солист»?
8 Что такое «программное произведение»?
9 Что такое «опера»?
10 Как называется большое количество людей, поющих вместе?
У.: Поздравляю вас, пройдя нелёгкий путь, вы получаете ключ. Давайте откроем дверь и посмотрим, что же интересного на выставке.
Но прежде мы немного отдохнём. Физминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Развернули руки шире, повернулись – три, четыре,
Крепко их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Расположить на доске эскизы Гартмана по порядку, а от одного до другого нарисовать дорожку.
У. : Посмотрите на эти рисунки, они все разные. Но что- то их объединяет. Как вы думаете, что?
Д.:Они находятся на одной выставке. Это работы одного художника.
У.: Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок композитор М. П. Мусоргский сочинил пьесу, составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки»
М. П. Мусоргский был очень необычным человеком . Музыку, которую он писал, современники не nонимали, его друзья - композиторы часто жестоко критиковали написанное. Оперу «Борис Годунов» не допустили к постановке в театре, и Мусоргскому пришлось её редактировать. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей .
«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением работ художника В. А. Гартмана. Он был одним из немногих друзей Мусоргского. Случилось так, что В.Гартман скоропостижно скончался, многие его друзья и знакомые были потрясены столь внезапной кончиной художника. Через год после смерти они решили устроить в память о В.Гартмане выставку его работ. В.Гартман был известен в кругах людей «искусства» как талантливый архитектор, декоратор. А знаете ли Вы кто такой декоратор?
Д.: декоратор - человек, который создает эскизы костюмов, декорации к спектаклям в театре.
У.: Как Вы думаете, что будет выставляться в качестве результата труда, творчества декоратора?
Д. –декорации, костюмы, картины
У. Конечно, нет. На выставке были представлены эскизы декораций, костюмов, зарисовки художника, который очень много путешествовал по миру, выхватывая интересные моменты и стараясь их запечатлеть на бумаге.
Что нам подсказывает название произведения «Картинки с выставки»?
Д: должно быть несколько разных изображений, они будут небольшого размера..
У: но если изображений несколько, значит композитору придется создавать несколько пьес с разными персонажами и событиями? Как же соединить их в целое произведение?
Произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общей идеей, мыслью, называется сюита- от французского «последовательность, ряд
Всего картинок, которые изобразил Мусоргский - девять, но мы остановимся сегодня на трёх.
«Балет невылупившихся птенцов»
В. А. Гартман нарисовал эскиз к балету, в котором участвовали юные танцоры, одетые в костюмы, изображавшие разбитые яичные скорлупки. Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку.
(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)
У.: Какие средства выразительности использовал композитор?
Д.: Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.
У.: Верно. Теперь взгляните на эту картинку (сказочная избушка). Что вы здесь видите? Д.: Красивый, яркий домик. Он как будто сделан из чего-то вкусного.
У.: Действительно, праздничная избушка. Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В. А. Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.
(Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках».)
У. Как зовут хозяйку?
Д. : Баба-яга.
У.: Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ?
Д.: Характер музыки: пугающая, с какими – то завываниями, изменяется динамика, то очень тихо, почти неслышно, то музыка взрывается и грохочет. Темп музыки был быстрым.
У.: Правильно. Баба Яга часто упоминается в русских народных сказках, но ее облик и характер напрямую зависят от местности, в которой была сочинена сказка. Так можно встретить сказки, в которых Баба Яга не злая и противная, а наоборот пытается помогать героям. Однако музы М.П. Мусоргского рисует иную картину - возникает ощущение, что нечистая сила пролетает прямо неподалеку от нас, летит со стремительной скоростью и силой; вот она приближается и уже совсем рядом свистнула и понеслась в своей ступе, погоняя помелом…
У.: Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка?
Д.: Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.
У.: Как вы думаете, могла ли музыка стать продолжением картины? Посмотрите на рисунок ещё раз и сочините свою сказку.
(Ученики предлагают 3-4 своих версии. Лучше всего сразу договориться, что это должны быть мини-сказки, иначе можно не уложиться в рамки урока.)
У.: Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный. (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».)
Д.: Эта картинка символизирует мощь русского народа. Возникло ощущение, что проходят богатыри, надежные, непобедимые, величественные.
У.: Мы слушали фортепианную версию цикла. Но пьесы настолько яркие, что французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.
Вопросы для закрепления:
Что нового вы сегодня узнали?
Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)
Вспомните названия прослушанных пьес. («Балет Невылупившихея птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».)
Сколько всего пьес в цикле? (Девять.)
Скажите, какая пьеса вам запомнилась больше всего? Почему?
Что, по вашему мнению, сделало её такой яркой и запоминающейся?
Скажите, все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками? Какие различались?
Смогли ли мы доказать, что композитор предложил своё видение, иногда отличающееся от эскизов своего друга?
Домашнее задание: (по выбору, любое из предложенных вариантов)
1. Нарисовать иллюстрацию к любому из прослушанных на уроке фрагментов из сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».
2. Сочинить под впечатлением от прослушанных фрагментов мини – сказку, записать в тетрадь, по желанию проиллюстрировать