Учащиеся слушают и анализируют музыку, говоря о медленном темпе, напоминающие ход рабочей артели, которые тяжело тянут судно с грузом на берег; нарастание динамики и её уход, напоминают уже обессиливших людей; не яркие цвета красок картины и выразительное (минорное) мужское вокальное исполнение (бас), открывает весь образ песни и картины. Создаётся впечатление целостного образа. Учитель: Обратимся к учебнику: в изобразительном искусстве часто употребляют выражение - цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Чтобы определить, существует ли переложение цвета в звуки, я предлагаю выполнить задание. Для этого возьмём листы с радугой. Под радугой пишем цвета, а напротив каждого, подбираем слова-эмоции и подбираем каждому цвету звук. Раскрашиваем радугу. Работать будем со стихотворением Е.Новичихиной «Цвета радуги», которое изображено на экране (работа в парах). Выполнение задания. Учитель: работая над «волшебной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки? Ученики:7 основных цветов (радуга) и 7 нот в музыке. Учитель: Правильно! Какого цвета получились ваши ноты? (ученики озвучивают результаты своей работы в таблице) Учитель: Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со « Стихотворением о нотах» (на экране) Задание: Ученики выполняют данное задание. Учитель: Итак, давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах» и сделаем вывод: существует переложение цвета в звуки? Ученики: Да! Музыка не смогла бы появиться без образного содержания, цвета, красок и наоборот. Звучит песня: «Птица-музыка» В. Синенко. После прослушивания уч-ся определяют характер и предлагают своё название песни. Затем записывают правильное название песни в тетрадь. Учитель: О чём эта песня? Ученики: О музыке в образе птицы, солнечных ромашек, радуги. Учитель: Правильно! Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет, а выразительное исполнение усиливает образное впечатление. Давайте убедимся в этом: Разучивание 1 куплета песни с пластическим интонированием. В процессе разучивания используются разные формы исполнения: индивидуально, по группам, всем классом, с дирижёром. Учитель: Без чего не смогла бы появиться песня? Ученики: Песня не смогла бы появиться без поэтического текста, вызванным воображением поэта как «птицей-песней» и представленной художественным образом ярких красок. Учитель: Совершенно верно! Мы познакомились сегодня с произведениями музыки и изобразительного искусства. Что же объединяет и отличает эти два разных жанра? Ученики: РАЗЛИЧНОЕ: Песня - вокальное произведение, музыкальный жанр, а живописная картина-шедевр изобразительного искусства. Музыка-это звуки, а картина-это краски. Общее: Музыку и картины объединяют зрительные образы, возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в свои произведения; сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета. Учитель: Правильно! Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: Что роднит музыку и изобразительное искусство? На классном экране задание: Учитель просит каждую группу ознакомиться со своим заданием, которое выведено на экране. Учитель: Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет… А вот чей, вам нужно узнать. Кто это - обычный человек или персонаж сказки? Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковский, на экране картина В. Васнецова «Баба Яга» |