Предмет: Музыка.
-продолжить изучение темы: «Что бы стало с литературой, если бы не было музыки»;
-направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
-воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
-направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
-воспитывать чувство прекрасного чрез произведения искусства.
3. «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» - (слушание).
Этапы урока и их содержание | Время (мин.) | Деятельность |
Учителя | Учащегося |
Организационный этап. | 1 | Организационная. | Сообщают об отсутствующих. |
Постановка цели. СЛАЙД № 1. На предыдущих уроках мы с вами начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давайте вместе вспомним вопрос, на который мы с вами пытались ответить? СЛАЙД № 2. | 3 | Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока. | Внимательно слушают и записывают в тетрадь. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? |
Изучение новой темы через повторение. Сейчас я вам предлагаю вспомнить некоторые литературные жанры, которые вы знаете, и разгадать кроссворд, где ключевое слово ЛИТЕРАТУРА. СЛАЙД № 3. Жанры: 1- стих; 2- повесть; 3- басня; 4- легенда; 5- миф; 6- роман; 7- рассказ; 8- сказка. Молодцы ребята! Кроссворд отгадан и теперь ответьте мне пожалуйста на вопрос: Как вы считаете, какой из этих литературных жанров самый музыкальный и что было бы со стихами, если бы не было музыки? Ответ: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие бы стихи так и не стали бы песнями. Ведь многие писались специально для того чтобы стать песней. СЛАЙД № 4. Давайте прочитаем слова неизвестного автора и подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе и что роднит её с музыкой? Ответ: Наблюдаются черты сходства – интонация, темп, ритм. Мелодичность фраз. Сейчас ребята, давайте отгадаем загадку: Движенья плавные смычка Приводит в трепет струны, Мотив журчит издалека Поёт про ветер лунный. (Скрипка) СЛАЙД № 5. СЛАЙД № 6. Сейчас мы прослушайте норвежскую народную песню «Волшебный смычок» под аккомпонимент фортепиано. | 15 | Оформление доски. Совместно с учащимися разгадывает кроссворд. Следит за верностью рассуждений учащихся. Помогает в выборе правильного ответа. | Предлагают варианты ответов. Внимательно слушают и отвечают на заданный вопрос. Читают стих и отвечают на вопрос. Анализируют и отвечают. |
Слушание песни (исполнение и игра учителя). | 2 | Во время прослушивания песни предлагает учащимся посмотреть на слайд со словами и осмыслить песню. | Внимательно слушают и следят за словами. |
Прослушав песню, ответьте на вопросы: Кто и кому отказался продавать волшебный инструмент и почему? Ответ: Старичок отказался продавать скрипку богачу за амбар хлеба. Так как она была волшебной и обладала необыкновенной силой в музыке, под которую танцевали и веселились люди. Вопрос: Почему песня называется «Волшебный смычок»? Ответ: Потому что в ней говорилось о волшебном музыкальном инструменте – скрипке. Вопрос: Можно ли назвать песню музыкальной сказкой? Ответ: Да, так как сюжет сказочный. | | Развивает образное мышление учащихся. | Проанализировав песню отвечают на вопросы. |
Физминутка. Буратино потянулся (руки вверх, ноги на носочках) Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны). Видно ключик не достать (повороты головы) На носочки надо встать (встать на носочки и на ступню). | 2 | Следит за правильным выполнением движений. | Правильное выполнение движений со словами. |
Отдохнули немножко и продолжим наш урок. Не только музыка и поэзия имеют схожие черты, и не только песнями обогащает музыка литературу. Музыка часто становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает пережить трудные минуты. Она пробуждает чувства, борется со злом и нельзя представить себе сказки без музыкального сопровождения. На фоне звучания песни «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» (слушание) появляется СЛАЙД № 7. Ответьте на вопрос: Чему учат сказки? Ответ: сказки учат творить добро, побеждать зло и быть самим добрыми. Вопрос: Почему нельзя прожить на свете без сказок? Ответ: Потому что сказки – это детство каждого человека и они очень интересны и поучительные. Вопрос: Назовите сказки, в которых звучит музыка? Ответ: Снегурочка, Морозко, Финист ясный сокол и др. | 2 | Предлагает прочитать стих и ответить на вопросы. | Чтение стиха и осмысление прочитанного.Ответы на вопросы. |
Закрепление объектов изучения. Сейчас мы с вами закрепим полученные знания и заглянем в картинную галерею сказок. Сегодня там представлены живописные произведения их различных сказок (сказка-былина «Садко», «Золушка» Ш.Перро). Во многих сказках мира звучит музыка, которая их украшает. СЛАЙД № 8 СЛАЙД № 9 Посмотрите внимательно на экран и послушаем музыкальные фрагменты из м\ф «Бременские музыканты». «Песенка друзей» - слушание (фрагмент). Послушав фрагменты песен, ответьте на вопросы: Какое место в мультфильме занимает музыка? Ответ: Весь мультфильм создан совместно с музыкой. | 5 3 | Обсуждает совместно с учащимися фрагменты из урока. Следит за верностью рассуждений учащихся. | Активно включаются в работу. Отвечают на заданные вопросы. |
Домашнее задание. Прочитать и выучить в учебнике тему: «Что роднит музыку с литературой в сказке» на страницах 6-9. | 2 | Поясняет домашнее задание. | Внимательно послушав пояснение учителя, записывают домашнее задание. |
Подведение итогов и выставление оценок за урок. Всё то, что есть прекрасное в искусстве, возвышенно в литературе и способствовало появлению сказок у разных народов мира. Ведь музыка помогает охарактеризовать героя, его переживания и победить зло. Поэтому музыка часто является темой самой литературы. Вопрос: проанализировав урок, что из этого можно выделить самое главное? Ответ: Ясно одно – что в сказке в одно сливаются и музыка и литература. Тем самым, дополняя друг друга. Сегодня на уроке все вы работали очень активно, хорошо, молодцы! СЛАЙД №10 Выставление оценок. | 5 | Обсудить вместе с учащимися главного вопроса урока. | Ответы на главный вопрос. |