kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что роднит музыку с литературой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5 классе, соответсвует ФГОС.  

ЦЕЛИ:

1) образовательная: убедиться в тесной связи музыки с литературой, с природой и жизнью вообще;

2) развивающая: придать яркую эмоциональную окраску характеру исполнения музыки на примерах песен о жаворонке;

3) воспитывать эстетическую культуру в восприятии жизни

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что роднит музыку с литературой?»

План-конспект урока по музыке 5 класс

Учитель: Шадрина Ирина Владимировна,

МБОУ «СШ № 2 7 имени Э.А. Хиля»

ТЕМА: Что роднит музыку с литературой?

ЦЕЛИ:

1) образовательная: убедиться в тесной связи музыки с литературой, с природой и жизнью вообще;

2) развивающая: придать яркую эмоциональную окраску характеру исполнения музыки на примерах песен о жаворонке;

3) воспитывать эстетическую культуру в восприятии жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Предметные: Дать понятия песня, романс. Значение слов в песне. Интонация как носитель смысла в музыке. Познакомиться с новой песней и начать работу над озвучиванием 1 куплета.

Метапредметные: Видеть роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Показать сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Опора на интонационно — образную, жанровую и стилевую основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Личностные: Воспитывать чувство любви к литературе, развивать эмоциональную сферу души ребёнка, заставить сопереживать. Продолжить развивать навыки хорового пения.

ОБОРУДОВАНИЕ: фонограмма пения жаворонка, фотографии жаворонков, аудио и видео-записи, синтезатор, словарь эстетических эмоций.

ТИП УРОКА: введение в тему

Музыкальный материал

1. Г.Струве «Моя Россия»;

2. Муз. М.Минкова, ст. Ю.Энтина «Песня о Дороге Добра»;

3. М.Глинка «Жаворонок»

4. Аудио-файл «Звуки природы. Жаворонок»

ПЛАН УРОКА:

1. Источник искусства – реальная жизнь.

2. Интонация.

3. Общность жанров.

ХОД УРОКА:

ЭПИГРАФ:

«И все, что в слове сердцу мило, на музыку переложи»

Расул Гамзатов

I. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку. Актуализация опорных знаний.

Приветствие: дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой, чтение эпиграфа.

Мотивация обучающихся на определение темы урока: (Целеполагание)

Аварский поэт Р.Гамзатов предложил связать слово с музыкой, не так ли? Без литературы, что стало бы с музыкой? Что является тем источником, из которого вытекают темы и сюжеты обоих искусств—музыки и литературы?

Что же роднит музыку с литературой? – Вот мы и определили тему урока!

Ответ – реальная жизнь, окружающая нас. Жизнь эту люди всегда описывали в литературных произведениях, в поэзии. О чем любят писать поэты?

Методический приём «Микрофон»

Ответы: О чувствах, о людях, о природе, о животных и птицах…

А какие птицы живут вокруг нас? Ребята называют знакомых птиц. (во время ответов ребята передают микрофон из рук в руки, причём говорить имеет право только тот, у кого в руке микрофон. Если ученик затрудняется с ответом, он передаёт микрофон следующему)

Однажды стихотворение Нестора Кукольника (см. портрет поэта)

о маленькой птичке легло в основу замечательного романса Михаила Ивановича Глинки (см. портрет)

Дать понятие Романса и Песни. В чём их различие и сходство?

Слушаем песню М.Глинки «Жаворонок» -- Важно понять, как фортепианный аккомпанемент в проигрыше помогает создать образ поющей птицы. Кто такой жаворонок?

Мы можем его изобразить? Как?—красками на холсте, словами описать, музыкой. Наше отношение к птичке.

Рассматриваем фотографии птиц, слушаем реальное пение жаворонка в записи.

Сравнить способы передачи образа жаворонка в живописи и музыке: называем сходство выразительных средств – плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке.

Где живут жаворонки? Вместе с нами на одной земле, в одной стране! Наш народ помнит и любит творчество аварского поэта Расула Гамзатова. (методика художественной декламации)

II. Коллективное чтение с экрана: начинает один, продолжают другие и учитель.

(в процессе обучения все неизвестные ранее детям слова и выражения должны быть кратко, но точно и образно объяснены учителем)

Расул Гамзатов

Рождение песни

Строка без музыки – бескрыла,

Ты удружи мне, удружи

И все, что в слове сердцу мило,

На музыку переложи.

Сложи напев, что лих и буен,

Чья власть сердечная нежна.

Пусть горы бьют в луну, как в бубен,

И бубен блещет, как луна.

Слова и звездны, и туманны,

Ты честь в горах им окажи:

На африканские тамтамы

И на свирели положи… и далее до конца стихотворения.

III. Изучение нового материала

Мы выявили общий источник, вдохновляющий авторов на создание литературных и музыкальных произведений. Что ещё их связывает? Обратимся к учебнику: стр. 6-9

Работа в парах

Работа с учебником стр.6: Что такое интонация?

Прочитайте и придумайте друг другу по одному вопросу, раскрывающему суть понятия интонации?

Учебник, стр. 7: Вокальные и инструментальные произведения.

Беседа по вопросам

1. По каким направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?

2. Что побуждает к сочинению таких крупных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера?

3. Какую основу имеют инструментальные произведения? Есть ли у них программа?

IV. Работа над песней.

Учитель: Ребята, вы говорили, что жаворонки живут вместе с нами на одной земле, в одной стране! Они поют, и мы споём о нашей общей Родине!

Распевание и разучивание песни: «Моя Россия» Показать песню. Работаем над озвучиванием первого куплета—мелодия и слова.

РАЗМИНКА. Танец-импровизация «Мы все - разные птицы!»

На центр класса приглашаются несколько наиболее активных детей (метод работы с одарёнными), которые импровизируют, задавая всем движения, имитирующие различных птиц. Остальные повторяют под музыкальное сопровождение. (учитель может играть сам или использовать готовую фонограмму)

V. Слушание музыки—Марк Минков «Песня о Дороге Добра»;

Анализ-интерпретация песни и ритмический аккомпанемент к ней -- шумовой оркестр.

Для ритмического сопровождения целесообразно выбрать шумовые инструменты с умеренным звучанием—треугольники, маракасы, металлофон, ксилофон и другие. Обратить внимание на двудольность, акцентирование сильных долей и очень сдержанную, тихую динамику исполнения. Чтобы не заглушить мелодию.

Анализ песен – эмоциональная сторона. Раскрыть эмоциональное отношение к этому произведению. Как оно связано с предыдущими, услышанными на уроке?

VI. Поделиться на группы для создания исследовательских проектов. Выбрать исследовательский проект—стр. 154

VII. Рефлексия, итог урока: вопрос к эпиграфу - можно ли назвать стихотворение Р.Гамзатова музыкальным по смыслу и звучанию? Дети дают ответ.

VIII. Оценивание. Домашнее задание: нарисовать жаворонка в окружении русской природы.

Использованные информационные материалы:

https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/romansy-glinki/mikhail-ivanovich-glinka-zhavoronok;

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/100913-rabota-s-odarennymi-detmi-na-urokah-muzyki;

http://muztron.com/listen_online/zvuki-prirody-zhavoronok-polevoy




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что роднит музыку с литературой?

Автор: Шадрина Ирина Владимировна

Дата: 21.08.2024

Номер свидетельства: 655175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "«Что роднит музыку с литературой». "
    ["seo_title"] => string(33) "chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "186496"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426351121"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку с литературой". "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "153086"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420968838"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация  урока музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку с литературой". "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "153106"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420971732"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Что роднит музыку с литературой? "
    ["seo_title"] => string(35) "chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi-1"
    ["file_id"] => string(6) "192556"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427471628"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Что роднит музыку с лиературой"
    ["seo_title"] => string(31) "chto_rodnit_muzyku_s_lieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "647606"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1710967274"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства