kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что роднит музыку с литературой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5 классе, соответсвует ФГОС.  

ЦЕЛИ:

1) образовательная: убедиться в тесной связи музыки с литературой, с природой и жизнью вообще;

2) развивающая: придать яркую эмоциональную окраску характеру исполнения музыки на примерах песен о жаворонке;

3) воспитывать эстетическую культуру в восприятии жизни

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что роднит музыку с литературой?»

План-конспект урока по музыке 5 класс

Учитель: Шадрина Ирина Владимировна,

МБОУ «СШ № 2 7 имени Э.А. Хиля»

ТЕМА: Что роднит музыку с литературой?

ЦЕЛИ:

1) образовательная: убедиться в тесной связи музыки с литературой, с природой и жизнью вообще;

2) развивающая: придать яркую эмоциональную окраску характеру исполнения музыки на примерах песен о жаворонке;

3) воспитывать эстетическую культуру в восприятии жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Предметные: Дать понятия песня, романс. Значение слов в песне. Интонация как носитель смысла в музыке. Познакомиться с новой песней и начать работу над озвучиванием 1 куплета.

Метапредметные: Видеть роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Показать сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Опора на интонационно — образную, жанровую и стилевую основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Личностные: Воспитывать чувство любви к литературе, развивать эмоциональную сферу души ребёнка, заставить сопереживать. Продолжить развивать навыки хорового пения.

ОБОРУДОВАНИЕ: фонограмма пения жаворонка, фотографии жаворонков, аудио и видео-записи, синтезатор, словарь эстетических эмоций.

ТИП УРОКА: введение в тему

Музыкальный материал

1. Г.Струве «Моя Россия»;

2. Муз. М.Минкова, ст. Ю.Энтина «Песня о Дороге Добра»;

3. М.Глинка «Жаворонок»

4. Аудио-файл «Звуки природы. Жаворонок»

ПЛАН УРОКА:

1. Источник искусства – реальная жизнь.

2. Интонация.

3. Общность жанров.

ХОД УРОКА:

ЭПИГРАФ:

«И все, что в слове сердцу мило, на музыку переложи»

Расул Гамзатов

I. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку. Актуализация опорных знаний.

Приветствие: дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой, чтение эпиграфа.

Мотивация обучающихся на определение темы урока: (Целеполагание)

Аварский поэт Р.Гамзатов предложил связать слово с музыкой, не так ли? Без литературы, что стало бы с музыкой? Что является тем источником, из которого вытекают темы и сюжеты обоих искусств—музыки и литературы?

Что же роднит музыку с литературой? – Вот мы и определили тему урока!

Ответ – реальная жизнь, окружающая нас. Жизнь эту люди всегда описывали в литературных произведениях, в поэзии. О чем любят писать поэты?

Методический приём «Микрофон»

Ответы: О чувствах, о людях, о природе, о животных и птицах…

А какие птицы живут вокруг нас? Ребята называют знакомых птиц. (во время ответов ребята передают микрофон из рук в руки, причём говорить имеет право только тот, у кого в руке микрофон. Если ученик затрудняется с ответом, он передаёт микрофон следующему)

Однажды стихотворение Нестора Кукольника (см. портрет поэта)

о маленькой птичке легло в основу замечательного романса Михаила Ивановича Глинки (см. портрет)

Дать понятие Романса и Песни. В чём их различие и сходство?

Слушаем песню М.Глинки «Жаворонок» -- Важно понять, как фортепианный аккомпанемент в проигрыше помогает создать образ поющей птицы. Кто такой жаворонок?

Мы можем его изобразить? Как?—красками на холсте, словами описать, музыкой. Наше отношение к птичке.

Рассматриваем фотографии птиц, слушаем реальное пение жаворонка в записи.

Сравнить способы передачи образа жаворонка в живописи и музыке: называем сходство выразительных средств – плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке.

Где живут жаворонки? Вместе с нами на одной земле, в одной стране! Наш народ помнит и любит творчество аварского поэта Расула Гамзатова. (методика художественной декламации)

II. Коллективное чтение с экрана: начинает один, продолжают другие и учитель.

(в процессе обучения все неизвестные ранее детям слова и выражения должны быть кратко, но точно и образно объяснены учителем)

Расул Гамзатов

Рождение песни

Строка без музыки – бескрыла,

Ты удружи мне, удружи

И все, что в слове сердцу мило,

На музыку переложи.

Сложи напев, что лих и буен,

Чья власть сердечная нежна.

Пусть горы бьют в луну, как в бубен,

И бубен блещет, как луна.

Слова и звездны, и туманны,

Ты честь в горах им окажи:

На африканские тамтамы

И на свирели положи… и далее до конца стихотворения.

III. Изучение нового материала

Мы выявили общий источник, вдохновляющий авторов на создание литературных и музыкальных произведений. Что ещё их связывает? Обратимся к учебнику: стр. 6-9

Работа в парах

Работа с учебником стр.6: Что такое интонация?

Прочитайте и придумайте друг другу по одному вопросу, раскрывающему суть понятия интонации?

Учебник, стр. 7: Вокальные и инструментальные произведения.

Беседа по вопросам

1. По каким направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?

2. Что побуждает к сочинению таких крупных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера?

3. Какую основу имеют инструментальные произведения? Есть ли у них программа?

IV. Работа над песней.

Учитель: Ребята, вы говорили, что жаворонки живут вместе с нами на одной земле, в одной стране! Они поют, и мы споём о нашей общей Родине!

Распевание и разучивание песни: «Моя Россия» Показать песню. Работаем над озвучиванием первого куплета—мелодия и слова.

РАЗМИНКА. Танец-импровизация «Мы все - разные птицы!»

На центр класса приглашаются несколько наиболее активных детей (метод работы с одарёнными), которые импровизируют, задавая всем движения, имитирующие различных птиц. Остальные повторяют под музыкальное сопровождение. (учитель может играть сам или использовать готовую фонограмму)

V. Слушание музыки—Марк Минков «Песня о Дороге Добра»;

Анализ-интерпретация песни и ритмический аккомпанемент к ней -- шумовой оркестр.

Для ритмического сопровождения целесообразно выбрать шумовые инструменты с умеренным звучанием—треугольники, маракасы, металлофон, ксилофон и другие. Обратить внимание на двудольность, акцентирование сильных долей и очень сдержанную, тихую динамику исполнения. Чтобы не заглушить мелодию.

Анализ песен – эмоциональная сторона. Раскрыть эмоциональное отношение к этому произведению. Как оно связано с предыдущими, услышанными на уроке?

VI. Поделиться на группы для создания исследовательских проектов. Выбрать исследовательский проект—стр. 154

VII. Рефлексия, итог урока: вопрос к эпиграфу - можно ли назвать стихотворение Р.Гамзатова музыкальным по смыслу и звучанию? Дети дают ответ.

VIII. Оценивание. Домашнее задание: нарисовать жаворонка в окружении русской природы.

Использованные информационные материалы:

https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/romansy-glinki/mikhail-ivanovich-glinka-zhavoronok;

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/100913-rabota-s-odarennymi-detmi-na-urokah-muzyki;

http://muztron.com/listen_online/zvuki-prirody-zhavoronok-polevoy




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что роднит музыку с литературой?

Автор: Шадрина Ирина Владимировна

Дата: 21.08.2024

Номер свидетельства: 655175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "«Что роднит музыку с литературой». "
    ["seo_title"] => string(33) "chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "186496"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426351121"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку с литературой". "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "153086"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420968838"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация  урока музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку с литературой". "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "153106"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420971732"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Что роднит музыку с литературой? "
    ["seo_title"] => string(35) "chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi-1"
    ["file_id"] => string(6) "192556"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427471628"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Что роднит музыку с лиературой"
    ["seo_title"] => string(31) "chto_rodnit_muzyku_s_lieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "647606"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1710967274"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1830 руб.
2620 руб.
1620 руб.
2320 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1310 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства