Просмотр содержимого документа
«Что роднит музыку с литературой?»
План-конспект урока по музыке 5 класс
Учитель: Шадрина Ирина Владимировна,
МБОУ «СШ № 2 7 имени Э.А. Хиля»
ТЕМА: Что роднит музыку с литературой?
ЦЕЛИ:
1) образовательная: убедиться в тесной связи музыки с литературой, с природой и жизнью вообще;
2) развивающая: придать яркую эмоциональную окраску характеру исполнения музыки на примерах песен о жаворонке;
3) воспитывать эстетическую культуру в восприятии жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Предметные: Дать понятия песня, романс. Значение слов в песне. Интонация как носитель смысла в музыке. Познакомиться с новой песней и начать работу над озвучиванием 1 куплета.
Метапредметные: Видеть роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Показать сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Опора на интонационно — образную, жанровую и стилевую основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Личностные: Воспитывать чувство любви к литературе, развивать эмоциональную сферу души ребёнка, заставить сопереживать. Продолжить развивать навыки хорового пения.
ОБОРУДОВАНИЕ: фонограмма пения жаворонка, фотографии жаворонков, аудио и видео-записи, синтезатор, словарь эстетических эмоций.
ТИП УРОКА: введение в тему
Музыкальный материал
1. Г.Струве «Моя Россия»;
2. Муз. М.Минкова, ст. Ю.Энтина «Песня о Дороге Добра»;
3. М.Глинка «Жаворонок»
4. Аудио-файл «Звуки природы. Жаворонок»
ПЛАН УРОКА:
1. Источник искусства – реальная жизнь.
2. Интонация.
3. Общность жанров.
ХОД УРОКА:
ЭПИГРАФ:
«И все, что в слове сердцу мило, на музыку переложи»
Расул Гамзатов
I. Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку. Актуализация опорных знаний.
Приветствие: дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой, чтение эпиграфа.
Мотивация обучающихся на определение темы урока: (Целеполагание)
Аварский поэт Р.Гамзатов предложил связать слово с музыкой, не так ли? Без литературы, что стало бы с музыкой? Что является тем источником, из которого вытекают темы и сюжеты обоих искусств—музыки и литературы?
Что же роднит музыку с литературой? – Вот мы и определили тему урока!
Ответ – реальная жизнь, окружающая нас. Жизнь эту люди всегда описывали в литературных произведениях, в поэзии. О чем любят писать поэты?
Методический приём «Микрофон»
Ответы: О чувствах, о людях, о природе, о животных и птицах…
А какие птицы живут вокруг нас? Ребята называют знакомых птиц. (во время ответов ребята передают микрофон из рук в руки, причём говорить имеет право только тот, у кого в руке микрофон. Если ученик затрудняется с ответом, он передаёт микрофон следующему)
Однажды стихотворение Нестора Кукольника (см. портрет поэта)
о маленькой птичке легло в основу замечательного романса Михаила Ивановича Глинки (см. портрет)
Дать понятие Романса и Песни. В чём их различие и сходство?
Слушаем песню М.Глинки «Жаворонок» -- Важно понять, как фортепианный аккомпанемент в проигрыше помогает создать образ поющей птицы. Кто такой жаворонок?
Мы можем его изобразить? Как?—красками на холсте, словами описать, музыкой. Наше отношение к птичке.
Рассматриваем фотографии птиц, слушаем реальное пение жаворонка в записи.
Сравнить способы передачи образа жаворонка в живописи и музыке: называем сходство выразительных средств – плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке.
Где живут жаворонки? Вместе с нами на одной земле, в одной стране! Наш народ помнит и любит творчество аварского поэта Расула Гамзатова. (методика художественной декламации)
II. Коллективное чтение с экрана: начинает один, продолжают другие и учитель.
(в процессе обучения все неизвестные ранее детям слова и выражения должны быть кратко, но точно и образно объяснены учителем)
Расул Гамзатов
Рождение песни
Строка без музыки – бескрыла,
Ты удружи мне, удружи
И все, что в слове сердцу мило,
На музыку переложи.
Сложи напев, что лих и буен,
Чья власть сердечная нежна.
Пусть горы бьют в луну, как в бубен,
И бубен блещет, как луна.
Слова и звездны, и туманны,
Ты честь в горах им окажи:
На африканские тамтамы
И на свирели положи… и далее до конца стихотворения.
III. Изучение нового материала
Мы выявили общий источник, вдохновляющий авторов на создание литературных и музыкальных произведений. Что ещё их связывает? Обратимся к учебнику: стр. 6-9
Работа в парах
Работа с учебником стр.6: Что такое интонация?
Прочитайте и придумайте друг другу по одному вопросу, раскрывающему суть понятия интонации?
Учебник, стр. 7: Вокальные и инструментальные произведения.
Беседа по вопросам
1. По каким направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?
2. Что побуждает к сочинению таких крупных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера?
3. Какую основу имеют инструментальные произведения? Есть ли у них программа?
IV. Работа над песней.
Учитель: Ребята, вы говорили, что жаворонки живут вместе с нами на одной земле, в одной стране! Они поют, и мы споём о нашей общей Родине!
Распевание и разучивание песни: «Моя Россия» Показать песню. Работаем над озвучиванием первого куплета—мелодия и слова.
РАЗМИНКА. Танец-импровизация «Мы все - разные птицы!»
На центр класса приглашаются несколько наиболее активных детей (метод работы с одарёнными), которые импровизируют, задавая всем движения, имитирующие различных птиц. Остальные повторяют под музыкальное сопровождение. (учитель может играть сам или использовать готовую фонограмму)
V. Слушание музыки—Марк Минков «Песня о Дороге Добра»;
Анализ-интерпретация песни и ритмический аккомпанемент к ней -- шумовой оркестр.
Для ритмического сопровождения целесообразно выбрать шумовые инструменты с умеренным звучанием—треугольники, маракасы, металлофон, ксилофон и другие. Обратить внимание на двудольность, акцентирование сильных долей и очень сдержанную, тихую динамику исполнения. Чтобы не заглушить мелодию.
Анализ песен – эмоциональная сторона. Раскрыть эмоциональное отношение к этому произведению. Как оно связано с предыдущими, услышанными на уроке?
VI. Поделиться на группы для создания исследовательских проектов. Выбрать исследовательский проект—стр. 154
VII. Рефлексия, итог урока: вопрос к эпиграфу - можно ли назвать стихотворение Р.Гамзатова музыкальным по смыслу и звучанию? Дети дают ответ.
VIII. Оценивание. Домашнее задание: нарисовать жаворонка в окружении русской природы.