kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Что роднит музыку с литературой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока : выявить общие черты связи музыки и литературы.анализируя музыкальные и литературные произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Что роднит музыку с литературой"»


Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».

Дата проведения : 20. 12. 18 г.

Цель: выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения.



Задачи урока:

 Образовательные:

  • создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?

  • выявить опорные направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.

Развивающие:

  • развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.

  • учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.

Воспитательные:

  • учить находить взаимосвязь искусства и жизни.

  • учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.



Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.



Необходимое оборудование : компьютер, презентация, музыкальный и литературный материал.

















Ход урока.



I. Организационная часть .( 1 мин.)

Провести беседу, посвященную настроить на положительный результат , вспомнить тему предыдущего урока .



II. Основная часть.



1. Актуализация знаний. (5-7 мин.)

На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете, нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?

Ответы учащихся: Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.

- А почему?

Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс.



Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы? Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.



2. Формулирование темы урока.(10-15 мин.)

- Откройте учебник и прочтите тему I полугодия. а на следующей странице тему сегодняшнего урока. (Слайд№ 1)

Планирование деятельности.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке.

(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).

- Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

3. Работа над новым материалом. (15-20 мин)  Постановка учебной проблемы.

Проблема: «Нужна ли музыке литература?»

- Чтобы ответить на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их. Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы искусств музыки и литературы имеют общий источник – это жизнь (Слайд №2.)

- Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. (Слайд №3) Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.

Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы. (Слайд №4)

  • Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.

  • Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.

  • Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.

  • Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.

  • Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

- Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров.  Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.

- Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? 

Ответы учащихся: Это русская народная песня «Во поле береза стояла».

- Правильно, давайте исполним песню (исполнение)

- Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?

П.И. Чайковский.

- Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. 

Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4» (Слайд 5).

Ответы учащихся: Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.

III. Осмысление и закрепление знаний.

На следующем слайде (Слайд № 6) вы видите стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок», выразительно прочтите его. - Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы?

Чтение стихотворения.

Ответы учащихся: Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.

- М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №7) Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.

Слушание.

- Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.

- Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса. Слушание.

Ответы учащихся: – Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.

- Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд № 8)

Да.

- Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.

Ответы учащихся: – Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…

- Какой напрашивается вывод?

Ответы учащихся: - Все виды искусств: музыка, литература и живопись тесно взаимосвязаны и имеют очень много общего.

- А теперь ответьте на главный вопрос сегодняшнего урока. (Слайд № 9) Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Ответы учащихся: – Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.

- Сделайте вывод по уроку.

Ответы учащихся:

В ы в о д: такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.




IV. Подведение итогов. (5 мин.)

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №10)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Как вы оцениваете свои знания?

(самооценка, взаимооценка)



Домашнее задание .

Принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.


Список использованной литературы.

  1. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.

2. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984

Интернет-ресурсы:

  1. 1.http://classic-music.ru

  2. 2.http://ru.wikipedia.org




Самоанализ   урока

Музыка

              Тема полугодия  «Музыка и изобразительное искусство».

Данный урок разработан на основе авторской  программы  по предмету «Музыка. 5-7 классы» Г.П.Сергеевой,  Е.Д.Критской,  М. «Просвещение», 2011 г.  5  класс

             Цель: выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения.



Задачи урока:

 Образовательные:

  • создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?

  • выявить опорные направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.

Развивающие:

  • развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.

  • учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.

Воспитательные:

  • учить находить взаимосвязь искусства и жизни.

  • учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

     

Оборудование урока: компьютер, презентация, музыкальный и литературный материал.

 Организационная часть состояла из приветствия учителя и учащихся.

      Закрепление и повторение материала 1 полугодия прошло в виде тестового опроса учащихся по теме «Музыка и литература».

Основная часть урока изложение нового материала началось с вокально-хоровой работы. С помощью песни и стихотворения мы узнали тему урока «Что роднит музыку и изобразительное искусство».



Вокально-хоровая работа на уроке состояла из повторения изученного материала ( «Музыка зимы)  и работы над новой песней «Музыка « Г.Струве, которая так ярко и точно раскрыла тему урока.

При подведении итога урока выделили особенности «жизни» музыки и изобразительного искусства.

 

Проведено оценивание учащихся и  дано задание на дом.

    Работа на уроке бала активно и увлечённо.

Я считаю, что поставленная мною цель достигнута, задачи решались в процессе урока. Учащиеся познакомились с новыми понятиями и произведениями в музыке и изобразительном искусстве, как теоретически так и практически включая вокально-хоровую работу.

 Представление презентации в раскрытии данной темы  это лучшая технология.

Этапы урока спланированы правильно, время распределено рационально. План урока реализован.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Что роднит музыку с литературой"

Автор: Халиуллаева Надежда Николаевна

Дата: 23.01.2019

Номер свидетельства: 496861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "«Что роднит музыку с литературой». "
    ["seo_title"] => string(33) "chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "186496"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426351121"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку с литературой". "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "153086"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420968838"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация  урока музыки в 5 классе по теме: "Что роднит музыку с литературой". "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "153106"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420971732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Что роднит музыку с литературой? "
    ["seo_title"] => string(35) "chto-rodnit-muzyku-s-litieraturoi-1"
    ["file_id"] => string(6) "192556"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427471628"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Что роднит музыку с лиературой"
    ["seo_title"] => string(31) "chto_rodnit_muzyku_s_lieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "647606"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1710967274"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства