Просмотр содержимого документа
«"Что роднит музыку с литературой"»
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».
Дата проведения : 20. 12. 18 г.
Цель: выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?
выявить опорные направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.
Развивающие:
развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.
учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.
Воспитательные:
учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Необходимое оборудование : компьютер, презентация, музыкальный и литературный материал.
Ход урока.
I. Организационная часть .( 1 мин.)
Провести беседу, посвященную настроить на положительный результат , вспомнить тему предыдущего урока .
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний. (5-7 мин.)
На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете, нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?
- Ответы учащихся:Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.
- А почему?
- Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы? Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.
2. Формулирование темы урока.(10-15 мин.)
- Откройте учебник и прочтите тему I полугодия., а на следующей странице тему сегодняшнего урока. (Слайд№ 1)
Планирование деятельности.
- А теперь давайте составим план, работы на уроке.
(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).
- Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
3. Работа над новым материалом. (15-20 мин) Постановка учебной проблемы.
Проблема: «Нужна ли музыке литература?»
- Чтобы ответить на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их. Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы искусств музыки и литературы имеют общий источник – это жизнь (Слайд №2.)
- Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация.(Слайд №3) Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.
Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы. (Слайд №4)
Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.
Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.
Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.
Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.
Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.
- Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров. Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.
- Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать?
- Ответы учащихся:Это русская народная песня «Во поле береза стояла».
- Правильно, давайте исполним песню (исполнение)
- Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?
- П.И. Чайковский.
- Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется.
Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4» (Слайд 5).
Ответы учащихся: Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.
III. Осмысление и закрепление знаний.
На следующем слайде (Слайд № 6) вы видите стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок», выразительно прочтите его. - Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы?
- М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №7) Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.
Слушание.
- Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.
- Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса. Слушание.
- Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд № 8)
- Да.
- Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.
Ответы учащихся: – Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…
- Какой напрашивается вывод?
Ответы учащихся: - Все виды искусств: музыка, литература и живопись тесно взаимосвязаны и имеют очень много общего.
- А теперь ответьте на главный вопрос сегодняшнего урока. (Слайд № 9) Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Ответы учащихся:– Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.
- Сделайте вывод по уроку.
Ответы учащихся:
В ы в о д: такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.
IV. Подведение итогов. (5 мин.)
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №10)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Как вы оцениваете свои знания?
(самооценка, взаимооценка)
Домашнее задание .
Принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.
Список использованной литературы.
Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.
2. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984
Интернет-ресурсы:
1.http://classic-music.ru
2.http://ru.wikipedia.org
Самоанализ урока
Музыка
Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство».
Данный урок разработан на основе авторской программы по предмету «Музыка. 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, М. «Просвещение», 2011 г. 5 класс
Цель: выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?
выявить опорные направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.
Развивающие:
развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.
учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.
Воспитательные:
учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
Оборудование урока: компьютер, презентация, музыкальный и литературный материал.
Организационная часть состояла из приветствия учителя и учащихся.
Закрепление и повторение материала 1 полугодия прошло в виде тестового опроса учащихся по теме «Музыка и литература».
Основная часть урока изложение нового материала началось с вокально-хоровой работы. С помощью песни и стихотворения мы узнали тему урока «Что роднит музыку и изобразительное искусство».
Вокально-хоровая работа на уроке состояла из повторения изученного материала ( «Музыка зимы) и работы над новой песней «Музыка « Г.Струве, которая так ярко и точно раскрыла тему урока.
При подведении итога урока выделили особенности «жизни» музыки и изобразительного искусства.
Проведено оценивание учащихся и дано задание на дом.
Работа на уроке бала активно и увлечённо.
Я считаю, что поставленная мною цель достигнута, задачи решались в процессе урока. Учащиеся познакомились с новыми понятиями и произведениями в музыке и изобразительном искусстве, как теоретически так и практически включая вокально-хоровую работу.
Представление презентации в раскрытии данной темы это лучшая технология.
Этапы урока спланированы правильно, время распределено рационально. План урока реализован.