kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Богатырские образы в искусстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка к уроку музыки на тему "Богатырские образы в искусстве"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Богатырские образы в искусстве»

Урок в 5 классе.

Тема: «Богатырские образы в искусстве»

Цель урока:

Показать, как разные искусства (музыка, литература и изобразительное искусство) по – своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление о русских и осетинских богатырях.

Задачи урока:
· устанавливать связь музыки с другими видами искусства;
· развивать основы творческого воображения ­ внутреннее зрение, внутренний слух;
· формировать эмоционально ­нравственное отношение к произведениям искусства;
· развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные выводы в повседневной жизни;
· уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно­ - смысловое содержание музыки;
· развитие вокально­ - хоровых навыков;
· воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому прошлому и ответственности за её будущее.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Структура урока:

  • Организационный момент;

  • Мотивация;

  • Проблемная ситуация;

  • Слушание и осмысливание;

  • Проблемная ситуация;

  • Закрепление нового материала ;

  • Составление синквейна;

  • Динамическая пауза;

  • Проблемная ситуация;

  • Слушание и осмысливание;

  • Рефлексия;

  • Оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  • Слушание музыки;

  • Вокально-хоровая работа;

  • Выполнение творческого задания в процессе слушания.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение.

Оборудование урока и методическое обеспечение:
1. Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки.
2. Презентация с использованием видео­ и аудиоряда:

  • Былина «Про Илью Муромца» Ансамбль «Казачий круг»

  • А.П.Бородин Вторая симфония «Богатырская» (фрагмент I части). Исп. Государственный Академический оркестр, дирижёр Е.Светлано

  • «Служить России» Э. Ханок. Песня в исполнении хора МВД РФ

  • «Танец Нартов» ансамбль «Алан»

  • Репродукции для групповой работы

  • В.М.Васнецов «Богатыри»

  • М. Туганов «Пир нартов»



Ход урока

1. Организационный момент (музыкальное приветствие)

2. Мотивация

Учитель: Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс и для меня теперь награда сиянье ваших умных глаз, я знаю в классе каждый гений, но без труда талант не впрок. Возьмем же музыку и творчество и вместе создадим урок.

3. Проблемная ситуация

Учитель: Определите к кому относятся эти слова?

У него суровый взгляд, 
Силушка в его руке, 
Меч он держит на спине, 
И всегда он на коне.

Дети. Богатырь.

Слайд №1

Учитель: Какие виды искусства помогут нам сегодня узнать о богатырях больше?
(Музыка, литература, живопись или изобразительное искусство)


- Какую цель мы можем поставить сегодня на уроке? (Что мы можем узнать о богатырях из музыки, литературы и живописи?)


-В сказках и былинах путь каждого богатыря начинается с камня на распутье.

Слайд №2

- Вот и мы сегодня должны пройти по трем дорогам, которые помогут узнать о богатырях как можно больше.


- Как, по ­вашему, будет звучать тема урока? («Богатырские образы искусстве»)

Слайд № 3 «Богатырские образы в искусстве»


Учитель: Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречались с ней в народном творчестве, поэзии, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.

Учитель: Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, определите, может ли такая музыка рассказать о богатырях?

Слайд № 4

Слушание: Симфония №2 «Богатырская» А.П. Бородин

Диалог с учащимися по произведению

  • Что такое симфония? (ответы детей) – «созвучие», оркестровое произведение, состоящее из нескольких частей.

  • Это симфоническое произведение написал А.П. Бородин (1833 – 1887) – русский композитор, профессор химии, практикующий врач, входил в состав «Могучей кучки».

Его вторая симфония – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передаёт она образ народа.

Слайд № 5 «Портрет А.П. Бородина»

Музыка Бородина полна контрастных образов то могучей силы, то душевной мягкости. Мы слышим в ней не только эпическое величие, но и чарующую красоту. Поэтому в мировой музыке А. Бородин занимает ему одному надлежащее место – богатыря русской музыки.

Слайд № 6

Учитель: 

- Опишите характер музыки.

- Какие музыкальные инструменты вы услышали?

- Какую картину представили слушая произведение?

- А может быть, кто ­то из вас вспомнит конкретные картины, произведения искусства, где изображены богатыри? Конечно, это известная картина В.М. Васнецова, которая так и называется: «Богатыри».

– Хорошо. Спасибо. Вы меня порадовали.

Давайте рассмотрим репродукцию картины внимательно.

Слайд № 7. «Портрет В.М. Васнецова».

Репродукцию «Богатыри» написал В. М. Васнецов (1848 – 1926) – русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Эта работа стала для него самым важным, самым значительным этапом в жизни. Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как пелась былина, волновала, как родная песня…»

Слайд № 8. Репродукция В.М.Васнецова “Богатыри”.

Картина эта о сегодняшней жизни. Со злом надо бороться! Как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья-разбойника, как Добрыня, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алёша, уничтоживший злое чудище Тугарина.

Творческая работа в парах. Собрать пословицы и поговорки о богатырях из двух половинок.

Красна битва храбрыми войнами.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше богатырское сердце, чем золочёный меч.

Славна богатырями земля русская.

Вокально - ­хоровая работа.

Разучивание песни «Шли солдаты на войну»

Динамическая пауза
Дружно встали – раз, два, три – мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
Наклонились влево, вправо ­ получается на славу!

Проблемная ситуация.

Учитель: У каждого народа есть легенды, сказки и сказания. Сейчас мы познакомились с богатырями – героями русского народа.

Слайд № Видео «Танец нартов».

- А в нартовских сказаниях осетинского народа каких богатырей вы знаете?

(Урузмаг, Батраз, Сослан, Ацамаз были смелыми, мужественными, ловкими. Им посвящались песни и танцы).

Слайд № 11 Репродукция «Пир нартов» М. Туганов

Слайд № 13 Синквейн

Составить синквейн на тему «Богатырь –

Богатырь - нарт.

Храбрый, смелый.

Оберегает, помогает, защищает.

Стоит на страже мира и свободы.

Герой.

Учитель: А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? Кто они? Где их можно встретить?

(Военные, пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.).


- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).


- Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.

Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.


- А вы можете стать богатырями? (Мы можем стать военными, полицейскими, спортсменами, врачами)

Конечно, всегда есть люди, готовые защищать свою Родину, совершая подвиги, отдавать за нее свою жизнь. Сейчас мы исполним песню о Родине, которую защищают и охраняют наши современные богатыри.


Слайд № 15


Вокально - хоровая работа


Исполнение песни «Служить России».


Исполнение песни как на концерте, стоя, можно выбрать дирижера, который перед исполнением должен объяснить ребятам, как нужно исполнить эту песню.


Рефлексия содержания учебного материала

(Зачитать предложения, в которых пропущено одно слово. Ребята говорят недостающие слова).

!!!!!!!


У. Посмотрите на наш путевой указатель. Все дороги исхожены?


Слайд № 16

Конечно, нет. Мы с вами только немножко прошли по каждой из них. Главный путь

впереди!


Рефлексия настроения: оцените свое состояние души, настроение, свою работу на уроке.

Перед вами нотный стан или нотоносец с пятью линейками. Нарисуйте ноту на любой из линеек, имея ввиду, что чем выше линейка, на которой вы нарисуете ноту, тем выше ваша оценка. Каждая нота, поставленная учеником на нотной линейке нотного стана, соответствует определённому баллу. Поднимите карточки, те ребята, у которых нотки написаны на 4 или 5 линейке. Почти весь класс!


У. Я тоже хочу дать оценку сегодняшнему уроку. Мне очень понравилось с вами сегодня работать. Вы были очень активны, сообразительны, оригинальны в своих ответах. Быстро справились с заданиями, полученными на уроке. Давайте поблагодарим, друг друга аплодисментами, вы их сегодня заслужили! Большое спасибо!













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Богатырские образы в искусстве

Автор: Иващенко Наталья Ивановна

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 384295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок в 5 классе "Богатырские образы в искусстве" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-v-5-klassie-boghatyrskiie-obrazy-v-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "212912"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431951775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Богатырские образы "
    ["seo_title"] => string(20) "boghatyrskiie-obrazy"
    ["file_id"] => string(6) "209964"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431347864"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Интеграция искусств на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(41) "intieghratsiia_iskusstv_na_urokakh_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "376226"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483799436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Технологическая карта к уроку в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(41) "tiekhnologhichieskaiakartakurokuv5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317976"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460471988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Богатырская тема в музыке "
    ["seo_title"] => string(29) "boghatyrskaia-tiema-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "108760"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403849867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства