Обучающая: обобщить и углубить знания учащихся, закрепить навык игры в ансамбле, анализировать исполняемые произведения в соответствии с эпохой и стилем композитора.
Развивающая: развитие творческой свободы учащихся через освоение различных видов совместного музицирования; развитие концертных навыков; развитие и углубление общего кругозора учащихся.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, взаимной поддержки, привитие творческой свободы в совместном музицировании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Место проведения:ДПП «фортепиано» преподавателя Долининой Е.Д. ДШИ г. Бакала
Цели занятия:
Обучающая: обобщить и углубить знания учащихся, закрепить навык игры в ансамбле, анализировать исполняемые произведения в соответствии с эпохой и стилем композитора.
Развивающая: развитие творческой свободы учащихся через освоение различных видов совместного музицирования; развитие концертных навыков; развитие и углубление общего кругозора учащихся.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, взаимной поддержки, привитие творческой свободы в совместном музицировании.
Междисциплинарные связи:
Специальность (Фортепиано), игра в ансамбле, музыкальная литература.
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
1.Рояль– 2 (фортепиано)
2.Нотная литература.
3.Оборудование Виртуального Концертного зала
План урока (хронометраж):
1.Организационная часть - 5 минут.
вводная информация учителя
2. Беседа по основному предмету – 10 минут.
- диалог учителя с учащимися.
3.Работа над конкретными пьесами, задачами – 20 минут.
- исполнение пьес, работа и показ учителя на фортепиано
4.Заключительная часть урока – 5 минут.
Подведение итогов
Ход урока
Организационная часть:
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Известно, что ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом.
Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
2. Беседа по основному предмету:
Ансамбль — от французского ensemble (вместе)—означает совместное исполнение. Это наиболее общее понятие. Прежде всего, оно подразумевает наличие музыки, написанной для совместного исполнения.
Таисия Т.- В соответствии с количеством исполнителей, ансамбль называется дуэтом (для двух исполнителей), трио или терцетом (для трех), квартетом (для четырех), квинтетом и т. д. Ансамбли могут быть вокальными или инструментальными. Последние всегда относятся к области камерной музыки, первые же, чаще всего, являются эпизодами оперного спектакля.
Ансамблем называется не только произведение, написанное для нескольких инструментов, но и состав исполнителей, которым оно предназначено. Многие ансамбли имеют строго определенное количество участников. Например, вокальные или фортепианные дуэты, инструментальные трио или квартеты. Один из самых известных наших ансамблей такого рода — Квартет имени Л. Бетховена. Нередко ансамблем называют объединение исполнителей на разных инструментах, певцов, танцоров. (Просмотр видеоролика С. Прокофьев «Увертюра на Еврейские темы» Квартет имени Л. Бетховена)
Елена Дм. - Представьте себе, что певица с нежным серебристым голосом поет изящный романс, а пианист, который ей аккомпанирует, играет слишком громко и тяжеловесно. О таком исполнении можно сказать, что у певицы и пианиста очень плохой ансамбль, а вернее, его вовсе нет. Зато какое высокое наслаждение испытываешь, слушая, как голос и рояль словно сливаются в единое целое и аккомпанемент естественно продолжает, «договаривает», когда умолкает певец, и даже тембр рояля оказывается похожим на теплый, наполненный глубоким чувством человеческий голос. Тогда хочется воскликнуть: «Какой чудесный ансамбль!» Именно такой, совершенно неповторимый, уникальный ансамбль слышали те любители музыки, кому посчастливилось попасть на концерты выступавших вместе немецкого певца Дитриха Фишера-Дискау и нашего выдающегося пианиста Святослава Рихтера. (Просмотр видеоролика Ф. Шуберт Романс, фрагмент репетиции певца Дитриха Фишера-Дискау и пианиста Святослава Рихтера)
Елена Дм. - Например: Вокально-инструментальный ансамбль (вокалист – значит певец). Название говорит: (Ответ учащихся) - музыканты будут петь, и играть на инструментах.
Ансамбль скрипачей. По названию понятно: (Ответ учащихся) - будут играть лишь скрипачи.
Ансамбль песни и пляски. Всем ясно: (Ответ учащихся) - в этом ансамбле певцы и танцоры.
Елена Дм. - На протяжении всех лет обучения учащиеся изучают искусство совместной игры, занимаясь фортепианным ансамблем. Этот жанр имеет свою многолетнюю историю.
Кирилл Арс. - Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски – а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетия. Многие ансамбли являлись переложением популярнейших мелодий.
3. Работа над конкретными пьесами, задачами:
Народный танец полька по созвучию многим тоже кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу — чехам. Название его происходит от слова pulka — половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский бал, и, заслыша ее веселые звуки, никто не мог устоять на месте. Этот самый любимый из чешских народных танцев завоевал широкую популярность во всей Европе.
Исполнение пьесы: И. Штраус «Анна-Полька» -Тяжкороб Таисия, Хайретдинова Карина.
Девочки имеют уже некоторый опыт ансамблевой игры, владеют элементарными навыками совместного исполнения. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Основная задача каждого из исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём представлении ясный звуковой образ всего произведения. При исполнении ансамблевого сочинения, так же, как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. - Необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. И на любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения.
- Сейчас я хочу обратить внимание на динамику исполнения. Наиболее распространенный недостаток ученического исполнения – динамическое однообразие. Все играется по существу mf и f. А p и pp вообще можно услышать очень редко. Надо объяснить учащимся, что динамический диапазон 4-х ручного исполнения должен быть никак не уже, а шире, чем при сольной игре, так как ансамбль пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру. Надо объяснить, что f играть всегда с «запасом», а не на «пределе». Форте не должно быть жестким, резким. Не от кисти, не от локтя, а от плеча. Такой недостаток в ансамбле особенно заметен. Конечно, сразу добиться нужных результатов не удастся, потому что работа над звуком – это огромный труд. Рассмотрим динамику этого произведения и попробуем сыграть более ярко (показ учителя за инструментом), работа с учащимися.
-Исполнителю второй партии необходимо заострить внимание на гармоническом анализе и опираясь на гармонию нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения. Кроме этого исполнитель второй партии должен педализировать, потому что вторая партия служит фундаментом произведения. При этом второй партии необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии. Общее звучание обеих партий сливающихся в единое целое - основа совместного исполнительства. Полезно бывает предложить учащемуся, исполняющему вторую партию, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим пианистом первой партии. При этом сразу обнаруживается насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. (Разбор педализации)
Исполнение пьесы: И.Штрауса Вальс- Арсламбеков Кирилл, Тяжкороб Таисия, Хайретдинова Карина.
Интересна судьба австрийского танца лендлера. Этот парный круговой трехдольный танец получил свое название от австрийской области Ландль. В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и всеми любимый вальс.
Вот уже целых два века живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии, крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами (отсюда происхождение названия танца — немецкое walzen — прокатывать). Постепенно движение становилось все более плавным, кругообразным, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался вальс. На рубеже XVIII и XIX века вальс быстро распространился по многим странам.
Прежде всего новый танец завоевал Вену. Вальсы Иоганна Штрауса-отца звучали в австрийской столице повсюду. Вальсы же Иоганна Штрауса-сына покорили не только Вену, но и весь мир. Поэтичные, изящные, с обаятельными, свободно льющимися мелодиями, они пленяли слух.
Этот ансамбль интересен своим звуковым сочетанием, как для учащихся, так и для слушателей. В данном случае – это готовый концертный номер. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям.
4.Заключительная часть:
Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.
Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки, и приобрести творческую свободу.
Список литературы:
1.Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
2.Либерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.
3.Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
4.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
5.Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
6.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.