«Выразительность в музыке. Слово и музыка. Музыка зимы».
«Выразительность в музыке. Слово и музыка. Музыка зимы».
ЦЕЛЬ: Создать условие для воспитания чувства любви к природе.
Проблема: Как о зиме рассказывают композиторы, поэты, художники.
ЗАДАЧИ:
Образовательные.
Грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь слушать музыку и исполнять ее. Продолжать работу по освоению муз. языка, его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.
Воспитательные.
Воспитать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на муз. произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжать учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку.
Развивающие.
Развивать навыки определения настроения музыки, умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Выразительность в музыке. Слово и музыка. Музыка зимы». »
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Открытое интегрированное занятие
творческого объединения «Весёлые нотки»
2 года обучения
«Выразительность в музыке.
Слово и музыка.
Музыка зимы».
Провела:
педагог дополнительного образования
Пётрушкина В.Н.
Гагино
2015
ЦЕЛЬ: Создать условие для воспитания чувства любви к природе.
Проблема: Как о зиме рассказывают композиторы, поэты, художники.
ЗАДАЧИ:
Образовательные.
Грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь слушать музыку и исполнять ее. Продолжать работу по освоению муз. языка, его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.
Воспитательные.
Воспитать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на муз. произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжать учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку.
Развивающие.
Развивать навыки определения настроения музыки, умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.
Методы и формы: наблюдение, сопоставление, сравнение, словесное рисование и описание, диалог, пение.
Тип занятия: углубление в тему.
Оборудование: Музыкальный центр, диски, ноутбук, синтезатор.
.
План занятия.
Орг. момент.
Вступительная беседа.
Формирование темы, целей занятия.
Работа по теме занятия.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Музыкальный материал:
1. Пьеса П.Чайковского из цикла «Времена года»- «Февраль».
2.А. Вивальди «Зима» из его 4 - ого концерта «Времена года».
3.Пьеса «Зимнее утро» П. Чайковского.
4. Песня «В царстве Деда Мороза» слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? Настроение хорошее? (сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем).
Итак, вы готовы к занятию? Ну, тогда приступим.
Стихи о зиме.
Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает сто звоном сосняка
Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака
А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна.
(С.Есенин)
- Догадались, о чем сегодня наше занятие?
Тема: «Выразительность в музыке. Слово и музыка. Музыка зимы»
Какими красками можно нарисовать зиму? (Сверкающими, солнечными, серыми, мягкими).
-Поднимите руку те, кто любит зиму?
-А теперь посмотрите, как художники изобразили зиму. Картины захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками. Деревья одеты в шубы и шапки.
Художники мастерски изобразили переходное состояние природы. Рыхлый, беловато-серый снег, темно-коричневые лужи, свинцово-серое небо, коричнево-серый тон хорошо передает потеплевший влажный воздух, атмосферу оттепели. Маленькие домики, покосившиеся заборчики, все это на фоне зимних красок, зимы. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом. Вот тогда и почувствуем мы: весна приближается.
- Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как думаете, почему?
Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не просто слепо копирует увиденное. Через картину он передает свое внутреннее состояние.
-Какими выразительными средствами пользовались художники?
-На первый взгляд природа зимой однообразна все снег да холод. Но ведь нет, то мороз трескучий ударит, то оттепель.…А какой зимний день разный, то сверкающий, солнечный, звонкий, то серенький, мягкий, тихий.
-Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами.
- Послушайте музыку Чайковского «Февраль» . Эта пьеса входит в его цикл «Времена года». В цикле 12 пьес, столько, сколько месяцев в году.
Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки.
*Звучит пьеса П.Чайковского из цикла «Времена года»- «Февраль».
-Да, когда мы слушаем пьесу, возникает картина ненастного зимнего утра. Темного, метельного, холодного, неприветливого.
-Какими музыкальными красками нарисовал Чайковский это утро?
Темп? (Встревоженный, быстрый, медленный)
Для чего? (что бы изобразить вьюгу)
Лад. Какие лады? (мажор, минор)
Для чего? (чтобы нарисовать хмурое утро)
-Какие еще краски могут передать темноту и холод зимнего утра?
(Низкий и средний регистр)
Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года.
Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года - зиму - и выразили свои чувства через музыку.
Физкультминутка: А теперь представим себе вокруг нас белый снег.
Белый пух,
Снежный пух -
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках,
Пух на шубах,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно, ух!
Кто щекочет?
- Пух! - Мы замерзли. Греем ручки, греем ножки!
Молодцы!
А теперь давайте вспомним с вами правила пения. Хорошо. Но прежде чем начать разучивать песню, нам нужно с вами распеться.
Распевание: « Вверх по ступенькам поднимись, потом обратно вниз спустись».
А сейчас я вам предлагаю познакомиться с песней «В царстве Деда мороза» и разучить её.
1.В царстве Деда Мороза и лесной тишине,
Задремала береза до тепла до весны.
Припев:
Нарядила метель серебринками ель,
Тихо кружимся мы в снежном царстве зимы.
2.Спят медведи в берлоге, зиму всю напролет,
И по белой дороге, лишь поземкой метет.
Припев:
3.Небосвод синий – синий, чуть дымится снежок,
Звезды звонкие, иней на сугробах зажег.
Припев:
А сейчас давайте споем песню, как на концерте чарующим, завораживающим, хрустальным звуком.
Итог занятия, обобщение.
Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы, а художники - свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все творчество, произведения искусства – это творение рук человека.
-Какими средствами выразительности пользовались поэты, художники, композиторы? Назовите общие.
-Какие произведения о зиме прозвучали сегодня на занятии?
-Назовите поэтов, художников, композиторов, чьи творения мы сегодня узнали.
Д.З. Зимушка зима приготовила для вас «зимние» слова: метель, кружится, хрустальный, зима, белый, вьюга, снежинки, завывает, холод, уснули, злится. Сочините стихотворение посвященное зиме, используя эти слова.
Наше занятие, посвященное прекрасному времени года закончилось, когда вы будите идти домой посмотрите на природу глазами Есенина, Вивальди, Чайковского, Шишкина, Левитана. До свидания.
На занятии присутствовали дети второго года обучения. Дети смышленые, активные, работоспособные, с предложенными заданиями справились.
Тема занятия: «Музыка зимы».
Основная цель: Создать условие для воспитания чувства любви к природе
Тип занятия: углубление в тему.
Применялось следующее оборудование: музыкальный центр, диски, ноутбук , кассета с музыкальными записями, фортепиано.
План урока.
I. Новая тема.
Стихи о зиме.
Беседа о зиме (вопросы).
Слушание музыки А. Вивальди и П.Чайковского.
Вопросы.
II. Исполнение песни.
III. Итог урока.
Знакомство с новой темой и исполнение песни были основными этапами занятия. На занятии использовались такие методы и формы
работы: наблюдение, сопоставление, сравнение, словесное рисование и описание, диалог, пение.
Формы и методы занятия были подобраны правильно, дети справились с предложенными заданиями. Дети на занятии проявили организованность и активность. Между педагогом и детьми сложились доброжелательные отношения. Объем занятия выполнен. Цель реализована.