kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Введение в песенный фольклор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воспитания воли, а также базой для формирования культурно-эстетического восприятия древних пластов, как собственного народа, так и народов других национальностей.

Песенный фольклор следует выделить в особую категорию дисциплин, которые обладают наиболее сильным воздействием, как в образовательном, так и воспитательном плане. Эти два неразрывно существующих аспекта и будут раскрыты ниже сквозь призму русского песенного фольклора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Введение в песенный фольклор »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Г. ХАБАРОВСКА

«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ОТРАДА»













ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ


«ВВЕДЕНИЕ В ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР»













Составила: Самусь С.А.,

педагог дополнительного образования,

руководитель образцового ансамбля

народной песни «Купаленка»










г. Хабаровск 2014 г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ


Подобно любой информационно-эмоциональной языковой системе фольклор имеет свои собственные пути освоения – двери, дающие возможность проникнуть внутрь, и ключи, позволяющие открыть эти самые двери.

Здесь совокупно работают и законы языка и законы логико-аналитического осмысления происходящего и эмоционально-чувственного включения.

Фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воспитания воли, а также базой для формирования культурно-эстетического восприятия древних пластов, как собственного народа, так и народов других национальностей.

Песенный фольклор следует выделить в особую категорию дисциплин, которые обладают наиболее сильным воздействием, как в образовательном, так и воспитательном плане. Эти два неразрывно существующих аспекта и будут раскрыты ниже сквозь призму русского песенного фольклора.


ЦЕЛИ:


- обретение и осознание детьми древних корней

- стимулирование роста духовности через примеры высокого народного творчества

- обучение детей сердечной радости через познание открытого звука

- развитие философских взглядов на жизнь

Все это вполне осуществимо на базе песенного фольклора, стоит только внимательно заглянуть в его глубины. Нет никаких сомнений, что каждая из представленных целей соотносится и с целями других дисциплин (истории, литературы, театра, музыки и прочих).

Но здесь присутствует один штрих, который выделяет песенный фольклор в особую категорию, - это часто опускаемое на других уроках творчество и сотворчество не когда-либо, а сейчас, сию минуту.

Только через светлое, радостное творчество мы приобщаем детей к миру духовному, высшему. А поскольку радость является непременным условием глубины познания мира и себя в нем, фольклор в этом плане предоставляет нам массу возможностей восхождения.

В конечном итоге, оказывается, достаточно просто сформулировать наряду с обучающими и воспитательные цели:

- постижение посредством народной песни любви – в себе, в мире, в людях

- а самый высокий порог – достижение этой любви

Преподавание фольклора с раннего возраста дает возможность детям раскрепощаться, развиваться, познавать мир.

Те цели, которые ставит новая школа – школа самоуважения и уважения к другим, школа творчества – предполагают наличие у педагога готовности неизменно получать удовольствие от занятий самому и учить этому детей, легко переключаться с одного вида работы на другой, импровизировать в зависимости от складывающихся обстоятельств, без труда отказываться от запланированного в пользу предложений, исходящих от детей, т.е. поощрить инициативу.

Когда педагог изображает свою увлеченность, а на самом деле только «ведет занятие», дети реагируют совершенно однозначно: они зевают, отвлекаются. Вот тогда-то занятие «не идет». Дети косвенно или на прямую показывают, что или они не доросли до предполагаемого материала, или подается он без всякого интереса со стороны педагога.

Так стоит ли делать что-то ради того, только чтобы делать?

Но едва мы поймем и поверим, что и малыши способны почувствовать серьезный материал, как сразу получим отдачу в форме доверия педагогу.

Для увлечения необходим интерес, а для интереса обязательным условием является момент недосказанности, нераскрытости, не полной прочитанности глубины текста. Когда на каждом занятии предоставляется возможность и в песнях, и друг в друге открывать что-то новое.

Именно поэтому мы не ошибаемся, если разучивая даже с малышами простые, но интересные песни, дадим им прикоснуться к тайне взрослой жизни.

Этим я обозначаю степень своего доверия к ним как к будущим взрослым и ответственным людям. Они чувствуют, что имеют право уже сейчас думать о своих детях и внуках, строить серьезные планы на будущее.

Когда же человек ко всему этому оказывается готовым?

Наверное, когда способен чутко реагировать на движение души другого, ощущать его проблемы как собственные. Это выражается посредством некоторых штрихов в отношениях, таких, как мимика, разговор глазами, жестикуляция, интонирование, сила звучания, дикция.

Только при условии, что все эти детали отзываются в другом человеке, созвучны ему, можно говорить о полноценном диалоге. Поэтому выстраивание диалога в преподавании любого предмета может явиться решающим моментом для достижения успеха в обучении.

Фольклор в данном случае не исключение, а скорее прекрасный повод акцентировать внимание ребенка на всех деталях диалога. Существует несчетное количество методик, дающих возможность отрабатывать и дикцию, и подачу звука.

На своих занятиях по фольклору я использую элементы занятий вальдорской педагогики. Она предметна, занимательна, предоставляет массу возможностей для импровизации и позволяет человеку, как раскрепоститься, распознавая самого себя, так и приобрести определенные навыки в общении со звуком и выстраивании диалога с партнером.

ДИАЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Стоя в кругу, дети передают друг другу мячик. Главным условием передачи «дара» является установление контакта с партнером с помощью молчаливого взгляда. Партнер, также молча, дает понять, что готов получить мяч.

Позже, когда мячик перебрасывают не соседу, а любому из стоящих в кругу, без подобного рода молчаливого договора просто не возможно достичь результата.

Какой смысл кидать в никуда? Какой прок говорить, когда тебя не готовы выслушать?

УПРАЖНЕНИЕ СО ЗВУКОМ

Аналогичные упражнения выполняются и со звуком: передающий мячик, передает звук определенной высоты, который должен быть точно принят соседом и передан по цепочке дальше.

Выполнение таких заданий ведет кружковцев к радости познания себя в звуке и звука в себе.

С детьми первого года обучения (младшие школьники наиболее синзитивны, наиболее чувствительны) я использую народные песни и игры, потешки и скороговорки и попутно набираю репертуар, мы в основном занимаемся четырьмя главными вещами: ритмом, звуком, дыханием, унисоном.

При изучении песенного фольклора с младшими детьми (5-9 лет) большое значение имеет работа с ритмом, поскольку дети, приходя в школу и, меняя свои привычные ритмы, часто не могут самостоятельно встроить свое тело и сознание в новые ритмы: ритм занятия, ритм перемены, ритм общения, ритм собственного звучания в новой среде. Они растеряны. И собрать их воедино поможет освоение разнообразных ритмов, путь к овладению собственным телом, умение легко встраиваться в предлагаемую педагогом схему и даже составлять свою собственную.

Акцент на занятиях по фольклору делается именно на ритмических упражнениях. Вхождение в определенный ритм, частая смена концентрироваться, угадывать предполагаемое развитие ритма, составлять свои собственные ритмические рисунки. По характеру ритма дети учатся угадывать разученную песенку. Благодаря этому становится возможным проводить и обратные упражнения: разучивать ритм, накладывать на него один какой-либо звук, потом заменять это звук словами, таким образом, с помощью различных вариантов «включаться в новую песню».

Наряду с ритмом идет работа и с текстом, и со звуком, имеющим свои особенности в фольклоре, и с дыханием. После прикосновения к звуку, знакомством с его удивительной жизнью в человеке и вне человека он выходит на первое место.

Особые звуковые упражнения позволяют детям почувствовать, что значит «фольклорный звук»: как это петь открытым звуком, как чувствовать высоту и изменять её, как делать звук красивым, долгим и живым.

Важно почувствовать и разницу в звучании одного человека и ансамбля, потому что именно унисон позволит ощутить объем звука, его пульс.

ВСЕ ЧЕТЫРЕ МОМЕНТА:

- ритм

- дыхание

- звук

- унисон

Все они сосуществуют параллельно, и только от чутья педагога зависит, на котором из них сделать акцент.

С самого начала обучения ищется мимическое решение песен и фольклорных композиций, а также разрабатывается и осваивается сценическое движение и элементы народного танца.

Одним из приемов является вхождение в ритм, мелодику и текст незнакомой песни.

Как правило, педагог поет незнакомую детям песню с тем, чтобы они подстроились, «вошли в нее».

Безусловная необходимость вписывать свой голос в общий текст, быть готовым принять незнакомые условия, как свои собственные, учить не только ансамблевому пению, но и адаптации к жизненным ситуациям.

Такие упражнения вырабатывают у детей много ценных качеств, развивая внимание расслабляться, считаться с другими, воспитывать в себе терпение и созвучие миру.

В работу с ритмом входит работа со всем телом и отдельными его частями: губами, руками, ногами, корпусом, головой. Все многообразие мыслимых и немыслимых упражнений из арсенала преподавателя и детей должно быть направлено не только на освоение фольклорных традиций, но в первую очередь на формирование культуры телодвижений и ритмического самосознание.

Уже давно известна тесная связь нашего внутреннего мира, его состояния с производимыми нами движениями. Леонардо да Винчи говорил, что движения человека отражают движения его души. Всегда существует и обратная связь: если мы работаем над культурой телесных движений, мы самым наилучшим образом влияем на формирование или состояние своей души.

Особенности подачи, фольклорного звука, радость, с ним связанная, приобретают на занятиях фольклора особое значение. Он не становится, а является живым!

Мы учимся это осознавать, чувствовать.

Звук внутри каждого, как продолжение вибраций сердца, заполняет пространство и пульсирует в нем, меняясь по высоте и силе.

Дети учатся чувствовать характер и особенности каждого из звуков, находят среди них близкие себе, усваивают зависимости между чистотой звука и комфортным состоянием души. Это вызывает у них желание избегать разрушительных сочетаний звуков, беречь близких людей, осторожно относиться к общению посредством звуков.

Работа с нахождением, выстраиванием унисона и пребыванием в нем ориентирует детей на понимание великой истины: все в мире взаимосвязано, едино. И тем более люди. Как бы я ни был уникален, но свою неповторимость ярче будет дано почувствовать, только слившись воедино с общей целью, в едином звуке, не разрушая его диссонансом ради выделения себя из общего хора.

Работа над унисоном учит терпению и самопожертвованию, поскольку дает возможность увидеть уникальность и других, стоящих в кругу вместе с тобой, признать их существование и согласиться с их местом в звуковом единстве.

Когда дети научатся слышать унисон и радоваться ему, можно спокойно вытраивать ансамбль: они ощущают локоть стоящего рядом.

При освоении текстов и песенных мелодий есть смысл обращать внимание детей на то, как в них «входит» песня, что с собой привносит, как она там живет.

Традиционный алгоритм восприятия, принятие информации, не показанный детям, заявит о своем существовании так или иначе, но на это понадобится гораздо больше времени.

К тому же отдельные его моменты могут вызвать у детей недоумение и растерянность, поэтому предлагается, что педагог может пойти разными путями: или объявить детям напрямую, как все происходит, или озадачить их проблемой отслеживания с последующими выводами из наблюдений. Конечно, последний путь возможен только в более старшей группе учащихся, с малышами же придется общаться на другом уровне – на уровне вопросов и ответов.

Всегда занимательно и неожиданно свежо звучат их непосредственные ответы на вопросы о том, как они общаются с песней. Для них она более живая, чем для другого.

Они говорят:

- Эту песню освещает солнышко!

- А эту песню хочется взять в руки и погладить.

- А в этой песенке звенят капельки дождя.

Постепенно через собственный пример и личное отношение педагога к песне дети учатся бережно относиться к каждой из них, поскольку у каждой свой неповторимый характер.

Когда песня освоена, т.е. сознательно воспроизводятся и текст и мелодия, можно на правах формульных напевов составлять с детьми новые тексты, иногда импровизированные, чаще проработанные, в которых отражался бы, к примеру, какой-то один полный день их жизни.

Это сделает песню совсем «своей». Такое «пропевание дня» позволяет более глубоко ощутить и ритм происходящего, и сходства, и различия, и новое прочтение жизненных ситуаций, а заодно потренироваться в освоении мелодий без привязывания к тексту.

При успешном завершении работы можно будет говорить об уровне освоения песенного пространства – ритмического, музыкального, литературного, исторического.

А непринужденное «вхождение» учеников в песню явится бесспорным показателем свободного владения языком фольклора.

Не должен ни человек стоять над песней, ни песня над человеком.

Они друг для друга и только через единство полностью реализуются. А единство – это любовь.

ТЕКСТЫ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПЕСЕН

КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Любой текст песни несет в себе разноплановую информацию, а текст который люди пронесли сквозь время, несомненно, обладает значительной глубиной. К таким текстам относятся фольклорные песни.

Для того, чтобы достаточно ясно представить, каким образом русская народная песня может служить источником знаний, можно предложить в качестве иллюстрации интерпретацию текста песни «Ты пчёлынька».

Выход на эту интерпретацию был осуществлен детьми младшего школьного возраста, а само погружение во все возникшие в её связи вопросы проводились на открытом занятии.

«Ты пчелынька, пчела ярая

Ты вылети из-за моря

Ты вынеси два ключа

Два ключа из золота

А третий ключ из серебра

Жаворонки прилетите

Весну красну принесите…»

Дети из каждой строчки песни получают не только лежащую на поверхности информацию о том, что дело идет к весне, но и открывают глубины смысла, часто удивляя нас, взрослых, разучившихся останавливаться на каждом, не зря написанном или произнесенном слове. Пример этой интерпретации рождался в диалоге:

- Кто это обращается к пчелке вылететь из-за моря?

- Люди!

- Зачем им это нужно?

- Пчелынька должна вынести два ключа из золота. Эти ключи символизируют приход лета. А ключ из серебра - это ключ от зимы. Её, Зиму, надо этим ключом запереть, а лето красное отпереть.

- А почему «вылети», а не «полети»?

- Вылететь можно из чего-то, значит, пчелка сидела взаперти.

- А почему жаворонки Весну принесут, почему не другие птицы?

- Потому что на Руси в старину считали, что жаворонки весну приносили на своих крыльях.

В подобных диалогах воистину появляется жизнь во всей её многогранности, поразительной вездесущности. Следствием такого разбора может явиться работа над любой из затронутых тем, ближе всего стоящих к замыслу педагога, к цели урока, к интересам детей.

Такими темами, к примеру, явились: годовой цикл и времена года, сезонные работы и быт русских крестьян, Солнце как звезда и быт древних народов, переход вещества из одного состояния в другое на примере воды, соцветия на примере колоса.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА – ЭТО ПУТЬ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, «ПРИМЕРИВАНИЕ» ЖИЗНИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ – НА СЕБЯ, А ЗНАЧИТ ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ И ЛЮДЕЙ, И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, И СЕБЯ В НЕМ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее весело и с пользой провести время после учебных занятий.

Конечно, нам никогда уж не спеть народную песню так, как пели наши предки. Можно выучить мелодию, слова, интонации, но глубину, душу песню не постичь, так как песня жила средь людей, помогала им в горе и радости.

Для того чтобы нам петь хорошо народные песни, нужно знать их и работать над ними. Нам нужно учиться их импровизировать.

Вхождение в язык фольклора через ритм – умение слушать соседа, улавливать ведущий ритм и передавать его другому:

Хождение по кругу шаг в шаг, цепочкой (руки на талии впереди идущего), с закрытыми глазами.

Здесь происходит сильная концентрация внимания на идущем впереди, его движении, темпе, изменении направления – человек учится слушать друга.

ИНСЦЕНИРОВКИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН И ИГР

«Там, где калин мостик»

По устойчивой русской народной традиции многие песни разыгрываются в хороводе. Песня об утке и селезне может быть исполнена как в середине круга, так и перед полукругом поющих песню детей. Исполнители – маленькие артисты – изображают то, о чем поется в песне: по воображаемому мостику ходят Утка и Селезень (мальчик и девочка), затем Утка тонет (становится на одно колено), Селезень об Утке плачет и горюет, после чего утка выплывает (встает) и, встрепенувшись, вместе с обрадовавшимся Селезнем пляшет. При этом поют только ребята, ведущие хоровод, Селезень и Утка разыгрывают содержание песни в движениях и мимике. Не остаются безучастным к инсценировке и дети, поющие песню, по-своему выражая отношение к происходящему.

Хор (нотный фрагмент)

1.Там, где калин мостик,

Селезень за уткой ходит.


Припев: Ой, калина моя, да,

Ой, малина моя, да!

2. Селезень за Уткой ходит,

Через мостик переводит.

3. Калин мостик обвалился,

Сера Утка потонула, да

4. Селезень об Утке плачет,

Молодой об ней горюет.

5. Сера Утка выплывает,

Сера Утка встрепенулась

6. Сера Утка встрепенулась,

Да на лапки приопнулась.

7. Селезенька взрадовался , да,

Перед Уткой расплясался, да.


Удивительная возможность увлечь ребят дана педагогу. Нельзя отрицать, что успех педагога напрямую зависит от степени искренней его заинтересованности в том, что он делает, и включенности в сам процесс. Если педагог на своем занятии только дает указания, проводя те или иные упражнения, а сам остается в стороне, не поет вместе с детьми, не зажигает их своим задором, не дополняет своей неповторимостью, то дистанция между ним и детьми постепенно превращается в пропасть.


ПОВЕСТИ ЗА СОБОЙ МОЖЕТ ТОЛЬКО ТОТ, КТО НЕ ПРЕБЫВАЕТ В УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ДОСТИГ ВЕРШИН, А ПРОДОЛЖАЕТ НЕПРЕРЫВНО РАЗВИВАТЬСЯ И НЕ БОИТСЯ В ЭТОМ СОЗНАТЬСЯ.


























10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Введение в песенный фольклор

Автор: Самусь Светлана Андреевна

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Малые жанры фольклора.Загадки.Пословицы.Поговорки". "
    ["seo_title"] => string(54) "malyie-zhanry-fol-klora-zaghadki-poslovitsy-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "197815"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428319304"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "« Подготовка к обучению детей  пению народных песен» "
    ["seo_title"] => string(59) "podghotovka-k-obuchieniiu-dietiei-pieniiu-narodnykh-piesien"
    ["file_id"] => string(6) "128130"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415441857"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Календарно - тематическое планирование по кубановедению в 7 классе (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(79) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kubanoviedieniiu-v-7-klassie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130796"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415988682"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Презентация по теме " Музыка народов мира" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-po-tiemie-muzyka-narodov-mira"
    ["file_id"] => string(6) "231378"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442485283"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка на тему "Фольклор в музыкальной школе""
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-fol-klor-v-muzykal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "340893"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472207422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства