« Подготовка к обучению детей пению народных песен»
« Подготовка к обучению детей пению народных песен»
Проблема интереса, увлеченности – одна из главных проблем всей педагогики и очень важна для успешного ведения занятий по любому предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоций невозможно достичь желаемого результата.
Душа сродни сосуду, наполненному чувством, мыслью, верой, образами. Сердцу этого мало. Сердце жаждет гордости, опирающейся на великое прошлое, ибо без минувшего нет настоящего и будущего. Без достойного прошлого нет достойной личности. Не каждый день, не каждый час, но настанет в жизни народа мгновение, когда вся предыстория отзовётся в сердце одного из миллионов.
В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного музыкального творчества в воспитании подрастающего поколения. Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать, фольклор – прекрасное средство массового воспитания.
Народные фольклорные песни - это чистые и светлые родники. От сердца к сердцу, от родителей к детям, из поколения в поколение, через целые столетия идут они по жизни, живые с вечно живым народом и несут в себе образ своего народа. Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно научиться петь просто и естественно. Звук в народной манере должен быть светлый, яркий и легкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и перекрывать, его, петь резким, крикливым или глубоким звуком.
Перенимание «с голоса» манеры пения — один из методов вокального воспитания.
Все вокальные навыки — дыхание, дикция, манера пения, отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей — в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением. Данная методическая разработка предполагает различные формы, приёмы, методы изучения русского фольклора. Целенаправленно работая над проблемой введения учащихся в народный фольклор через изучение богатейшего песенного материала, это, несомненно, способствует творческому развитию учащихся, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Подготовка к обучению детей пению народных песен» »
« Подготовка к обучению детей
пению народных песен»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Проблема интереса, увлеченности – одна из главных проблем всей педагогики и очень важна для успешного ведения занятий по любому предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоций невозможно достичь желаемого результата.
Душа сродни сосуду, наполненному чувством, мыслью, верой, образами. Сердцу этого мало. Сердце жаждет гордости, опирающейся на великое прошлое, ибо без минувшего нет настоящего и будущего. Без достойного прошлого нет достойной личности. Не каждый день, не каждый час, но настанет в жизни народа мгновение, когда вся предыстория отзовётся в сердце одного из миллионов.
В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного музыкального творчества в воспитании подрастающего поколения. Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать, фольклор – прекрасное средство массового воспитания.
Народные фольклорные песни - это чистые и светлые родники. От сердца к сердцу, от родителей к детям, из поколения в поколение, через целые столетия идут они по жизни, живые с вечно живым народом и несут в себе образ своего народа. Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно научиться петь просто и естественно. Звук в народной манере должен быть светлый, яркий и легкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и перекрывать, его, петь резким, крикливым или глубоким звуком.
Перенимание «с голоса» манеры пения — один из методов вокального воспитания.
Все вокальные навыки — дыхание, дикция, манера пения, отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей — в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением. Данная методическая разработка предполагает различные формы, приёмы, методы изучения русского фольклора. Целенаправленно работая над проблемой введения учащихся в народный фольклор через изучение богатейшего песенного материала, это, несомненно, способствует творческому развитию учащихся, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.
Цель –
- Проводить музыкально-образовательную работу.
-Поднять уровень музыкальной культуры детей, развить сознательное отношение их творческому процессу пения.
- Воспитывать и развивать музыкально-художественный и эстетический вкус школьников.
- Прививать на занятиях навыки пения детям постепенно, по известному принцип от простого к сложному.
- Работать над отдельными певческими навыками — дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения; естественной разговорной артикуляцией.
Задачи:
- Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей, для чего можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен (техника пользования дыханием). Вырабатывать правильные рефлекторные навыки дыхания,
-Укреплять дыхательную мускулатуру.
-Формирование певческих навыков (формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями).
- Воспитание и развитие музыкально-художественный и эстетический вкус школьников
Основная часть.
Методика работы по обучению детей народному пению.
Методика музыкально-образовательной работы в детской школе искусств с детьми, осваивающими народное пение, должна основываться на следующих принципах: систематичность музыкального образования;
тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром; разносторонность музыкального образования.
Специфика работы педагога заключается в том, что все дети независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому творчеству – искусству коллективного, вокального музицирования. Поэтому главная задача педагога-хоровика состоит в том, чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении , необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора.
Необходимым условием выработки певческих навыков у детей являются упражнения, основанные на повторении технического материала с целью совершенствования навыков хорового пения. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет собой отбор наиболее целесообразных для каждого конкретного случая приемов исполнения.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, но могут применяться и специальные упражнения.
На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу — от простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной передаче фольклора, разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить «на слух», с голоса руководителя.
При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в целом, развивают свободу вокального интонирования. Фортепиано или баян используются минимально: для настройки, для уточнения трудного места в партитуре.
Ввиду специфики народного пения и особенностей детского голоса особо следует рассмотреть методы и приемы использования в занятиях с детьми специальных вокально-хоровых упражнений. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями. И работе над отдельными певческими навыками — дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения - необходимо пользоваться как коллективными, так и индивидуальными методами. Только овладев вокальными навыками, певец получает характерные черты звучания народного голоса — это естественный, «близкий» звук; дикцию, близкую разговорной речи; плотное грудное звуча ние, естественное головное резонирование, без сильного прикрытия голоса. Хороший народный голос всегда отличается ярким, звонким, светлым звучанием.
Русские народные песни известны своей распевностью. «У него душа долгая», — с похвалой говорят в народе о певце, владеющем большим дыханием. В этих словах понятие о дыхании тесно связывается с выразительностью, с выражением «души» в пении. Дыхание используется таким образом, чтобы при общей мягкой вокальной линии звук был гибким, ровным и напевным.
Естественный, красивый звук, без напряжения, без крикливости, зависит от умения правильно владеть дыханием, которое дает певцу возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно и непринужденно нести мелодическую линию, никогда не теряя звонкости и полетности голоса, проявляя лучшие качества своего тембр.
Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей, для чего можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен. Техника пользования дыханием – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать, дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Чтобы избежать этого, следует добиваться свободы и равномерности в пользовании дыханием.
Каждому юному певцу необходимо практически овладеть дыханием и тренировать его на специальных упражнениях:
1. Сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота).
2. Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный.
3. Сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе.
Главная техническая задача в этом упражнении (как и в других подобных) — естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа грудного и головного резонаторов, а отсюда — ровное звучание голосов в соответствующих регистрах и на их соединении.
4.Короткая попевка, состоящая из простейшего квартового тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием и видоизменением ритмического рисунка. Только в процессе такого пения будут вырабатываться правильные рефлекторные навыки дыхания, будет укрепляться дыхательная мускулатура. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз. Поэтому обращаем внимание на исполнение последнего звука, произвольно увеличиваем его длительность.
Поставленная задача заставит юных певцов сосредоточиться на выдохе – моменте расходования дыхания, поможет экономно расходовать дыхание, постепенно при ведет их к приобретению нужного навыка.
После этого можно перейти к работе над начальной фазой дыхания — моментом вдоха, для чего следует сократить длительность последнего звука фразы и за счет образующейся паузы возобновить дыхание.
5. В работе над протяженностью хорового звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. И здесь очень полетными упраж нениями могут служить мелодии распевов. В народных песнях встречаются распевы на все гласные, на которых вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения. а также — и это главное — протяженное дыхание.
Применяется методика, согласно которой урок хора включает в себя три компонента:
распевание, с помощью него дети учатся правильно петь,
обучение основам вокальной грамоты;
работа над песенным репертуаром, разучивание и концертное исполнение произведений.
Цель распевания состоит в том, чтобы привить детям правильную певческую установку, научить особенностям вокального дыхания, объяснить основные приемы хорового звуковедения. Проводится работа над штрихами и нюансами. Педагог подбирает специальные упражнения. На начальном этапе это обязательно одноголосные упражнения, позволяющие совершенствовать различные вокально-хоровые навыки детей.
В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте. Для чистого интонирования терции хорошо предложить детям пропеть несколько раз, как мяукают большая кошка и маленький котенок. Это способствует умению правильно воспроизводить высокие и низкие звуки.
Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно научиться петь просто и естественно. Звук в народной манере должен быть светлый, яркий и легкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и перекрывать, его, петь резким, крикливым или глубоким звуком.
Перенимание «с голоса» манеры пения — один из методов вокального воспитания.
Все вокальные навыки — дыхание, дикция, манера пения, отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей — в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.
Сопровождение пения движением, как убеждает практика, влияет и на качество хорового звучания, способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция. Быстрее происходит и процесс усвоения нового материала. У юных певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых заметно исправляется осанка.
Большой интерес и творческий стимул для детей — первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на школьных утренниках и праздничных концертах... Это поможет детям наиболее пол но раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст им уверенности, станет полезной певческой практикой, разовьет желание к дальнейшему освоению песенного фольклора.
III.
Заключение
Итак, мы проанализировали особенности народной манеры пения и методику ее овладения. Рассмотрев методику народной манеры пения, мы можем сделать вывод, что для овладения народной манеры необходимо использовать целый комплекс вокально-певческих средств и приемов. Это, прежде всего открытая русская речь, отчетливое, ясное произношение слов, открытое грудное звучание. Народный голос звучит естественно «близко» на «губах». В основе народного вокала лежит ясность, выразительность передачи слова. Петь так, как говоришь, поэтому главный момент в пении «разговорность».
Руководители хоров применяют различные упражнения, попевки, песни, которые основываются на русских народных песнях. Этих упражнений множество и важно сказать, что все упражнения выполняют конкретную вокально-художественную функцию. В методике руководителей определяется главная цель обучения целостному, разговорному способу пения. В этом способе открытая, выразительная, распевная и интонационно-окрашенная речь является ведущим смысловым началом.
При овладении народной манерой пения мы используем народный музыкальный фольклор, который в свою очередь богат разнообразными жанрами; лирическими, игровыми, плясовыми, колыбельными и другими произведениями. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия должны быть направлены на развитие вокально-певческих навыков. Для этого мы используем комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают нам при овладении народной манерой пения.
Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевания — наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевания имеют и разовое назначение: создания творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние. Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально—технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно—художественного содержания исполняемого произведения.
Исходя из этого, следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности ученика. Каждое вокальное упражнение, за отдельными исключениями, должно содержать выраженную в словах мысль, или подтекст, развивающий воображение учащегося.
Методика музыкально-образовательной работы с детьми, осваивающими народное пение, должна основываться на следующих принципах: систематичность музыкального образования; тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром; разносторонность музыкального образования. Общая вокально-хоровая работа с детьми должна вестись в зависимости от подготовленности певцов, их возраста. Преподаватель на уроках музыки не должен забывать о различиях в работе с детьми старшего возраста и маленькими.
Большой интерес и творческий стимул для детей — первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на детсадовских и школьных утренниках и праздничных концертах... Это поможет детям наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст им уверенности, станет полезной певческой практикой
IV.
Список литературы
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957. – 500 с.
Гусев В.Е. Эстетика фольклора.– Л., 1967. – 500с.
Калугина Е.В. Методика работы с русским народным хором. – М., 1977.
Мешко Н.К. Искусство народного пения. – М., 1996.
Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе.-М.: БЕК. – 2000.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.: Просвещение.1999.
Шамина Л.В. Работа с самодеятельным народным хором. – М.,1987.