Просмотр содержимого документа
«"Возможности дополнительного музыкального образования для современных детей"»
Возможности дополнительного музыкального
образования для современных детей
Рассуждение музыкального педагога
«Музыка способна оказывать известное воздействие
на этическую сторону души и раз музыка
обладает такими свойствами, то очевидно
она должна быть включена
в число предметов
воспитания молодежи».
Аристотель-древнегреческий философ,
ученик Платона
наиболее влиятельный
философ древности
Главная задача музыкального образования- формирование музыкальной культуры ребенка как части духовной культуры. В основе развития музыкальной культуры учащихся лежит понимание языка искусства, развитое музыкальное сознание и мышление, устойчивый музыкально-познавательный интерес, приобщение детей к музыкальным ценностям мирового значения и активное стремление обогатить свой внутренний духовный мир.
I. Откуда у музыки такое могущество воздействия на людей? Если мы хотим понять, почему и как музыка воспитывает человека, надо сначала познакомиться с ее природой.
Всякое искусство отражает действительность. Когда смотришь театр спектакль или кинофильм, перед нами проходят жизненные события, образы людей, пейзажи. Ну а что музыка? Не составляет ли она исключение? Ведь одно и тоже музыкальное произведение зачастую толкуется разными людьми по-разному: одному видится Нива, колеблемая ветром, другому слышится рокот волн,, третий воспринимает ту же музыку – как выражение душевного волнения….
Известно изречение Гейне… «Музыка начинается там, где кончаются слова»….. Чем же это объясняется?
Сходство музыки с интонациями речи и с жестами - помогает понять, какое содержание скрыто в ее звуках. Музыка взяла от речевой интонации и от ритма жестов их способность выразить эмоцию и безмерно развила, обогатила ее. Выражение чувств, настроений, страстей и составляет самую сильную сторону музыки.
«Стенографией чувств»- называл музыку Лев Толстой.
-2-
«Языком души» -композитор и критик А.Н.Седов.
Психология-говорит нам о том. что в чувствах и настроениях человека отражается окружающий мир, их источник- реальная жизнь.
Каково же воздействие музыки на человека исходя из ее объективных свойств.
1)Эмоциональное воздействие музыки - огромно! Об этом говорилось выше.
2) Физиологическое воздействие - влияние музыки на дыхание кровообращения и другие физиологические процессы.
3)Музыка доставляет удовольствие - лучший отдых- это концерт, а праздник без музыки не праздник.
4) Воспитательное воздействие музыки - формирование человека и общества к окружающему миру, к самому себе, развивает художественный и музыкальный вкус, формирует идеалы.
5)Медитативное воздействие музыки- погружение человека в определенное состояние комфорта и покоя, снятия напряжение, зажимов повышение у него состояния эмоционального комфорта, радости, счастья.
Отсюда делаем интересный вывод:
Все эти функции музыки тесно связаны и взаимодействуют между собой. Поэтому даже тогда, когда музыка выполняет прикладную или развлекательную роль - она так или иначе воспитывает слушателей, т.е. формируют и преобразуют их духовный мир.
II. Д.Б.Кабалевский – композитор, музыкант и педагог, народный артист СССР, живший в XX веке интересно написал в своих воспоминаниях.
«Хорошо написал мне как-то один отставной офицер, выражая свои тревоги в связи с недостатками в положении дел с эстетическим воспитанием молодежи: «Тот, кто по настоящему соприкоснулся с Миром Моцарта и полюбил его, не сможет стать бандитом…» из книги Кабалевского : «Прекрасное пробуждает доброе».
Современные дети…. Большой информационный поток из интернета, как в нем разобраться?
Главное не отстать от коллектива, где все играют в компьютерные игры… быстрее, кто первый, кто победитель? А как же мир вокруг? Как же жизнь, где добро, где зло? Где свет- как разобраться?!
Решение есть! Ура - это… музыкальное образование. Вот что будет пробуждать в детях Свет и любовь- Вивальди, Бах, Моцарт, Шуберт и Шопен, Чайковский и Рахманинов- научав чистоте и строгости чувств, мужеству и доброте.
Дунаевский: «Я люблю тебя жизнь…..
«Легко на сердце от песни весело»
«Широка страна моя родная»
-3-
Пахмутовой «Беловежская пуща»
Крылатова «Крылатые качели» и т.д
-все это снова поднимает и взрослых в Мир прекрасного и формирует нравственный облик взрослого и ребенка.
III. Поразмышляем как влияет музыка на психику современного ребенка…
С первых дней своей жизни ребенок слышит колыбельную, которую поет ему мама. Она разговаривает с ним, он запоминает интонацию «музыку»- маминого голоса. И эта интонация дарит ребенку любовь, радость, покой, защиту и просто заверяет его что рядом все хорошо и прекрасно - это первый музыкальный опыт малыша.
Говорят, что Музыка - универсальный язык творца, понятный каждой душе на Земле.
А кем тогда являются педагоги-музыканты в современном технократическом обществе?- это Лекари человеческих душ.
К.ОРФ- немецкий композитор и музыкальный педагог XX века. Известен своим произведением, Carmina Burana- Лекари человеческих душ- это педагоги музыканты.
К.Орф рассуждал о том, что воспитание творческой активности у детей должно быть с любого возраста и любого темперамента. «Кем бы не стал в дальнейшем ребенок - музыкантом или врачом, ученым или рабочим, программистом или даже….президентом, задача музыкальных педагогов- воспитать в нем творческое начало, творческое мышление….» Привитие желание и умение творить- пригодятся в любой сфере, будущей деятельности ребенка….»
-4-
Заключение
Музыкальное дополнительное образование дает возможности расширить стереотип современного ребенка с цифровым и компьютерным мышлением на – образное, духовное, эмоционально-отзывчивое восприятие мира вокруг нас. Учит светлый еще несформировавшийся ум ребенка смотреть- по-другому, стать чувствительнее, а значит жить и мыслить сердцем, стать высоко-духовным, нравственным человеком, способным изменить мир в сторону света, добра и любви.
В.А. Сухомлинский - детский писатель, педагог-новатор ХХ века, сказал:
«Музыкальное воспитание - есть средство воспитания людей, а не цель».
Из книги Д.Б. Ковалевского: « Музыка излучает такую же энергию, как и Солнце. Как солнце преобразует природу и рождает весну на Земле, так и музыка преобразует человека, рождает весну в его душе».
Литература:
1. А. Сохор - Воспитательная роль музыки. «Музыка»- Ленинградское отделение. 1975г.