Просмотр содержимого документа
«Воспитание навыков самостоятельной работы»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №7 г. Смоленска»
Методическое сообщение на тему:
«Воспитание навыков самостоятельной работы»
Преподаватель: Исакова О.В.
Смоленск
Одной из важных задач педагога является привитие любви к самостоятельным занятиям. Такие качества как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, инициатива проявленные учеником во время урока, будут подспорьем при переводе ученика на самостоятельность в обучении. Умение ученика самостоятельно и грамотно работать с нотным текстом значительно активизирует учебный процесс. У детей младшего школьного возраста преобладает механическая память. Поэтому развитие аналитического мышления и логической памяти целиком ложиться на педагога.
Воспитание у ребенка самостоятельности должно строится на основе доступности, конкретности, художественной яркости приемов обучения.
Бывают случаи, когда педагог предлагает ребенку разобрать новое произведение, минуя стадию предварительного ознакомления с ним Отсутствие хотя бы общего представления о произведении порождает безынициативный беспредметный разбор, лишенный понимания смысловой стороны музыки, приводит к длительному «топтанию» ученика на одном месте.
Поэтому детальный разбор текста и его дальнейшее освоение возможно только после стадии активного ознакомления с произведением обучающегося.
При самостоятельной работе ребенка с новым текстом неизбежно появятся погрешности в его игре. Педагог должен сразу распознать причины этого, разделив их на две группы: первая связана с потерей слухового контроля, вторая обусловлена неграмотным прочтением нотной записи.
Будет лучше, если педагог натолкнет ученика на самостоятельное обнаружение своих ошибок.
В младших классах ребенок может самостоятельно обнаружить «трудное место», реже – определить, в чем его сложность, и еще реже – найти пути ее продления. Все эти: «Где», «Почему», «Как» должны быть в распоряжении педагога в период выработки учеником самостоятельных навыков.
Большое внимание при воспитании навыков самостоятельной работы необходимо уделять в процесс е чтения нот с лист, подбору по слуху, транспонированию, сочинению мелодий.
Чтение нот с листа открывает перед обучающимися широкие возможности для знакомства с музыкальной литературой. Педагог в этот момент должен контролировать всю работу; приучать учащегося перед исполнением незнакомой пьесы внимательно просмотреть текст, определить ритм, тональность, характер мелодии; научить ребенка умению сосредоточиться на главном.
Необходимо уделять внимание и подбору по слуху знакомых мелодий, попевок и детских песенок.
Развитию самостоятельности способствует и транспонирование; необходимо, чтобы оно происходило в условиях максимальной активизации слуха учащегося.
Для учащихся младших классов можно проводить часть уроков под девизом: «как я учу дома». Такие занятия помогают выявить те стороны самостоятельной работы ребенка, над которыми он, возможно, не задумывался.
Преподаватель должен поощрять любое проявление самостоятельности ребенка, и не давать «готовых рецептов». Тем более, что любым выражением маленьких детей является «я – сам». Правильно выполненное задание надо поощрять, чтобы учащийся почувствовал радость от завоеванной им высоты. Известно, что знания, полученные на собственных размышлениях и наблюдениях, более устойчивы, чем полученные в готовом виде от преподавателя.
При выполнении самостоятельной работы, активной познавательной деятельности вырабатывается способность к приобщению знаний, навыков, умений. Главная задача педагога – научить ученика учиться! Научить его умению приобретать знания!
Каждому человеку присущи навыки к самостоятельности. Развитие их и сохранение способствует успешному обучению. Нельзя ограничивать инициативу ученика. Лишенный возможности самостоятельно сделать что-либо, он теряет интерес.
Важно создать на уроке поисковые ситуации, моменты самостоятельного выбора. Например, такое задание: представить и отразить в звуке поведение героя исполняемой пьесы в измененных обстоятельствах. Использование метода варьирования, когда одни и те же фразы, предложения проигрываются решительно, мягко, задумчиво, что требует соответствующей динамики, звукоизвлечения и так далее, требует от ребенка включения в работу воображения, эмоций, личного отношения.
Надо использовать активные формы обучения, когда ученик ищет и открывает даже давно известные истины. «Путь открытий» способствует восприятию самостоятельности ученика, выявлению и развитию лучших сторон его личности.
Важно не заглушить активность ребенка методами авторитарной педагогики, а напротив, дать простор жажде деятельности ребенка, поддерживать и направлять ее с первых шагов обучения.
Список литературы:
Ф. Липс Искусство игры на баяне, М., 2004г.
Семенов В.А. Современная школа игры на баяне, М., 2007г.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство, Л., 1971г.
Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне, М., Кифара, 1996г.