kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ».

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся  личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально- личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса- воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способность решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психология»  – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­тельская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» »


ГБОУ СПО

«Самарский медико- социальный колледж»










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

для специальности 060109.51 «Сестринское дело».








Разработано преподавателем психологии:

Неженцевой Ю.А.







2012 г.

Внутренняя рецензия

на методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Психология».

Методические рекомендации по дисциплине «Психология» составлен преподавателем Неженцевой Ю.А. в соответствии с требованиями ГОС СПО по специальностям:

060109.51 «Сестринское дело».

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Психология» содержат:

Задания для самостоятельной работы студентов по темам, рекомендуемую литературу, эталоны ответов на тестовые задания и ситуационные задачи. Методические рекомендации ставят целью оптимизацию использования учебного времени на занятиях по дисциплине «Психология общения», расширение социокультурного кругозора студентов. Цели обучения формулируются грамотно. Созданы условия для укрепления мотивации самостоятельного изучения и дальнейшего совершенствования в области психологии и дальнейшей профессиональной деятельности.

Методические рекомендации правильно структурированы и могут использоваться только преподавателями психологии при подготовке к теоретическому и практическому занятию, способствуя формированию таких ключевых профессиональных компетенций как социально-коммуникативная (готовность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной профессиональной деятельности) и информационная (готовность осуществить информационный поиск, обрабатывать и представлять полученную информацию).




Рецензент: зам.директора по НМР _____________________ Павлова Т.Н.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ».

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально- личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса- воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способность решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.


Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психология» – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­тельская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология» является овладение фундаментальными зна­ниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дис­циплины, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организо­ванности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионально­го уровней.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом. При определении содержания самостоятельной работы следует учитывать уровень самостоятельности студентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.

Самостоятельная работа по дисциплине «Психология» выполняет функции:

- способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;

- воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;

- побуждает к научно-исследовательской работе.

Для организации самостоятельной работы по дисциплине «Психология» необходимы следующие условия:

- готовность студентов к самостоятельному труду;

- мотивация получения знаний;

- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочно­го материала;

- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

- консультационная помощь преподавателя.

Формы самостоятельной работы по дисциплине «Психология» определяются содержанием учебной дисциплины «Психология» (36 часов), степенью подготовленности студентов. Формы самостоятельной работы определяются при разработке рабочих про­грамм дисциплин согласно разработанным в колледже положений: Положению о разработке рабочей программы дисциплины и Положению об учебно-методическом комплексе дисциплины основной образовательной программы специального профессионального образования

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Психология» входят в состав учебно-методического комплекса дисциплины «Психология» и предназначены для организации качественной самостоятельной работы студентов.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Психология» определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

- составление плана текста;

- графическое изображение структуры текста;

- конспектирование текста;

- выписки из текста;

- работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами;

- учебно-исследовательская работа;

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- изучение нормативных материалов;

- ответы на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

- подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу;

- решение вариативных задач и упражнений;

- решение ситуационных задач;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

Процесс организации самостоятельной работы по дисциплине «Психология» включает в себя следующие этапы:

- подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка ме­тодического обеспечения, подготовка оборудования);

- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, са­моорганизация процесса работы);

- заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях опти­мизации труда).

Приемами контроля самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология» являются:

устный контроль;

письменный контроль;

тестовый контроль.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплине «Психология» являются:

- уровень освоения учебного материала,

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

- полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

- обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

- оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

Виды контроля:

  • устный индивидуальный

  • устный фронтальный

  • письменный

  • практический

  • программированный

  • рейтинговый

  • рецензирование ответов своих товарищей

  • рецензирование докладов, рефератов на конференциях

  • выступления оппонентов


Самостоятельная работа студентов включает следующие виды самостоятельной деятельности:

- самостоятельное выполнение заданий на практических занятиях;

- проработку учебного материала в соответствии с графиком самостоятельной работы (по конспектам, учебной и научной литературе);

- написание рефератов, докладов, обзора литературы и других видов письменных работ;

- выполнение учебно-исследовательской работы;

По уровню самостоятельной работы обучаемых:

  • первый уровень - дословное и преобразующее воспроизведение информации (ответы по лекциям, опорным конспектам, учебникам, решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д.);

  • второй уровень - самостоятельные работы по образцу (составление вопросов к текстам лекций по предложенным образцам, тестовых заданий по предложенным правилам, опорных сигналов);

  • третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы (преобразование текстовой информации в структурно-логические схемы, составление кроссвордов, преобразование типовых задач);

  • четвёртый уровень - эвристические самостоятельные работы (разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем, производственное моделирование);

  • пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы.


Тем самым указанные виды самостоятельных работ требуют для своего решения устанавливать не только отдельные функциональные связи в ранее усвоенных знаниях и методах их применения, но их структуру в целом. Выполнение этих работ стимулирует обучающегося применять усвоенные ранее знания, что делает их более глубокими. Эти виды работ можно представить следующим образом (таблица 3).

Таким образом, учащимся предоставлялись широкие возможности усваивать новые знания на основе самостоятельного классифицирования явлений, доставления планов работы, выбора задач для решения и т.д.


Самостоятельная работа студентов

по дисциплине «Психология»

для специальности – 060109.51 «Сестринское дело»

на 2011-2012 учебный год

Темы

Вид самостоятельной работы

Количество часов

1

Методологические принципы современной психологии

Написать реферат:

  1. Основные методы и принципы современной психологии

2

2

Личность.

1. Объяснить следующие термины:

- личность

- индивид

- индивидуальность

2. Выполнить тест.

3. Написать реферат:

  • Личность и личностный рост

  • Динамика совместимости людей в зависимости от психосоциотипов, темперамента людей

6

3

Психические и познавательные процессы

1.Выполнить тест.

2.Написать реферат:

  • Влияние мышления на восприятия

  • Психологические теории внимания

  • Способы управления и тренировки памяти

  • Психология мышления

4

4

Эмоциональные процессы и состояния




1.Решить задачи.

2.Написать реферат:

  • Значение эмоций в жизни человека

  • Связь эмоций с потребностями человека

  • Стресс и способы его снятия


3

5

Мышление и интеллект

1.Выполнить упражнения на изучение индивидуальных особенностей мышления

2

6

Принятие решения. «Тренировка» ума

1.Выполнить упражнения на изучение индивидуальных особенностей мышления

1

7

Личность и общество

1.Выполнить тест.

2.Решить задачи.

3.Написать реферат:

  • Лидерство в группе

  • Стили руководства и прогресс общения

8

8

Социальные отношения

1.Объяснить следующие термины:

-социализация

- Я-концепция

- институты социализации

-идентичность

-установка

-предрассудки

2.Выполнить задание.

4

9

Агрессия: причинение вреда другим

1.Выпонить тест

2. Написать реферат:

  • «Основные теории агрессии»

1

10

Альтруизм: помощь другим

1.Написать доклад:

  • Альтруизм как форма отношений в обществе


1

11

Природа межличностных конфликтов и пути их разрешения

1.Составить карту конфликта по данной ситуации.

2.Решить задачи.

2

12

Общение

1.Объяснить следующие термины:

- Общение;

- Виды общения;

- Функции общения;

- Стороны общения;

- Уровни общения;


2.Решить задачи.


1

13

Социопсихосоматика здоровья

1.Написать реферат:

  • «Тело. Душа. Дух»

2. Решить задачи.

1


Итого


36
















К теме 1. «Методологические принципы современной психологии»


Задания для самостоятельной работы.

Написать реферат по теме:

  • «Основные методы и принципы современной психологии»


Рекомендуемая литература.


  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2001;

  2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М., 1998;

  3. Ядов В.А. Социологическиое исследование; методология, программы, методы. – М., 1987.


К теме 2. «Личность»


Задания для самостоятельной работы.

  1. Объяснить следующие термины:

- личность;

- индивид;

- индивидуальность;


  1. Выполнить тест:



Выбрать один правильный ответ

1. Отдельный взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, психических, социальных) - это

а) индивид

б) ребенок

в) человек

г) личность


Выбрать один правильный ответ

2. Личность – это человек как

а) индивид

б) индивидуальность

в) субъект деятельности

г) все ответы верны







3. Установить соответствие между характеристиками данных понятий.

Понятие Характеристика

1. Личность. А. Отдельный представитель

человеческой общности.

2. Индивидуальность. Б. Качество человека, определяющее его

бытие и проявляющееся в

его сознательной деятельности.

3. Индивид. В. Характеристики, которые

отличают индивида от всех других.


Выбрать один правильный ответ

  1. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это

а) холерик

б) меланхолик

в) сангвиник

г) флегматик


Выбрать один правильный ответ

  1. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально устойчивый экстраверт – это

а) холерик

б) меланхолик

в) сангвиник

г) флегматик


Выбрать один правильный ответ

  1. Какой тип темперамента имеет преимущества в некоторых видах монотонной работы:

а) холерик

б) сангвиник

в) меланхолик

г) флегматик


Выбрать один правильный ответ

  1. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы:

а) сангвиник

б) флегматик

в) холерик

г) меланхолик


Выбрать один правильный ответ

  1. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен:

а) сангвиник

б) флегматик

в) холерик

г) меланхолик.


Выбрать один правильный ответ

  1. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

а) сангвиник

б) флегматик

в) холерик

г) меланхолик


  1. Написать реферат по темам:


    • «Личность и личностный рост»

    • «Динамика совместимости людей в зависимости от психосоциотипов, темперамента людей»


Рекомендуемая литература.



  1. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.

  2. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.

  3. Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.

  4. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.

  5. По материалам сайта www.psychologos.ru.

  6. По материалам сайта www.diplstud.ru.








К теме 3. «Психические и познавательные процессы»


Задания для самостоятельной работы.

  1. Выполнить тест:


Выбрать один правильный ответ

  1. Нарушение восприятия

  1. сенсопатии

  2. анестезия

  3. кожный зуд

  4. галлюцинации



Выбрать один правильный ответ

  1. Апперцепция- это:

  1. восприятие внешних признаков человека

  2. зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека;

  3. восприятия, возникающие без реального объекта;

  4. искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.


Выбрать один правильный ответ

    1. Интероцептивные ощущения:

  1. в большинстве случаев не осознаются;

  2. отражают движения нашего тела;

  3. отражают качественные особенности окружающих предметов

  4. помогают распознавать запахи



Выбрать один правильный ответ

  1. Вытеснение- это:

  1. сознательный способ защиты от тяжелых воспоминаний

  2. забывание новой информации из-за того, что она перепутывается со старой

  3. метод припоминания снов под гипнозом

  4. бессознательная блокировка неприемлемых воспоминаний



Выбрать один правильный ответ

    1. В среднем объем кратковременной памяти равен:

  1. 7 элементам

  2. 7 (+/- 2) элементам

  3. 9 элементам

  4. неограничен



Выбрать один правильный ответ

    1. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется

а) восприятием

б) воображением

в) мышлением

г) памятью


Выбрать один правильный ответ

    1. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью

а) механической

б) логической

в) эмоциональной

г) аудиальной



  1. Написать реферат по темам:

    • «Влияние мышления на восприятия»

    • «Психологические теории внимания»

    • «Способы управления и тренировки памяти»

    • «Психология мышления»






Рекомендуемая литература.


  1. По материалам сайта www.libpsyx.ru.

  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  3. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. Психические познавательные процессы. – М.: 2001.

  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: 2000.



К теме 4. «Эмоциональные процессы и состояния»


Задания для самостоятельной работы.

  1. Решить задачи:

Задача №1

Определите о каком виде эмоционального расстройства идет речь в данном случае. Назовите способы эффективного общения в данной ситуации.


С. перенес потерю матери, находится в угнетенном состоянии, тоскливом настроении, ничего не хочет делать. Желание сидеть или лежать и смотреть в одну точку. На предложение заняться каким либо делом не проявляет энтузиазма. Все время говорит о своей вине, о бессмысленном своем существовании. Часто размышляет о смерти, неохотно идет на контакт, отмалчивается при попытке завести с ним разговор.




Задача №2

У пожилых родителей теплые взаимоотношения со своими детьми. Их общение всегда строилось на доверии, взаимных уступках. В основе воспитания всегда была демонстрация понимания другого человека, принятие его чувств и эмоций без осуждения.

Как называется процесс проникновения в переживания другого человека? Охарактеризуйте важность этого процесса в семье.



Написать реферат по темам:

  • «Значение эмоций в жизни человека»

  • «Связь эмоций с потребностями человека»

  • «Стресс и способы его снятия»



Рекомендуемая литература.


  1. По материалам сайта: www.psychology-online.net;

  2. С.Л. Рубинштейн "Основы общей психологии" С. Петербург 2002;

  3. Р.С. Немов " Общая психология" Изд. "Владос" 2001;

  4. Е.И. Рогов "Общая психология" Изд. "Владос" 2002;


К теме 5. «Мышление и интеллект»


Задания для самостоятельной работы.

  1. Исключить лишнее слово:


    • Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Собака; помидор; солнце;

  1. Словесная игра:

    • Как часто мы употребляем одно и то же слово, слышим его или читаем? Ниже приведен список из 21 слова, которые надо разделить на три группы по 7 слов в каждой: в первой группе - часто употребляемые слова, в третье - редко употребляемые, а остальные в средней: автобус, брусника, галстук, гвоздь, здание, ковер, колосок, комбайн, кровать, люстра, мотоцикл, пол, профессор, пыль, ручка, сервант, телевизор, улица, урок, хлеб, чемодан.


    • Перед вами пять слов: рука, нос, палец, яблоко, голова. Найдите, какие из них выпадают из общего ряда и объясните почему.

    • Определите, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочтите их правильно: кот, пут, потет, койдо, инг, штоа, пата, кышка.

  1. Упражнение "Поиск аналогий"

Задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам. Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. К примеру, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Назвать как можно больше количество групп аналогов. Задание - радуга, зонтик, дождь, гроза.

Рекомендуемая литература.

  1. Общая психология, под редакцией А.В. Карпова. - М., 2002;

  2. Психология, под редакцией А.В.Крылова. - М., 2001;

  3. Л.Б. Ительсон, Лекции по общей психологии. - М.,2000;

  4. В.Г. Крысько, Психология и педагогика в схемах и таблицах. - М., 2000;

  5. Энциклопедия психологических тестов (в 2-х частях), ч. 2. - М.,2000;

  6. По материалам сайта www.azps.ru.







К теме 6. «Принятие решения. «Тренировка» ума»


Задания для самостоятельной работы.


  1. Выполнить упражнение "Подбор синонимов"

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова:

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

  1. Выполнить упражнение "Лестница понятий"

Производя ряд последовательных обобщений данного понятия и восходя таким образом к все более общим понятиям, можно получить лестницу понятий, в которой каждая новая ступень относится к предыдущей как род к виду. Пример: для понятия «Москва» родовым является понятие «столица», для понятия «столица» — понятие «город», для понятия «город» — понятие «населенный пункт». Таким образом выстраивается цепочка:

Москва — столица — город — населенный пункт. Каждое последующее понятие в этой цепи является родовым по отношению к предыдущему. Следует произвести ряд обобщений данных понятий до предела:

  • Пятиугольник

  • Ливень

  • Байкал

  • Дом

 Рекомендуемая литература.



  1. Общая психология, под редакцией А.В. Карпова. - М., 2002;

  2. Психология, под редакцией А.В.Крылова. - М., 2001;

  3. Л.Б. Ительсон, Лекции по общей психологии. - М.,2000;

  4. В.Г. Крысько, Психология и педагогика в схемах и таблицах. - М., 2000;

  5. Энциклопедия психологических тестов (в 2-х частях), ч. 2. - М.,2000;

  6. По материалам сайта www.azps.ru.




К теме 7. «Личность и общество»


Задания для самостоятельной работы.

  1. Выполнить тест:


Выбрать один правильный ответ

  1. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия - это

а) лидер

б) руководитель

в) партнер

г) авторитет



Выбрать один правильный ответ

  1. Сумма или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе - это

а) статус

б) роль

в) образ

г) положение



Выбрать один правильный ответ

  1. Социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения - это

а) группа

б) труппа

в) коллектив

г) общество


Выбрать один правильный ответ

  1. Способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их характеристик, есть совместимость

а) межличностная

б) психологическая

в) групповая

г) физиологическая



Выбрать один правильный ответ

  1. Система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения, - это климат

а) моральный

б) эмоциональный

в) психологический

г) социально-психологический


  1. Решить задачу:


Задача №1

Выберите из перечисленного списка то, что, на ваш взгляд, делает группу людей социальной группой.


Доверие, территориальность, взаимная симпатия, принятие, завершенность, внутригрупповой конфликт, власть лидера, интимность, чувство "Мы", жажда безопасности, комплекс неполноценности, общая цель, общение, совместная деятельность, групповое мышление, избегание одиночества, зависимость, общее помещение, эмоциональный дискомфорт, страх, фрустрация, взаимодействие, общая мотивация, переживание принадлежности к группе, тенденция к подчинению, идентификация, общие нравственные ценности.



  1. Написать реферат по темам:

  • «Лидерство в группе»

  • «Стили руководства и прогресс общения»



Рекомендуемая литература.

  1. По материалам сайта: www.psyznaiyka.net;

  2. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп . - М .: Центр , 1999.

  3. Социологический словарь - 2-е изд. перераб. и доп.–Мн: Университетская, 1991.

  4. Социология / под ред.проф.В.П.Анрущенко. — Харьков: ИМП "Рубикон", 1996. 

  5. Фролов С.С. Социология — 3-е изд.,доп.. — М.: Гардарики, 2000.



К теме 8. «Социальные отношения»



Задания для самостоятельной работы.


  1. Объяснить следующие термины:

-социализация

- Я-концепция

- институты социализации

-идентичность

-установка

-предрассудки


  1. Выполнить задание.

Просмотрите факторы, влияющие на Я- концепцию. Расположите их в порядке от наиболее до наименее значимого для формирования вашей

Я- концепции.


На формирование Я- концепции влияют следующие факторы:

  • восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.);

  • самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков);

  • внешние данные, ощущение силы, здоровья;

  • социальные ценности, ожидания, идеалы;

  • опыт социального поведения;


Рекомендуемая литература.

  1. По материалам сайта: www.psyznaiyka.net;

  2. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп . - М .: Центр , 1999.

  3. Социологический словарь - 2-е изд. перераб. и доп.–Мн: Университетская, 1991.

  4. Социология / под ред.проф.В.П.Анрущенко. — Харьков: ИМП "Рубикон", 1996. 

  5. Фролов С.С. Социология — 3-е изд.,доп.. — М.: Гардарики, 2000.





К теме 9. «Агрессия: причинение вреда другим»



Задания для самостоятельной работы.

  1. Выполнить тест:


Выбрать один правильный ответ.

  1. Агрессия- это прежде всего…»

  1. эмоция.

  2. мотив.

  3. установка.

  4. определенное поведение


Выбрать один правильный ответ.

  1. Крайне часто демонстрируют агрессивное поведение люди …

  1. со сниженным самоконтролем.

  2. со средним самоконтролем.

  3. с повышенным самоконтролем


Выбрать один правильный ответ.

  1. Фрустрация- это:

  1. зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта, от особенностей человек;

  2. психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели;

  3. потеря какого- либо объекта, человека, информации;

  4. чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний;


Выбрать один правильный ответ.

  1. Распространение сплетен о другом человеке- это агрессия:

  1. вербальная- активная- прямая;

  2. вербальная- пассивная- прямая;

  3. вербальная – активная- непрямая;

  4. вербальная- пассивная- непрямая;


Выбрать один правильный ответ.


  1. Наказание как средство профилактики агрессии эффективно, если:

  1. агрессор находится в состоянии крайнего озлобления;

  2. ожидаемое наказание не очень сурово;

  3. выгода от совершения агрессивного действия слишком велика;

  4. вероятность наказания высока;


Выбрать один правильный ответ.

  1. Усилению агрессии наиболее способствуют:

  1. низкие температуры;

  2. средние температуры;

  3. умеренно высокие температуры;

  4. очень высокие температуры;


Выбрать один правильный ответ.

  1. Усилению агрессии способствуют:

  1. смягчающие обстоятельства;

  2. злоумышленные и преднамеренные провокации;

  3. умеренные эмоциональные стимуляции;

  4. наглядные примеры неагрессивного поведения;


Написать реферат по теме:

    • «Основные теории агрессии»


Рекомендуемая литература.


  1. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001;

  2. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994;






К теме 10. «Альтруизм: помощь другим»



Задания для самостоятельной работы.

  1. Написать доклад по теме:

    • «Альтруизм как форма отношений в обществе»


Рекомендуемая литература.

  1. Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко — Санкт-Петербург: АСТ, 2007;



К теме 11. «Природа межличностных конфликтов и пути их разрешения»



Задания для самостоятельной работы.

  1. Составить карту конфликта следующей ситуации:


Вы живете в девятиэтажном доме на 5-ом этаже. На 3-ем этаже живет женщина, у которой небольшая собачка. По утрам она выпускает ее погулять. Спускаясь по лестнице, собака иногда метит углы и коврики у дверей. Соседи собираются писать жалобу в ЖЭУ и призывают вас принять участие в разрешении проблемы. Проанализируйте сигналы конфликта и стратегии реагирования.


Этапы составления карты конфликта:

  • определить проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объема выполняемых работ составить диаграмму распределения нагрузки;

  • выяснить, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);

  • определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.

Прежде чем переходить к разрешению конфликта, желательно ответить на следующие вопросы:

  • искренне ли вы хотите благоприятного исхода;

  • как бы вы себя чувствовали на месте конфликтуюших сторон;

  • нужен ли посредник для разрешения конфликта;

  • что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;

  • в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения.

1. ПРОБЛЕМА _______________________________________________


2.

СТОРОНА 1 (кто?)


ПОТРЕБНОСТИ


ОПАСЕНИЯ












СТОРОНА 2 (кто?)


ПОТРЕБНОСТИ


ОПАСЕНИЯ











3. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА (выбор стратегии)_________________




  1. Решить задачу:


Задача №1

Разрешите предложенную вам конфликтную ситуацию, используя стратегии: сотрудничество, уступчивость, компромисс, принуждение, приспособление:



















Рекомендуемая литература.

  1. Мариновская И.Д., Цветков В.Л., Конфликтология: Учебное пособие. - М, Московский университет МВД РФ, 2005.

  2. Цветков В.Л., Конфликтология: Учебное пособие с альбомом схем. - М.: Щит-М, 2007.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005.

5. Конфликтология: Учебник для вузов (Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К., - М.: Инфра-М, 2003.

6. Конфликтология: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Ратникова, -М, ЮНИТИ, 2005.

7. Конфликтология: Учебник / Под ред. Кармина А.С., 2-е изд., испр. - СПб: Лань, 2004.










К теме 12. «Общение»



Задания для самостоятельной работы.

  1. Объяснить термины:


- Общение;

- Виды общения;

- Функции общения;

- Стороны общения;

- Уровни общения;


  1. Решить задачи:


Задача №1


Прокомментируйте, о каком виде общения идет речь?

В троллейбусе с вами заговорит словоохотливая женщина и начинает рассказывать о своих проблемах, то, не особенно вслушиваясь в ее слова, вы с вежливым видом киваете в ответ, будто слушая ее.  Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Если люди и в дальнейшем так общаются, не раскрываясь и что-то «строя из себя», то им становится неинтересно друг с другом, они не станут ближе.




Задача №2


Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи.

Выберите особенности каждого вида речи (диалогический, монологический).

Поясните свой выбор.


  1. Общение двух или нескольких человек- диалогическая речь

  2. Фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь..- диалогическое

  3. Грамматические связи выражены наиболее полно.- монологическая

  4. Непосредственное общение двух или нескольких человек - диалогическая речь

  5. Речь, в которой содержание прежде всего удовлетворяет требованиям последовательности и доказательности в изложении- монологическая речь

  6. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства - жесты,

мимика, изображение.- диалогическая речь

  1. Речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства -

жесты, мимика.- монологическая речь



Рекомендуемая литература.

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология, -М. 2007;

  2. Гайнутдинов И.К., Котова А.К. Психология, - Ростов на Дону, 2008;




К теме 13. «Социопсихосоматика здоровья»



Задания для самостоятельной работы.

  1. Написать реферат по теме:

    • «Тело. Душа. Дух»


  1. Решить задачу:

Задача №1

Проходя медицинское обследование, Б. узнает от врача о своем неизлечимом диагнозе и о неутешительном прогнозе. Все методы лечения уже не принесут эффекта, он осознает, что смертельно болен. Определите последовательность реакций Б. на мысли о своей смерти.

  1. «Почему именно я?»

  2. «Господи, почему я не могу плакать?»

  3. «Этого не может быть!»

  4. «Обещаю выполнить все назначения…»

  5. «Мне легче умирать, потому что я осознаю, что за всем этим стоит…»


Рекомендуемая литература.


  1. По материалам сайта www.chereshneva.ucoz.ru.






ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

К теме 2. «Личность»

Задание 2. Выполнить тест:

  1. а

  2. г

  3. 1-Б, 2- В, 3- А

  4. б

  5. в

  6. г

  7. а

  8. б

  9. г


К теме 3. «Психические и познавательные процессы»

Задание 1. Выполнить тест:

  1. г

  2. б

  3. а

  4. г

  5. б

  6. г

  7. б



К теме 4. «Эмоциональные процессы и состояния»

Задание 1. Решить задачи:


Ответ на задачу №1

Депрессивное состояние. (Общение должно строится на сочувственном участие в его событиях, не пытаться выяснять причины его состояния, дать почувствовать, что человек не виновен в этих обстоятельствах, вести себя спокойно, ровно, умеренно)


Ответ на задачу №2

Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.




К теме 7. «Личность и общество»

Задание 1. Выполнить тест:

  1. а

  2. а

  3. в

  4. б

  5. г



Задание 2. Решить задачи:


Ответ на задачу №1

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Характеристики группы: доверие, принятие, внутригрупповой конфликт, чувство "Мы", общая цель, общение, совместная деятельность, групповое мышление, избегание одиночества, зависимость, взаимодействие, общая мотивация, переживание принадлежности к группе, идентификация, общие нравственные ценности.


К теме 9. «Агрессия: причинение вреда другим»

Задание 1. Выполнить тест:

  1. г

  2. а

  3. б

  4. б

  5. г

  6. в

  7. б



К теме 11. «Природа межличностных конфликтов и пути их разрешения»

Задание 2. Решить задачи:


Ответ на задачу №1

Стратегии разрешения конфликта:

  1. Принуждение: соперничество, конкуренция, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.

  2. Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.

  3. Уступчивость: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.

  4. Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.

  5. Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.

К теме 12. «Общение»

Задание 2. Решить задачи:


Ответ на задачу №1

«Контакт масок»- формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.


Ответ на задачу №2

Диалогическая речь это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль.

Монологическая речь длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении, а грамматически правильное построение предложений.   Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной и создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).            

1,2,4,6- диалогическая речь

3,5,7- монологическая речь

К теме 13. «Социопсихосоматика здоровья»

Задание 2. Решить задачи:


Ответ на задачу №1

5 стадий приспособления человека к мысли о своей смерти:

Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие смерти. ( в- а- г - б - д )


Приложение 1

Методические рекомендации по оформлению рефератов


ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»










реферат «(название)»




специальность: № «(название)» дисциплина: «(название)»




Выполнил (а):

Ф.И.О. студента

Курс № группа №


Руководитель:

Ф.И.О., должность



Самара, год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Реферат - это изложение основных мыслей, фактов и примеров из книги или статьи. В отличие от конспекта, который является пересказом прочитанного с сохранением порядка изложенного в книге, реферат включает лишь необходимые данные, определяемые целью чтения.

Реферат способствует формированию у студентов навыков самостоятельной научной творческой работы, повышению творческой и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Реферат - самостоятельное творческое научное сочинение, дающее представление об определённой проблеме и свидетельствующее о знаниях студента в соответствующей области.

В реферате следует раскрывать актуальность темы, значение для науки и практики, степень её освещения в литературе с указанием основных научных источников и дополнительных, цели которые ставит перед собой студент.

Текст реферата пишут не по всей ширине листа, а оставляют поля.

Традиционное оформление включает:

  • верхние поля - они нужны для нумерации страниц;

  • нижние поля - нужны для подстрочных примечаний, которые также оформляются в соответствии с определёнными стандартами;

  • боковые поля предназначаются для различных мелких пометок. Левые, как правило, шире, чем правые.

В целом написание текста реферата, должно укладываться в рамку листа, которым пользуются при выполнении машинописных работ.

Текст реферата должен быть ограничен в соответствии с пунктами плана. Это облегчает чтение работы и способствует быстрому улавливанию логических связей. Прием разграничения текста - это заголовки, подзаголовки, абзационные отступы, нумерация и т.д.

Ориентировочный объём реферата 20-25 рукописных страниц формата А-4 или 10 страниц машинописного текста, напечатанного через 2 интервала, сплошная нумерация страниц. При оценке реферата учитывается не только его содержание, но и результаты защиты.

Приложение:

  1. Титульный лист.

  2. План (с нумерацией страниц):

а) вступление

б) основная часть

в) заключение.

  1. Текст реферата.

  2. Перечень основной и дополнительной литературы. Он составляется в определённом порядке:


  • вначале указываются первоисточники (т.е. архивные материалы, рукописи, авторские труды);

  • далее называется монографическая литература, использованная по теме;

  • газетные, журнальные материалы.
























Приложение 2

Методические рекомендации для студентов по эффективному усвоению понятий и терминов по дисциплине «Психология» Усвоение понятийного аппарата психологии, как и любой другой науки, является необходимым условием профессионального становления специалиста. Основы психологических знаний требуют глубокого усвоения понятийного аппарата, который состоит из большого количества терминов. Однако при усвоении базовых понятий студенты сталкиваются с трудностями, связанными с тем, что термины необходимо не просто запомнить, но и осознать их психологическое содержание.

  Внешняя узнаваемость многих психологических понятий, широко употребляемых в повседневной жизни, и, казалось бы, вполне понятных – например, воображение, мышление, личность, воля, тревожность и пр. – вызывает у студентов ощущение, что они им известны. Но интуитивно схваченные смыслы часто оказываются далекими от содержания, которое нормативно презентует соответствующим бытовым понятиям психология как наука. Отсюда возникает еще одна трудность – необходимость преодоления сопротивления более глубокому изучению сущности научных понятий. Цель данной работы – разрешить указанное противоречие и показать возможность повышения эффективности усвоения научных психологических понятий.
  В научных понятиях отражаются логические связи и отношения наиболее устойчивые, существенные, постоянно закрепленные за объектами, многократно повторенные и отобранные практикой для усвоения. Для научного определения понятия необходимо указать, что это понятие обозначает, какие признаки являются общими для объединенных данным понятием предметов, а по каким признакам они различаются, каковы связи и зависимости между ними. Таким образом, определение должно, во-первых, раскрыть сущность предметов (явлений) и, во-вторых, отличать данный предмет ( явление) от всех остальных. В связи с тем, что студентам необходимо выявить признаки и связи по существу новых для них объектов, данная деятельность по формулированию определений понятий является для студентов интеллектуальной творческой деятельностью.

Чтобы связать жизненный опыт студентов с раскрытием смысла изучаемого понятия как психологического термина и вывести их на уровень самооценки понимания ими этого смысла, предлагается алгоритм работы с понятием. При этом предлагаемый алгоритм учитывает ту специфическую особенность психологических знаний, что они не поддаются жесткой формализации.

  Для раскрытия личностного смысла понятий, то есть того индивидуального содержания, которое вкладывает в данное понятие конкретный человек, используется метод генерирования ассоциаций. Процесс генерирования ассоциаций, которые отражают личный опыт и знания учащегося, выявляет его представление о связи данного понятия с окружающим миром и позволяет ему глубже познать сущность этого понятия. Социальный опыт каждого человека уникален и определяет индивидуальное понимание понятий, не имеющих однозначного определения. Этот опыт выражается в «активном» языке личности. Для раскрытия содержания понятий с вовлечением в этот процесс активных знаний студентов по алгоритму предлагается выполнить следующие действия:
  1. Запишите понятие, которому необходимо дать определение.
  2. Используя метод генерирования ассоциаций, запишите в столбик 5 – 10 ассоциаций – имен существительных, связанных для вас с определяемым понятием (обычно на время, 2-3 мин.).
  3. Из полученного списка выберите те 2-4 ассоциации, которые, по вашему мнению, наиболее точно отражают суть определяемого понятия.
  4. Используя выбранные слова в качестве ключевых, сформулируйте определение выбранного понятия.
  При формулировке определения психологического термина постарайтесь определить, к какому психическому явлению (процесс, свойство, состояние или пр.) относится определяемый вами термин, чтобы использовать это явление как более общее (родовое) понятие.
  5. При групповой работе, на основе обсужденных определений каждого участника, сформулируйте синтезированное определение понятия.
  6.Сравните полученное определение со словарным (словарными) вариантом (вариантами), выявите, есть ли между ними отличия. Есть ли в словарном определении признак, который у вас отсутствует?

  Именно выявление таких признаков способствует более глубокому осмыслению содержания понятия. При групповой работе обсудите несколько формулировок, данных другими учащимися, акцентируя внимание на существенных и несущественных признаках определяемого понятия.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Неженцева Юлия Александровна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244385

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» "
    ["seo_title"] => string(123) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-priepodavatieliei-po-proviedieniiu-liektsii-po-distsiplinie-psikhologiia-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244387"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445932405"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства