Под звуки музыки П.И. Чайковского дети заходят в класс и садятся. На фоне пьесы П.И. Чайковского звучат голоса птиц, звучат голоса китов. Учитель: Ребята, что вы сейчас услышали и представили? Ученик: Звучала музыка плавно, нежно, красиво, звучали голоса птиц и китов. Учитель: Что вы представили себе? Ученик: Нашу необъятную землю, ее природу. Определить характер, настроение звучания музыки. Учитель: Ребята, это было очень давно, земля была совершенно пустой. На ней было темно. Весь мир был погружен во мрак. Не было ни травы, ни деревьев, Ни цветов, ни птиц, Ни даже неба и звезд. Божий дух встал над землей И сказал Бог: Я сотворю небо и землю И стал Он творить! Небо! Звезды! Птицы! Море! Волны! Свет! Звучало море в грани берегов Был музыкою ли Цвели цветы Повеял ветер в тростники, Наверно чрез их отверстия ожили луга Так зарождалась жизнь. Природа зарождалась . Мир прекрасен! Но кто будет править этим миром, человек? Ученик: Человек. Но человек должен очень бережно относиться к природе, к миру. Учитель: Ребята, а можете ли вы считать себя хозяевами на этой земле? Ученик: Да. Учитель: Вы когда-нибудь посадили хотя бы одно дерево? Природа нашей страны очень богата и разнообразна. О ней создавали, создают и будут творить люди разных творческих профессий. Учитель: Ребята, сейчас мы с вами вспомним песню нашего советского композитора Д.Б. Кабалевского «Наш край». (Чистое интонирование мелодии одновременное вступление, снятие ,эмоциональное исполнен) Учитель: Ребята, музыка взаимосвязана с литературой. Назовите поэтов у которых написаны стихи о природе. Сергей Есенин Александр Пушкин Афанасий Фет Федор Тютчев может кто-то прочитает….(РОМА «Зимнее утро» А.С.Пушкин) Ззима закончилась и….наступила весна. Наш мир огромен и разнообразен. Предыдущие эпохи оставили нам в наследие произведения разных видов искусств, в этом мы убеждаемся каждый день, когда учимся в школе на уроках, слушаем радио, смотрим телевизор. Учитель: и сегодня на нашем занятии прозвучит прекрасное произведение. Это будет фрагмент концерта итальянского композитора Антонио Вивальди, который называется «Весна». «Времена года» А. Вивальди- это инструментальный цикл состоящий их 4х концертов. Пожалуй, это одно из самых популярных музыкальных произведений в мире, которые композитор написал в 1723 году, для солирующей скрипки и оркестра. Они (концерты) по-своему уникальны, в каждом произведении удивительным образом слились блестящая виртуозность и чарующая кантилена. Вивальди сопроводил концерты сонетами (сонетом является стихотворение, состоящее из определенного количества строк и сложенное из обязательных частей. Строк в сонете – 14, обязательных частей – 4: 2 четверостишия и 2 трёхстишия), но, увы, сегодня при исполнении мы их не слышим, они практически никогда не зачитываются. Кто автор этих слов – до сих пор остается загадкой. Предполагается, что сонеты написал сам композитор. Считается, что идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла, композитора, во время его путешествия по Италии. Во всех четырех концертах композитор достигает высот изобразительности. Учитель: давайте вспомним, что такое концерт? Ученик: Соревнование…. Учитель: В «Весне» перед слушателями разворачивается грандиозная картина ликования, которая вызвана приходом тепла и пробуждением природы. В музыке легко угадывается пение птиц, журчание ручья, раскаты грома, шелест листвы и даже лай собаки. Учитель: Как звучит музыка? Ученик: ……… Учитель: Какое настроение? Ученик: …… Учитель: На уроках мы с вами продолжим знакомство с концертами Антонио Вивальди, одного из крупнейших представителей эпохи барокко, который вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта. Вивальди венецианский композитор и скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Учитель: Кого называют композитором мы знаем. А вот, кто такой дирижер сейчас вспомним. Задания на карточках текст и тесты Учитель: Вы молодцы, успешно справились с поставленной задачей. И сейчас, На нашей планете много композиторов, поэтов, писателей, которые много внимания уделяют нашей планете, природе. Создают инструментальные и вокальные произведения. Сегодня мы с Вами в этом убедились. И в заключении, в качестве музыкального подарка прозвучит песня известного современного композитора, Александра Ермолова «Времена года», которую мы будем разучивать на уроках музыки. |