kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние музыки на здоровье и результат обучения детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад посвящен разбору влияния музыки на здоровье и результат обучения детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние музыки на здоровье и результат обучения детей»



МБУДО «Детская школа искусств № 7» города Смоленска









Д О К Л А Д :



«В Л И Я Н И Е М У З Ы К И Н А З Д О Р О В Ь Е И Р Е З У Л Ь Т А Т

О Б У Ч Е Н И Я Д Е Т Е Й»








Выполнил:

преподаватель по классу

фортепиано

Воробьёва Л. П.













2022-2023 учебный год




П Л А Н :


  1. Введение.

  2. Влияние музыки на детей.

  3. Преимущества обучения ребёнка в музыкальной школе.

  4. Заключение.








































С давних времён до наших дней музыкальное искусство бесспорно признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. В Древней Греции и Риме музыка, несущая здоровое начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твёрдого характера. Пифагор, Платон, Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры, а это непрерывно связано с обучением. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Известно, что музыка оказывает и лечебное воздействие на организм человека. Ещё Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Выдающийся чешский педагог Коменский, создатель прогрессивной и актуальной по сей день педагогической системы, ввёл музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов. Многие педагоги, создатели музыкальных методик (Барток, Кабалевский и др.) говорили о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от их природных способностей. В настоящее время в ряде стран (Англия, Канада, Япония и др.) музыкальное искусство является обязательным предметом не только в общеобразовательной школе, но и в высших учебных заведениях.

Результаты современных исследований в области влияния музыки на ребёнка дают почву для размышлений о необходимости более глубокого внедрения музыкального искусства в учебный процесс школы, в особенности начальной. Музыка оказывает положительное влияние на интеллект ребёнка. Кроме того, овладение музыкальным инструментом-это развитие беглости пальцев, моторики, соответствующих зон головного мозга, которые в свою очередь отвечают за речь. Поэтому специалисты часто говорят о том, что беглость пальцев влияет и на развитие речи, и на развитие интеллекта. Следовательно, игра на любом музыкальном инструменте полезна.

Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе-духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь. По результатам проведенных исследований среди детей, занимающихся в музыкальных школах и не посещающих ДМШ сделали следующие выводы: обучающиеся в ДШИ болеют реже. Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Доказано положительное влияние музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов-участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышает умственные способности у всех участников эксперимента-как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому он не нравится. В своё время Гёте отмечал, что ему всегда работается лучше после прослушивания концерта Бетховена. Установлено, что лирические напевы Чайковского, «Мазурки» Шопена, «Рапсодии» Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость. Музыка лечит тело и душу. После проведённого эксперимента по выполнению контрольной работы по математике в одном классе в первый раз под включённую классическую музыку, а во-второй раз под рок сделали следующие выводы: под классическую музыку было сделано меньше ошибок. Вывод по эксперименту: классическая музыка оказывает положительное влияние на такие способности, как внимание, мышление, понимание, способность рассуждать. Успокаивает нервную систему, повышает работоспособность.

Дополнительное образование играет немаловажную роль для развития умений и навыков ребёнка. А в условиях негативного социального окружения помогает оградить школьника от его влияния.

Главные плюсы обучения в музыкальной школе: во-первых, это стимуляция работы мозга. Учёными давно доказано, что занятия музыкой развивают мозг. В течении периода обучения ребёнку придётся заучивать множество мелодий, что прекрасно тренирует память. Любое музыкальное произведение имеет строгое строение. Крупные сочинения делятся на части, которые, в свою очередь, распадаются на более мелкие фрагменты. В таких условиях ученик приучается мыслить структуриванно, логично. Мышление является высшей формой познавательной деятельности человека. Оно тесно связано с интеллектом, который есть совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания. Обучение музыке непременно положительно скажется на процессе усвоения стандартной школьной программы. Легендарный педагог Сухомлинский говорил: «Музыка-могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

Во-вторых, это развитие математических способностей, умение пространственно мыслить. Любой неправильный ход нарушает стройность музыкального произведения. Всё как в математике-ошибся в расчётах, получил неверный результат. «Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике»-писал немецкий философ и математик Вильгельм Лейбниц.

В-третьих, лучше усваиваются иностранные языки. Музыка и язык-братья-близнецы. Фразы, предложения, точки, запятые, восклицания, интонация, ритм-всё это есть и в мелодии, и в речи. Дети, которые играют на инструментах или поют, легче усваивают иностранные слова, быстрее овладевают грамматикой. К. Вебер писал: «Музыка-поистине общечеловеческий язык».

В-четвёртых, это формирование необходимых личностных качеств. Современная школьная программа обладает высокой сложностью. Детям без специальной подготовки и помощи родственников достаточно сложно демонстрировать успеваемость по всем предметам. Ребёнку нужны такие качества, как мужество, терпение, воля, дисциплина, выносливость, упорство, выдержка, уверенность в себе. Занятия музыкой помогают развивать перечисленные свойства, которые очень востребованы не только в школьной жизни, но и имеют огромное значение для взрослого периода человека. «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи»-писал Аристотель ещё в 4 в. до н. э.

В-пятых, это развитие мелкой моторики. Великий педагог Сухомлинский говорил, что ум ребёнка сосредоточен на кончиках пальцев. Развитию мелкой моторики уделяется серьёзное внимание в дошкольных учреждениях. Родители, которые не водят детей в сад, должны обязательно обеспечить необходимое количество игрушек и упражнений для тренировки пальчиков дома. Освоение музыкального инструмента происходит именно руками. Клавиши прекрасно тренирует мелкую моторику ребёнка. Результатом такой работы станет интенсивное развитие мышления, интеллекта и речи.

В-шестых, это формирование умений правильно планировать свой день. Занятия в музыкальной школе имеют чёткое расписание. В младших классах, как правило, родственники доставляют малыша на занятия. Постепенно ребёнок овладевает навыками правильного планирования учебного дня, недели, месяца. Он распределяет время на поездки до школ, приготовление уроков, отдых. Данный опыт непременно пригодится и во взрослой жизни. Сухомлинский писал, что музыкальное воспитание-это прежде всего воспитание человека.

В-седьмых, это приобщение к классическому искусству. Классика воспитывает чувство вкуса, утончённости, благотворно действует на эмоциональное состояние, развивает творческие способности, речь, память. Классическая музыка развивает чувство красоты и вкуса.

В-восьмых, это воспитание артистизма. На протяжении всего периода образования в музыкальных школах педагоги организуют экзамены и различные конкурсы. Выходя на сцену, ребёнок учится владеть эмоциями, правильно себя подать, стремится выразить настроение исполняемого произведения, демонстрирует определённый уровень мастерства. Музыкальная школа развивает умение, с одной стороны, держать себя в руках в волнительные минуты, а с другой-развивает артистизм и способность выступать перед большой аудиторией.

В-девятых, это возможность участия в конкурсах. Цель таких выступлений-научить ребёнка играть или петь на сцене. На начальных этапах это могут быть местные концерты для родителей, педагогов, учеников. При достижении ребёнком определённых результатов возможно участие в городских, районных и даже международных конкурсах.

В-десятых, начальное музыкальное образование закладывает базу для дальнейшего профессионального роста. Те дети, которые обрели большую любовь к музыке, имеют возможность продолжить образование на профессиональном уровне. Обретение любимой специальности-залог счастливой, успешной, полноценной жизни.

Музыкальное образование-это мощный инструмент психологического развития личности, которое даёт огромное количество преимуществ ребёнку в его будущей взрослой жизни.

ЛИТЕРАТУРА:


1.И. И. Клюкин. Удивительный мир музыки.

2.В. Ю. Завьялов. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние музыки на здоровье и результат обучения детей

Автор: Воробьёва Людмила Петровна

Дата: 19.05.2023

Номер свидетельства: 631869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "статья Сенсорная комната как уникальный инструмент сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_siensornaia_komnata_kak_unikal_nyi_instrumient_sokhranieniia_i_ukrieplie"
    ["file_id"] => string(6) "364158"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480489574"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Семинар (мастер-класс) для педагогов "я здоровье берегу, сам себе я помогу!""
    ["seo_title"] => string(80) "sieminar_mastier_klass_dlia_piedaghoghov_ia_zdorov_ie_bierieghu_sam_siebie_ia_po"
    ["file_id"] => string(6) "438419"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1510502355"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Музыка источник жизни. "
    ["seo_title"] => string(23) "muzyka-istochnik-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "206173"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430123621"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Конспект музыкального занятия в детском саду «Пение как основной вид музыкальной деятельности детей. Программы для усвоения певческих навыков»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_muzykalnogo_zaniatiia_v_detskom_sadu_penie_kak_osnovnoi_vid_muzykalnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "584282"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1625034224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства