Цель: Углубление, расширение и систематизация полученных знаний по теме «аккорды».
Задачи:
Формирование у учащихся представления о классических структурах аккордов;
Развитие у учащихся умения строить, определять, анализировать различные аккордовые структуры;
Воспитание интереса к предмету и музыкального кругозора учащихся.
Технические средства: карточки со структурами аккордов, доска ученическая, фортепиано.
Урок рассчитан на учащихся ДМШ или ШИ, 7 класс обучения музыкальное отделение, профессиональное направление.
Ход урока
Учитель: Приветствие учащихся.
Знакомство учащихся с темой урока.
Ребята, давайте вспомним, что такое аккорд?
Ученик: Аккорд—созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Учитель: Что такое структура аккорда?
Ученик: Структура аккорда показывает какие интервалы входят в состав аккорда т.е. «скелет» аккорда.
Учитель: Вспомните какие мы знаем
аккорды?
Ученик: Простые (трезвучия, секстаккорды, кварт секстаккорды) и сложные (септаккорды и их обращения).
Учитель: На каких ступенях строятся
септаккорды?
Ученик: Септаккорды строятся на V, VII и II ступенях.
Учитель: Подумайте и вспомните какие
интервалы входят в структуру
простых и сложных аккордов и
какова формула этих аккордов.?
Ученик: Простые аккорды:
1.трезвучия состоят из терций, формула (3+3), структура Б53 = б3+м3, М53= м3+б3, Ув.53= б3+б3, Ум.53=м3+м3.
2. секстаккорды состоят из кварт и терций,
формула (3+4), структура Б6=м3+ч4,
М6=б3+ч4.
3. квартсекстаккорды состоят из кварт и
терций и их формула (4+3 ), структура
Б64=ч4+б3, М64=ч4+м3.
Сложные аккорды: Это септаккорды, состоят из терций, их формула (3+3+3), структура Д7=б3+м3+м3, структура МVII7=м3+м3+б3, структура Ум.VII7=м3+м3+м3, II7=м3+б3+м3,а также обращения септаккордов, которые состоят из терций и секунд:
А. квинтсекстаккорд формула (3+3+2),
структура м3+м3+б2.
Б. терцквартаккорд формула (3+2+3),
структура м3+б2+б3.
В. секундаккорд формула (2+3+3),
структура б2+б3+м3.
Учитель: Сейчас поработаем по
карточкам.
Задание: Нужно найти какому аккорду
принадлежат данные структуры ?
Б64 Б53 УмVII7
Ч.4+Б.3М6 Б.3+М.3 Ум53. М.3+М.3+б.2 М6
D53D65 Ув53
II34II7 D65
II 65
М.3+Ч.4. Б6
Ув53
D7
Учитель: Вы посмотрели карточки.
Скажите, какому аккорду принадлежат данные структуры?
Ученик: В первой карточке структура
принадлежит мажорному кварт
секстаккорду. Вторая карточка—
мажорному трезвучию, на третьей
карточке - доминантовый квинт
секстаккорд и на четвертой
карточке – мажорный секстаккорд.
Учитель: Ребята, давайте поработаем со структурой простых аккордов. Мы видим, что в структуру простых аккордов постоянно входит интервал терция. Интервал большая терция (б.3) входит в структуру каких трезвучий?
Ученик: Интервал большая терция (б.3) входит в состав мажорного трезвучия (Б53). Минорного трезвучия (М53) и увеличенного трезвучия (Ув53)
Учитель: Превратите данные интервалы большая терция (б.3) в аккорды и назовите их. Проиграйте, полученные аккорды, на инструменте
(Пример №1)
Учитель: Давайте вспомним интервал малая терция и скажем в структуру каких аккордоввходитм.3?
Ученик: Интервал малая терция (м.3) входит в состав минорного, мажорного и увеличенного трезвучий (М53-Б53-Ув53)
(Пример №2)
Учитель: Сегодня в начале урока мы с вами
вспомнили, что в структуру
секстаккордов и кварт
секстаккордов входят интервалы
терция и кварта. В предложенном
задании превратите данный интервал
чистая кварта (ч.4) в аккорды.
(Пример №3)
Учитель: Ребята, мы с вами работали с простыми структурами. А сейчас давайте перейдем к сложным аккордовым структурам. Вам предложен интервал большая терция (б.3) превратите этот интервал в три вида септаккордов.
(Пример №4)
Учитель: Ребята, давайте с вами поработаем с обращениями септаккордов. Мы видим, что в обращениях септаккордов у нас присутствует постоянно интервал большая секунда (б.2). Добавьте к предложенному интервалу интервал терцию, чтобы у вас были построены, предложенные вам обращения септаккордов. Разрешите обращения септаккордов в правильные тональности.
(Пример №5)
Учитель: Ребята, на доске написана цепочка аккордовых структур. Определите вид данных аккордов и назови их.
(Пример №6)
Учитель: В следующей цепочке аккордов нужно поставить знаки альтерации, там, где этонеобходимо.
(Пример №7)
Учитель: Сегодня на уроке мы закрепили различные виды аккордовых структур, повторили их строение, обозначение. А как вы думаете, каково значение аккордов в музыке?
Ученик: Знание аккордов даст нам возможность подбирать аккомпанементы к различным мелодиям, делать гармонический анализ произведений, поможет нам развить гармонический слух, в будущем уметь делать аранжировки для голоса и оркестра (многоголосие).
Учитель: Совершенно верно, поэтому для закрепления темы урока, домашним заданием на следующий урок будет-
гармонический анализ вашего одного произведения по специальности.