kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология группового обучения в малых группах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для учителей музыкальных дисциплин. Способствует развитию музыкальных способностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Технология группового обучения в малых группах»

Подготовка к работе в малых группах

1. Выберите поле деятельности для работы малых групп (обсуждение проблемы, изучение разных материалов, создание творческого продукта). Убедитесь, что оно подходит для работы в группах, что можно обеспечить положительную взаимозависимость членов группы и их индивидуальную отчетность.

2. Заранее подготовьте материалы для работы групп. Если работа большая, будет хорошо, если группа получит задание на карточке. На карточке можно написать также критерии, по которым будут оцениваться результаты работы.

3. Решите, какими группы будут по размеру и как разделить ребят на группы. Подготовьте жребии или карточки с фамилиями членов каждой группы (если вы разделили их сами) или напишите списки групп на доске.

4. Решите, какие роли будут в группах и какие функции будут у каждой роли. Подготовьте карточки с описаниями ролей.

5. Определите, сколько времени потребуется на групповую работу.

6. Решите, как работа каждой группы будет включена в общую работу класса (например, каждая группа работает над одной из проблем общей темы).

7. Подготовьте помещение для работы микрогрупп (столы должны стоять так, чтобы все члены группы видели друг друга и могли без напряжения разговаривать).

Разные способы деления учеников на группы

Существует много разных способов разделить ребят на группы. Некоторые из них — очевидные, простые, не требующие специальной подготовки. Некоторые — более сложные, требующие дополнительного оборудования.

В начале нужно выбрать — подготовить списки групп заранее, разделить ребят на основании их мнения по какому-то вопросу или предоставить все воле случая. С разбивкой по жребию ребята обычно соглашаются более охотно, но и к предварительной

разбивке они привыкают быстро. Заранее подготовленные списки можно записать на доске или на отдельных листочках. Эти листочки можно положить на парты, вокруг которых будут работать группы, или вызвать по одному человеку из каждой группы и отдать списки им с просьбой быстро собрать свою группу.

Как начать обучение в малых группах Работа в малых группах может оказаться достаточно сложной для ребят. Потребуется время и терпение для того, чтобы освоить нужные правила и процедуры. Очень хорошо, если предлагая ребятам новую форму работы, учитель объяснит им:

• что такое обучение в малых группах по методике сотрудничества;

• почему мы (учитель и ученики) его используем;

• почему важно уметь работать в группах;

• что значит уметь работать в группе (слушать, задавать вопросы и т. д.);

• как будут ставиться оценки;

• что делать, если не получается договориться с остальными членами группы;

• что будет делать сам учитель.

Учащиеся должны понять, что они:

• в любой момент могут задать вопрос членам своей группы;

• если это оговорено заранее, могут посоветоваться с членами

других групп;

• могут задать вопрос учителю в том случае, когда никто из членов группы не знает ответ и все хотят его узнать.

Давая задание группам, учитель должен:

• четко и ясно описать, что предстоит сделать;

• показать, как связано задание с уже имеющимися знаниями ребят;

• рассказать о том, какие действия потребуются для выполнения задания (если учитель сочтет нужным это сделать);

• убедиться, что все ребята его поняли.

Для того чтобы работа в малых группах постепенно приживалась в классе, необходимо:

• начинать с простых заданий, постепенно переходить к более сложным;

• на первых этапах введения этой формы работы создавать ситуации успеха, т.е. давать задания, в которых ребята обязательно добьются положительного результата;

• организовывать постоянную практику работы в группах;

• каждому ученику давать информацию о том, что у него получается хорошо, а что не очень; проводить анализ работы в группах;

• специально обращать внимание ребят на необходимые коммуникативные навыки;

• поощрять учеников за помощь друг другу;

• объяснять, помогать, хвалить и т.д. до тех пор, пока ребята не почувствуют потребность в постоянной работе в группах.

Несколько примеров организации обучения в малых группах

«Проблемы по кругу»

1. Учитель выбирает несколько проблем, относящихся к изучаемой теме. Каждая проблема записывается на отдельном листе бумаги.

2. Класс делится на несколько групп. Число проблем должно быть равно числу групп.

3. Каждая группа получает лист с одной из проблем. В группе проходит ее обсуждение, и возможные решения записываются на другом листе.

4. По сигналу учителя листы с проблемами передаются по кругу следующим группам.

5. Группы ищут решения для вновь полученных проблем. Решения записываются на чистых листах.

6. Второй сигнал — листы с проблемами и их возможными решениями (два листа от двух групп) передаются третьим группам. Они знакомятся с вариантами решений и выбирают два самых, с их точки зрения, удачных.

7. Ораторы от групп кратко докладывают о результатах работы и обосновывают свой выбор.

«Подводим итоги»

Эту форму работы можно использовать в конце урока или в конце изучаемой темы.

1. Незадолго до конца урока учитель просит ребят кратко записать себе в тетрадь ответы на два вопроса:

Чему я научился сегодня? (Что новое я узнал?)

Какие вопросы у меня остались? (Что осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?)

2. Учащиеся объединяются в группы по четыре человека, просматривают все записи и выбирают один или два лучших вопроса.

3. Ораторы от групп задают вопросы всему классу.

4. Вопросы обсуждаются или идут как домашнее задание.


Разновидности групповых технологий


Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.

Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).

Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.

Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.

Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.

Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

- Я критикую идеи, а не людей.

- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, репетировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.



Литература


1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.

2. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991.

4. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.

5. Котов В. В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977.

6. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.

7. Лиймет Х. Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/Под ред. Е. С. Полат. М., 1999.

9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

10. Селевко Г. К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - № 5.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Технология группового обучения в малых группах

Автор: Струева Елена Борисовна

Дата: 24.08.2019

Номер свидетельства: 518281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Технология группового обучения "
    ["seo_title"] => string(39) "tiekhnologhiia-ghruppovogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "232694"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442899724"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Технология группового обучения на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(62) "tiekhnologhiia-ghruppovogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "187099"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426454766"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Обучение в группах на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(55) "obuchieniie-v-ghruppakh-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257369"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448304136"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование современных педагогических технологий в обучении предмета географии "
    ["seo_title"] => string(101) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-v-obuchienii-priedmieta-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "188412"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426676781"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технология сотрудничества на уроках в начальной школе  как средство формирования коммуникативных способностей  младших школьников."
    ["seo_title"] => string(144) "tiekhnologhiia-sotrudnichiestva-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "308361"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458570749"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства