Просмотр содержимого документа
«Татарская музыкальная культура в образовательной среде»
Татарская музыкальная культура в образовательной среде
В настоящее время, когда в мире обостряются национальные конфликты, важной проблемой является воспитание детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории своего народа и культуре и истории других народов тоже.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, разработанным с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной. «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [2].
И в связи с этим, особую актуальность в настоящий момент приобретает этнокультурный компонент, как приобщение личности с музыкальной культурой как своего, так и других народов с целью формирования способности к межкультурному взаимодействию и становится важным фактором в учебно-воспитательном процессе как в высших, так и в общеобразовательных и дополнительных учебных заведениях [3].
Все эти качества, духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинают формироваться в семье. Взаимоотношение в семье проецируется на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень – это друзья, социальное окружение, школа, высшие учебные заведения и огромная роль педагога.
По-моему мнению, предмет «Музыка» может рассматриваться как оптимальные и эффективные условия для воспитания толерантной, культурной, творческой, личности, который уважает культуру своего народа и других, а высоконравственными и духовно богатыми людьми делает нас музыкальная культура, а именно народная.
Огромную роль в формировании духовно-нравственной культуры подрастающего поколения приносит включение культурных традиций народов России в образовательный процесс [2]. Музыкально-педагогическое образование современности готовит специалистов, знающих и отечественную музыкальную культуру, так и дает возможность знакомства и изучения будущими педагогами-музыкантами региональных музыкальных традиций и культур. На ФХиМО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» благодаря богатой, разнообразной учебной программе есть специальные дисциплины, направление на изучение музыкальной культуры, традиции народов мира. Так же в индивидуальных занятиях как вокал, дирижирование, инструмент, хор рассмотрен богатый, разносторонний музыкальный материал чувашского, татарского, русского, английского, еврейского и др. народов, благодаря которому будущие преподаватели-музыканты могут дополнить свой репертуар музыкальными произведениями разных народов и страны, и мира.
Учитель музыки должен очень ответственно и творчески подходить к подбору репертуара как исполняемой, так и слушаемой музыки, учитывая возрастные особенности детей. Если педагоги будут этого придерживаться, тогда музыка и песни татарского народа смогут положительно воздействовать на формирование правильного эмоционального отношения детей к действительности.
Поэтому целью педагога, связанного с музыкальной деятельностью, должна быть познавательная и воспитательная направленность в вопросе использования в педагогической практике национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент хорошо сочетается со многими темами предмета «Музыка», например: «Песня, танец, марш», «Музыка моего народа», «Музыкальный театр», «Музыка в народном духе», «Страна музыкальных инструментов», «Что такое балет, опера, симфония?», «Вокальная и инструментальная музыка», «Гениальные вокалисты», «Композиторская и народная музыка», «Музыкальные портреты» и др.
На этих уроках учитель может применить:
- разучивание детских народных татарских песен на языке оригинале и с переводом ( «Эпипэ», «Туган тел», «Яз», «Кто о чем поет?» и др.);
- танцевальные движения татарского народа, как элемент здоровье сберегающих технологий;
- игра на шумовых музыкальных инструментах, как элементарное музицирование;
- применение информационных технологий: видеофильмы про татарские музыкальные инструменты, композиторов (С. Сайдашев, Ф. Яруллин, Р. Яхин ), костюмы, интересные факты (праздники, обычаи) и др.;
- слушание музыкальных произведений разных жанров: оперы, балеты, симфонии, песни и т.д.
Знание культуры своего народа и культуру других народов – это вернейший проводник в мир национального характера конкретного народа, понимание его жизни и быта. Это разностороннее развитие музыкальных интересов.
В заключении хочется сказать следующее: знание музыкальной культуры разных народов обогащает душу человека, делает его жизнь духовно богаче и он становится воспитанным и почтительным в общении с представителями других наций.
Список использованных источников
Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студентов сред, и высш. пед учеб. заведений [Текст] / Г. Н. Волков. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. -168 с.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― Москва : Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2 У
Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к подготовке будущих учителей музыки [Текст] / Л. П. Карпушина // Преподаватель XXI век. - М.: изд-во МПГУ, 2010. - Том 1, № 3. - С. 63 - 68.