Современные образовательные технологии на уроках музыки в начальной школе.
Современные образовательные технологии на уроках музыки в начальной школе.
Если раньше ребенок мог получать информацию из учебника, справочной литературы, сообщения от учителя, то сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Современный человек XXI века должен быть компетентным в области информатики, уметь работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями. Вместе с этими компетентностями человек информационного общества приобретает и новое видение мира, овладевает информационной культурой.
И потому педагог, для того чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно:
-сделать учебную деятельность детей более содержательной;
-сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
-сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
-повысить качество обучения, желания учиться;
-сделать урок наглядным, динамичным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии на уроках музыки в начальной школе.»
Тема: Современные образовательные технологии на уроках музыки в начальной школе.
Учитель музыки
Высшей категории
Гожева Сулима Хаджи-Мустафовна
Адольф Дистервег сказал:«Школа находится в постоянном движении, а вместе с нею находятся в непрерывном движении и учителя.»
Одним из приоритетов российского общества является образование. В связи с этим, в России воспитание и образование ребенка, его всестороннее развитие является важнейшей задачей на сегодняшний день.
Появление компьютеров внесло в процесс культурного развития и преемственности революционные изменения, сравнимые с изобретением книги. Объём и скорость передачи информации возросли тысячекратно.
Если раньше ребенок мог получать информацию из учебника, справочной литературы, сообщения от учителя, то сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Современный человек XXI века должен быть компетентным в области информатики, уметь работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями. Вместе с этими компетентностями человек информационного общества приобретает и новое видение мира, овладевает информационной культурой.
И потому педагог, для того чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно:
-сделать учебную деятельность детей более содержательной;
-сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
-сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
-повысить качество обучения, желания учиться;
-сделать урок наглядным, динамичным.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.
Компьютер не должен заменять живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, он должен повышать заинтересованность в изучении предмета.
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…«Детская природа требует наглядности».
В своей работе учителя нашей школы широко используют ИКТ. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
- демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
Разумное использование информационных технологий на уроках- это база для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Энциклопедические пособия, справочники, электронные учебники можно использовать не только на уроках, но и для самостоятельной работы учащихся.
Огромную помощь в преподавании музыкальных дисциплин оказывают музыкальные энциклопедии: «Энциклопедия классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка».
Познавательный интерес для учащихся, а также для учителей музыки, изобразительного искусства, МХК, представляет сериал документальных фильмов “Encyclopedia channel” об исторических событиях и всемирно известных личностях: художниках, писателях, композиторах. Каждый фильм длится 7 минут и содержит сведения о жизни и творчестве того или иного деятеля. Знакомя учащихся с биографиями композиторов, учитель музыки может использовать документальные фильмы, фрагменты художественных и музыкальных фильмов. По мнению Г. П. Сергеевой, необходимо актуализировать содержание музыкального обучения на новом для учащихся уровне:
видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов
анимация: фрагменты мультипликации, связанные с учебной темой. Освоение нотной грамоты начинаем в 1 кл. с просмотра мультфильма «ДО-РЕ-МИ». Учащиеся 2-3 кл-ов очень любят смотреть развивающий мультфильм «Видеть музыку»- это знакомство с инструментами симфонического оркестра. Иногда задаю вопрос о самом необычном подарке. Выслушиваю массу вариантов, а затем спрашиваю:можно ли подарить балет? Затем следует рассказ о Р.Щедрине, который подарил своей жене, гениальной балерине Майе Плисецкой балет , вернее сюиту на музыку Жоржа Бизе , опера «Кармен». А наш мультипликатор Гарри Бардин создал мультфиль «Чуча» на эту музыку;
синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства;
звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»);
литературный ряд: отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; тексты, раскрывающие содержание музыкальных и художественных образов; словарь ключевых понятий и терминов, соответствующих данной учебной теме; словарь (вербальная характеристика музыкального произведения, его индивидуальная оценка учащимся);
творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников .
Собственный опыт работы на уроках в начальной показал, что мультимедйные технологии позволяют:
-повысить качество и эффективность подготовки школьников
-стимулировать интерес к обучению музыкой;
-снизить время подготовки к урокам музыки и внеклассным занятиям;
-овладеть компьютером как средством получения новых знаний;
-внедрить мультимедийные технологии как средство повышения медиакомпетентности, что позволяет качественно изменить профессиональную культуру учителя;
-в условиях мультимедийной образовательной среды создавать комфортную учебную среду и ситуацию успеха для каждого школьника.
Мультимедийные технологии на современном этапе становятся важнейшим компонентом информатизации музыкального образования, раскрывают большие возможности для использования на уроках музыки и во внеурочной деятельности мультимедийных энциклопедий, электронных пособий и книг, музыкально-компьютерных программ, что помогает расширить музыкальный кругозор учащихся, способствует интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию каждого обучающегося.
Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования Челябинской области представляет собой интернет-ресурс, включающий структурные компоненты основной образовательной программы, методические рекомендации и репозиторий лучших практик. Она разработана с учётом требований федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Модельная региональная основная образ. программа начального общего образования включает в себя:
-мет. рекомендации для педагога по реализации системнодеятельностного подхода;
-оценочные материалы для осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации; Особенности программы в том,
-что она соответствует требованиям к структуре и содержанию ФГОС НОО
-представлена в электронном виде
-включает тематические планирования
-содержит оценочные материалы,
В разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» представлены личностные, метапредметные и предметные результаты.
С целью мет. поддержки учителя музыки в программе представлено учебно-методическое пособие: «В родном краю. Музыка».
Обратите внимание, какое многообразие деятельности учащихся на уроках музыки.
Следует обратить внимание, что частая оценка метапредметных планируемых результатов, нецелесообразна, так как формирование любого универсального учебного действия процесс длительный. Частое проведение оценочных процедур сокращает время на их формирование, Поэтому в модельной региональной программе предложено по шесть процедур в год со 2 класса по 4 класс: три проводятся в первом полугодии и три во втором. В первом классе предусмотрено проведение только двух процедур в конце года, это обусловлено возрастными особенностями и уровнем подготовки к выполнению процедур первоклассниками.
Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования предлагает достаточно широкий перечень оценочных процедур: графические работы, музыкальные диктанты и викторины, самостоятельная и стандартизированная работы,исполнение муз.произведений.
В репозиторий оценочных материалов вошли преимущественно письменные работы.
Цель:. Графические работы в 1 кл .: оценивание результатов освоения направлений звуковедения в музыкальных произведениях путём графического изображения услышанной мелодии.
(1кл. Заинька)
Цель: оценивания результатов освоения учащимися 1-х классов основных ритмических единиц – сильной и слабой доли в музыке разных жанров (песня, танец, марш) путём графического изображения услышанной мелодии. Цель: оценка результатов освоения учащимися 2-х классов нотной грамоты.
2кл. Дописать муз.фразы.(35мин.)
Графическая работа Цель: оценивание результатов освоения учащимися 2-х классов умения слышать и графически отображать звуковедение мелодии и аккомпанемента в разных регистрах.
(Рисунки после слушания произведений П.И.Чайковского, М.П. Мусоргского)
Цель: оценивание результатов освоения учащимися 2-х классов умения слышать и графически отображать звучание разнохарактерной музыки. Знание средств музыкальной выразительности: лад, темп, динамика, регистр, ритм.
(граф.раб . песня «Кто на свете всех добрее» сл. и муз. Людмилы Мельниковой )
Граф. работа-это также и оценочный материал, позволяющий оценить развитие ассоциативного мышления при слушании музыки .Вот пример такой работы после слушания песни «Кто добрее всех на свете».Оказывается-это классный руководитель, учителя физкультуры и музыки!
(3кл. Размер, такты.)
Цель: оценивание результатов освоения учащимися 3-х классов счёта три и четыре четверти и понятия тактовой черты путём графического изображения ритмического рисунка.
Музыкальный творческий рисунок «Музыкальный город». Учащимся нравится придумывать свой музыкальный город с использованием знаков нотной грамоты.
Суслова Нелли Вячеславовна...График-опрос учителей музыки. Поднят «больной вопрос» о знании нотной грамоты учащимися.Я отношу себя к 21 % тех, кому не хватает на это времени...
Графическая работа 4-й класс. Кулисы(Декорации к опере «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова).Учащиеся вспоминают о своём походе в театр, представляют себя декоратором и работают творчески по заданной теме.
Киноплёнка . После прослушивания 2 концерта для ф-но с ор-м Д.Шостаковича и просмотра мультфильма, мы рисовали свой кадр киноплёнки.
Картина. Ребятам предлагатся прослушать «Времена года» П.И.Чайковского. Затем выразить свои эмоции в рисунке, вернее это уже картина в багетном оформленииМуз. викторина:инструменты.С удовольствием учащиеся отгадывают звучащие интсрументы.
Цель: Активизация музыкальной деятельности обучающихся. Развитие слухового внимания детей.
2-й кл. Музыкальный диктант. Оценочный материал, позволяющий оценить слуховое знание пройденного музыкального материала . «Карнавал животных» Сен-Санса- одно из легко запоминающихся произведений.Учащиеся хорошо справляются с этой работой.
Ещё один муз.диктантдля2кл . Цель работы: Оценить степень слухового восприятия .(музыкальные инструменты)
2-й кл. музыкальный диктант В данной работе –это определение формы, жанров, голосов.
В заключение работы обязательно пишется самооценка работы.3кл. музыкальный диктант: слуховое восприятие теоретического материала (голоса, хоры, оркестры)
Пример музыкального диктанта для 4-го кл. –это оценочный материал, позволяющий оценить степень владения музыкальной грамотой. 15 вопросов, правильный ответ -1 балл.В данном случае я доверила проверять диктант самим ребятам, а подсчёт вел сосед по парте.Здесь уже работал коммуникативный методы.И такой метод снимает напряжение после работы. Мы подсчитывали баллы.В основном 14-15баллов.
Самостоятельная работа во 2-м кл.-это оценочный материал, позволяющий организовать небольшую по времени (10–20 мин) письменную проверку уровня достижения планируемых результатов по изучаемой теме .
Стандартизированная раб 2 кл.
Работа по музыке предназначается для проверки уровня достижения предметных результатов за год по изученным содержательным разделам в объёме обязательного минимума содержания образования.
(Ребус) Завершается работа разгадыванием ребуса, это задание доставляет удовольствием учащимся!
Исполнение музыкального произведения –это оценочный материал, позволяющий оценить степень владения певческими навыками, а также игрой на элементарных (детских) музыкальных инструментах .На уроках мы танцуем, играем на ф-но простые мелодии. Ребята с удовольствием сочиняют частушки, придумывают движения для кадрили, выступают на уроке в народных костюмах.
Однажды мы даже замахнулись на оперный жанр.Это была всем известная опера «Пиф-Паф».
Предметные результаты для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья включают освоенные) знания и умения, готовность их применения.Это проявляется в том,что наши обучающиеся были участникуми городского фестиваля детского творчества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Искорки надежды» ,были даже лауреатами конкурса.
(Стандартизированная работа 4 кл.)- предназначается для проверки уровня усвоения учащимися 4-го класса знаний и умений по музыке в объёме обязательного минимума содержания образования.
(НРЭО )национально региональный компонент также учитывается в контрольных работах.
–продолжение оценочного материала:определить состав исполнителей.
-продолжение оценочного материала. Интересное задание: надо найти соответствия между авторами, жанрами и названиями произведений.
Хочу отметить, что в модельной программе сказано, что «содержание предлагаемых КИМ не зависит от того, по какой рабочей программе и учебнику ведется преподавание», также в программе отмечено: «образовательная организация имеет право отказаться от использования оценочных материалов модельной региональной программы или использовать их частично».