kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Штрихи - основа музыкальной выразительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

От штрихов в определённой степени зависит характер исполнение фразы, её динамические оттенки, способствующие правильному дыханию и артикуляции фразы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Штрихи - основа музыкальной выразительности»



Штрихи - основа музыкальной выразительности

Для развития исполнительских навыков и умений начинающему исполнителю, наряду с понятием о звукоизвлечении, необходимо четкое представление о таком средстве выразительности как ШТРИХ, способствующем более ярко, полно и образно раскрыть содержание произведения и замысел композитора.

Развитие у ученика художественного образа при игре музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. Возвращаясь вновь и вновь к изученным произведениям, мы заставляем наши чувства звучать по новому, находить новые образы и эмоциональные вершины. За счёт хорошего знания текста, можно полностью отдаваться во власть музыкально- образного мышления, выражению своего воображения, темперамента, характера.

При работе над художественным образом произведений речь должна идти об эмоциональной логике. Задача педагога суметь направить мысли ученика в верное русло рассуждений, помочь разобраться в содержании произведения

Выразительности исполнения мелодии во многом способствует разъяснение авторских и редакторских указаний, содержащихся в нотном тексте. Штриховые обозначения, указанные композитором, во многом условны и обычно требуют дополнений и уточнений исполнителя, выдержанных в соответствии со стилем произведения. От штрихов в определённой степени зависит характер исполнение фразы, её динамические оттенки, способствующие правильному дыханию и артикуляции фразы. Следует отметить важность своевременного слухового осознания учеником артикуляционных штрихов, что помогает ему тоньше оттенить в исполнении интонационные подробности мелодии. Артикуляционные штрихи как бы подсказывают ученику пути выразительного интонирования мелодии. Необходимо добиваться безукоризненного выполнения штрихов, чтобы они не носили формального характера, а были моментами создания художественного образа. При разборе отдельно разучиваемых тактов и исполнения произведения в целом.

Исполнение штрихов требует определённых технических навыков, связанных с развитием двигательной функции у исполнителя.

Комплексное проявление художественно-выразительных качеств звучания аккордеона сконцентрировано в штрихах.

Проблема штрихов обсуждается на протяжении всей истории преподавания аккордеона в нашей стране как постоянно актуальная, дискуссионная. Каждый этап развития исполнительства знаменуется новым аспектом взгляда на искусство. Накапливается коллективный опыт в данном виде исполнительства. Для правильной передачи художественного содержания музыкального произведения, ученик должен обладать спецификой звукоизвлечения на инструменте, анализе технологии и систематизацией основных штрихов.

В литературе впервые дано развернутое определение понятия. Б. М. Егоров пишет: «Штрихи - это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно-смыслового содержания музыкального произведения»

Приведенное определение охватывает две основные его стороны - художественную и техническую. Учитывается конкретность применения в исполняемом произведении. По сути, то же самое значение понятия может быть выражено и в более лаконичной форме, например: «Штрих - характер звучания, который достигается различными техническими приемами», или еще короче: «штрих -характер произношения звуков».
Из того, что каждый отдельный тон или интервал в интонируемом музыкальном произведении - органическая частица целостного развития, - следует одно из возможных определений понятия штриха как синтетического (а не единичного) первоэлемента музыкального процесса, в котором заложены все основные его стороны: артикуляция, темпоритм, динамика, тембр. Гораздо большая точность требуется при выработке обиходной терминологии в названиях штрихов. Именно здесь необходимо выработать единый подход, которого пока нет. Проследим это на конкретных приемах.

Следует подчеркнуть особо, что штрихи должны отражать характер музыки, которая бывает торжественной, лирической, скорбной, повествовательной, шутливой и т.д. Для каждой из этих образных сфер нужны соответствующие характерные звуковые формы, передающие мысли. Музыкальное исполнительство включает в себя целый комплекс штрихов и различных приемов звукоизвлечения. Рассмотрим характерные особенности основных штрихов и способы их исполнения. Штрихи можно разделить на два вида: шрихи меха и штрихи пальцев. Штрихи меха баянисты исполняют левой рукой за счет изменения характера движения меха. К ним относятся: мягкий штрих – деташе, твердый штрих – marcatto, резкий штрих – sf, три вида портаменто, а также стаккато и тремоло мехом. Штрихи пальцев исполняются за счет изменения характера работы пальцев. Сюда относятся все виды легато, стаккато (кроме мехового) и нон легато.

Наиболее употребляемыми на начальном этапе обучения являются штрихи: ЛЕГАТО, НОН ЛЕГАТО И СТАККАТО.

НОН ЛЕГАТО. В трактовке нон легато существенных различий нет. Заслуживают внимание высказывания ряда авторов, что нон легато, как и стаккато, имеет свою зону выдержанности звука: от 100% до половины обозначенной длительности. Отмечается разнообразие оттенков нон легато в зависимости от характера атакировки, снятия и степени выдержанности звуков.
Данным штрихом рекомендуется играть с первого урока начинающего исполнителя. Сложность его в том, что степень связности (заполняемости) звуков должна быть одинаковой.

ЛЕГАТО. Большинство авторов трактуют термин «легато» в общепринятом значении как обозначение связного, мягкого звучания для передачи кантилены.
Казалось бы, разночтений нет. Однако они неизменно возникают, как только дело доходит до выяснения специфики инструмента. Одни методисты ограничиваются общепринятым значением легато как связной игры вообще, другие, указывая на различную степень связности при игре легато и легатиссимо, не отмечают принципиального качественного различия их реального звучания на баяне или аккордеоне; третьи трактуют эти штрихи как принципиально разные. Различие, по их мнению, состоит в отсутствии (легато) или наличии наплыва (легатиссимо) при связной игре; четвертые, отмечая реальность наплыва, считают его неприемлемым при исполнении секундных соотношений. На мой взгляд. Понятие легатиссимо относится к штрихам группы струнно-смычковых инструментов. Связная игра достигается благодаря гармоничному участию кисти и пальцев, органичности всей руки.

Legato – связная игра. Штрихи легатиссимо и легато имеют очень широкое распространение. Штрих легато является важнейшим средством кантиленной игры. Поэтому им должен в совершенстве владеть каждый музыкант, если он хочет, что бы «пение» его инструмента не прекращалось, а звучание было ровным и плавным. Исполняемые этим штрихом народные песни звучат особенно хорошо. При игре легато пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет никакой необходимости, не следует с излишней силой давить на клавишу. Аккордеонист должен запомнить с первых шагов обучения, что сила звука не зависит от силы нажатия клавиши. Играя кантилену, очень важно чутко осязать поверхность клавиш кончиками пальцев. «Клавишу надо ласкать! Клавиша любит ласку! Только на неё она отвечает красотою звука!» - говорил Н. Метнер.

Колотить жесткими твердыми пальцами не нужно. Свободная мягкая кисть вместе с предплечьем должна как бы дышать, пластично следуя за изгибами мелодической линии и помогая тем самым работе пальцев. При этом важно равномерно распределять силу пальцев.

СТАККАТО. Многие авторы интерпретируют термин «стаккато» в основном как короткое, острое звучание, имеющее различные оттенки в зависимости от действия двух факторов: характера атакировки и степени выдержанности звуков.
Другие различают виды стаккато не по качественным характеристикам реальных звучаний, а исключительно по технологическим приемам (пальцевое и меховое) или рекомендуют исполнять так называемое меховое стаккато разнонаправленными движениями меха, когда нужная острота атакировки может быть достигнута и при однонаправленном движении. Иногда еще более явно просматривается узко технический вариант трактовки термина, когда стаккато характеризуется как «удар по клавиатуре».
Чтобы избежать путаницы, нужно проводить классификацию приемов пальцевых, кистевых и меховых движений параллельно с классификацией штрихов.

Для того, чтобы помочь исполнителю правильно сыграть (произнести) произведение (Мелодию), в нотах проставляются ШТРИХИ, показывающие степень связности и раздельности звуков. Каждый штрих имеет свое графическое отображение в нотном тексте.

При первом знакомстве на уроке с этими терминами используются наглядные пособия, стишки, характеризующие данные термины. (карточки, стишки)

Пользуясь разнообразными штрихами, исполнитель достигает той или иной окраски звука инструмента. Более рельефно тембровые оттенки проявляются при насыщенной фактуре, чем в одноголосии. Тем не менее, и в одноголосии высшей целью владения звуком для исполнителя должно быть слышание каждого штриха как определенной тембровой характеристики, а также чувство меры громкости внутри данной окраски звука, владение тембровой палитрой как выразительным художественным средством. Из сказанного можно сделать следующие выводы.
Терминология штрихов на аккордеоне должна определяться, в первую очередь, по выразительным динамическим, артикуляционным, ритмоинтонационным и тембровым признакам, а не по названиям технических приемов.

Названия штрихов по качественным признакам делают понятным язык аккордеонистов музыкантам смежных областей исполнительства, что важно в оркестрах, ансамблях, в композиторском творчестве, в редактировании нотного материала при изданиях и, особенно, в педагогической деятельности.

Ясное слуховое представление штриховой палитры и забота о её разнообразии должны сопровождать работу над каждым музыкальным произведением. Кроме того, каждый штрих имеет множество градаций, которыми нужно уметь пользоваться в зависимости от интонационно-смыслового содержания того или иного отрезка музыкального материала. Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла.


Литература

  1. Вопросы методики начального образования. М., 1981г.

  2. Крупин А. Вопросы музыкальной педагогики. В.6. 1989г.

  3. Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста» пособие для учащихся в 2 частях – Москва «Владоспресс», 2010г.

  4. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика». Ростов-на-Дону, 2002 г.

  5. Лондонов А. Школа игры на аккордеоне. М., «Композитор», 2003г.

  6. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., «Сов. комп.», 1987г.

  7. Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. М., «Сов. комп.», 1984г.

  8. Судариков А.Ф., Талакин А.Д. «Ансамбли для баяна, аккордеона». –Санкт-Петербург: «Композитор», 1999г.

  9. Ушенин В. – редактор-составитель учебно-методического пособия «Юному музыканту баянисту-аккордеонисту» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009г. подготовительный класс

  10. Федчина Л. «Музыкальный алфавит» учебное пособие , издат. «Композитор» -Санкт-Петербург, 2009

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Штрихи - основа музыкальной выразительности

Автор: Боровская Наталья Михайловна

Дата: 04.06.2016

Номер свидетельства: 332563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Штрихи - основа музыкальной выразительности""
    ["seo_title"] => string(40) "shtrikhiosnovamuzykalnoivyrazitielnosti1"
    ["file_id"] => string(6) "332564"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465032538"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые инструменты» "
    ["seo_title"] => string(134) "dopolnitiel-naia-priedprofiessional-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-v-oblasti-muzykal-nogho-iskusstva-dukhovyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "133992"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416641930"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) ""Работа над кобызовыми штрихами в младших классах""
    ["seo_title"] => string(53) "rabota_nad_kobyzovymi_shtrikhami_v_mladshikh_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "470965"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1527181370"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Технологическая карта урока урока по изобразительному искусству 2 класс "Лубок и его выразительные средства" "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-2-klass-lubok-i-iegho-vyrazitiel-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "109539"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404727574"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(297) "Конспект урока по специальности фортепиано. Тема:  Развитие эмоциональной отзывчивости у  учащихся младших классов на основе произведений различного характера. "
    ["seo_title"] => string(177) "konspiekt-uroka-po-spietsial-nosti-fortiepiano-tiema-razvitiie-emotsional-noi-otzyvchivosti-u-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-osnovie-proizviedienii-razlichnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "223607"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437928774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства