kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Романса трепетные звуки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описана история возникновения и развития жанра романса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Романса трепетные звуки»








Проект на тему:

«Романса трепетные звуки»










Работу выполнила:

Крепышева О.В., учитель музыки МБОУ «СОШ№28» г. Чебоксары Чувашской Республики








ры, 2017







Чебоксары 2024г.

Содержание:



I. Введение………………………………………………………………........3-4


II. Основная часть……………………………………………………….........4-8


1.История возникновения романса.. ………………………………………...4


2. Романс в России…………………………….……….……………………...5


3.Разновидности русского романса…………….…………………………....5-7

4.Отличие романса от песни……………………………………………...…..8

III. Заключение………………………………………………………...……....9


IV. Список интернет - ресурсов…………………………………….………..10


V. Приложение………………………………………………………………...11


























1.Введение


Не довольно ли нам пререкаться

Не пора ли предаться любви,

Чем старинней наивность романса

Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне,

Что я знаю про век и про дни,

Отвори мне калитку в былое

И былым моё время продли.

Б. Ахмадулина

Актуальность темы: Романсы звучат в наши дни


Объект исследования: Творчество русских композиторов, поэтов, исполнителей


Предмет исследования: Содержание музыкальных произведений, литературы, анализирующей творчество композитора.


Цель: Популяризация русского романса, как возможность раскрытия внутреннего мира современного человека.


Задачи: 1.Познакомиться с историей возникновения, создания и развития жанра «романс».

2.Выявить различия между песней и романсом, а также его жанровое своеобразие.

3.Доказать, что романс современен и в наши дни.


Гипотеза: Высокохудожественное произведение благотворно влияет на человека.


Методы исследования: Поисковый, системный анализ текста, обобщение, сравнение, сбор информации.


Результат исследования: Популяризация русских романсов



II. Основная часть


Иногда в концертах, по радио, телевидению мы слышим произведения, отличающиеся редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодикой, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной. Эти произведения часто коротки по объему, голос их не громок и обращен к небольшой аудитории слушателей. Эти произведения – романсы.
Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Романсы дают широчайшие возможности для выражения мыслей, чувств, настроений…


Глава 1 «История возникновения романса»

Слово романс уводит нас в далекие средние века в Испанию. Именно там, в XIII-XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приемы речитатива, напевного, мелодического начала и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы», что определяло не только особый жанр стихотворного текста, исполнительские традиции, но и характерный тип мелодии в сопровождении музыкального инструмента.
В XV веке, с развитием лирической, особенно придворной поэзии, в Испании стали осуществляться издания романсовых сборников – так называемых романсеро. Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию.
В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, поэтический, но постепенно внедрился и как жанр музыкальный, образовав в вокальной музыке различных стран самостоятельное направление.
Англичане называли романсами не только вокальные сочинения, но и большие рыцарские поэмы, а французы – лирические любовные песни. Сближаясь с народным искусством, романс обогащался народными чертами, становился популярным демократическим жанром, сохраняя, в отличие от испанской народной песни, свои специфические черты.
Как музыкальный жанр романс расширил со временем свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием.


Глава 2.«Романс в России»

В XVIII веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве, став одним из выдающихся явлений отечественной культуры. Романс стал жанром, в котором наиболее тесно слились поэзия и музыка.
В России романс первоначально возникает в дворянской столичной, а затем и в провинциальной среде. Он специально приспособлен для узкого круга лиц, которые посещают салоны и собираются на вечера. Там создается теплая домашняя атмосфера.
С течением времени романсы стали проще, любовные чувства стали передавать открыто и более ясно. Романс широко распространился не только в образованных слоях общества, но и стал достоянием разночинцев, мещан, простого люда, которые ценили в нем глубину чувства, искренность и сердечность. Романс был обращен к каждому человеку, который испытывал горячую и сильную любовь или разочаровывался в любви. Вечное чувство в его многообразии и конфликтах, волнующее и заставляющее страдать человеческое сердце, оставаясь содержанием романса, противостоит холодности, равнодушию и отчужденности, которые человек часто ощущает в реальной жизни.Романс закрепляет памятный момент в истории отношений и в судьбе людей, так или иначе отделяющий их от суетного мира и уносящий в царство вечных истин, в царство подлинно человеческих ценностей.


Глава 3. « Разновидности русского романса»

Широкое распространение романса в разных слоях общества в России вызвало и появление его разновидностей: «усадебный», «городской» романс, который проник в город в разночинную среду. Особая разновидность – «мещанский», или «жестокий», романс. К «жестокому» близок и «цыганский» романс.

Романс объединяет такие жанровые разновидности, как баллада, элегия, баркарола, романсы в танцевальных ритмах.
Элегия — это лирико-философское стихотворение. Примером романса имеющего сходство с элегией, может служить прекрасный романс «Утро туманное» на слова И. С. Тургенева.В нём с поэтическим очарованием запечатлено щемящее чувство тоски по ушедшему счастью.
Многими композиторами созданы вокальные и инструментальные пьесы в жанре баркаролы. Баркароле – (итал. barcarola, от barca — лодка), песне венецианских гондольеров типичны мягкое, качающееся движение мелодии и лирический характер. Черты народной баркаролы появляются и в русских романсах – « Венецианская ночь» М. Глинки.

В настоящее время под термином «романс» подразумевается всё многообразие камерных вокальных форм (сольных и ансамблевых) с инструментальным сопровождением, чаще всего фортепианным.Возможны и такие варианты как сопровождение на гитаре и арфе.
Важную роль в развитии русского романса первой половины XIX века сыграли композиторы: А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев, А. Верстовский, П. Булахов.

Видное место занимает жанр романса и камерной песни также в творчестве композиторов–классиков – М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского.

Романсы Михаила Ивановича Глинки являются гордостью русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни. В некоторых из них запечатлены картины русской природы и быта, а лирические романсы – это своего рода исповедь.Все пленяет в романсах М. И. Глинки: искренность и простота, скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений, красота мелодии.
М.И.Глинка — основоположник русской школы вокального пения. Его романсы — неиссякаемый родник красоты и совершенства.Композитор сочинял романсы на стихи современных ему поэтов:В. Жуковского, А. Дельвига, А. Пушкина, близких друзей, например Н. Кукольника.
В вокальной лирике композитора особое место занимают романсы на слова А.С. Пушкина. Среди них жемчужина русской вокальной лирики - «Я помню чудное мгновенье». В этом романсе слились воедино гений поэта и композитора.В 1838г. М. И. Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн, которой А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».Чувства М. И. Глинки были разделены. Встреча с Екатериной Керн принесла композитору большую радость. Чуткость, одухотворенность, образованность девушки поразили М. И. Глинку. Благодаря глубокому, чистому чувству композитора к Екатерине Керн появился вдохновенный поэтический романс «Я помню чудное мгновенье».
Более ста песен и романсов вышли из - под пера композитором А. С. Даргомыжского.В его романсах глубоко и правдиво раскрыт внутренний мир человека, его чувства и мысли.Любимыми поэтами А.С. Даргомыжского были А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Дельвиг, П. Ж. Беранже. Их гений служил источником вдохновения для многих композиторов того времени.Глубоким лиризмом проникнут романс Даргомыжского «Мне грустно» на слова М. Ю. Лермонтова. Пользуются известностью такие романсы как «Мне минуло 16 лет», «Титулярный советник», «Старый капрал».
Пётр Ильич Чайковский свои романсы (их более ста) писал на протяжении всей своей жизни. Они очень разнообразны и по жанрам, и по настроению, и по характерам героев.
Для романсов Петра Ильича характерна искренность лирического чувства, душевная открытость и простота выражения.О романсах П. И. Чайковского композитор Б. В. Асафьев писал:«...В чудовищных условиях российской действительности, в особенности провинциальной, среди людей, страдавших от мелочной и пошлой жизни нужна была музыка… непосредственного, искреннего чувства, которая давала бы возможность …«отвести душу». .. Музыка Чайковского пришла вовремя и открыла полную возможность такого рода интенсивного эмоционального общения».
Трудно найти человека, который бы не слышал романсов П. И. Чайковского. Вот некоторые из них:«Средь шумного бала» на слова А. Н. Толстого. Он написан в ритме вальса, что отвечает содержанию стихотворения (воспоминания о встрече с любимой во время бала). Этот романс — тонкая, проникновенная, лирическая миниатюра.Один из самых лучезарных романсов композитора — «День ли царит» на слова А. Н. Толстого. Все в нем отражает бурный восторг, пламенность чувств. А мне самой нравится романс из оперы «Пиковая дама» - дуэт Полины и Лизы.


Бытовая музыка, тесно связанная с русской народной песенностью, звучала в Москве широко и привольно. Поэтому не удивительно, что именно в Москве нашел прибежище русский бытовой романс, ярчайшим представителем которого во второй половине XIX века стал композитор и певец Петр Петрович Булахов (1822-1885).Сын оперного артиста П. А Булахова, брат знаменитого русского тенора Павла Булахова, Петр Булахов прославился как создатель и исполнитель русских песен и бытового романса.
Искусством Петра Петровича восторгались такие известные представители отечественной культуры, как драматург А. Н. Островский, основатель картинной галереи П. М. Третьяков, меценат, знаток русской музыки С. И. Мамонтов.В романсах и в песнях Булахова и в творчестве авторов бытового романса начала века соединились мелодические сплавы городской русской песни, цыганской песенности с формами салонной музыки, романсового творчества западных и русских композиторов.Современники П.П.Булахова называли его предшественником Петра Ильича Чайковского в жанре романса. Булахов умел выражать свои чувства искренне и просто.
Это можно заметить в знаменитом романсе «Гори, гори моя звезда». Этот романс, очень популярный и в наши дни, в свой исполнительский репертуар включали такие известные певцы, как Анна Герман и Иосиф Кобзон:
«Гори, гори, моя звезда
Гори, звезда приветная,
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда…»


Такой же выразительностью наполнена одна из лучших его элегий «Не пробуждай воспоминаний». Здесь поёт каждый звук, каждое слово. Всё от сердца и души:


«Не пробуждай воспоминаний
Минувших дней, минувших дней,
Не возвратишь былых желаний
В душе моей, в душе моей…»

Глава 4 «Отличие романса от песни»

Одной из особенностей романса, в отличие от песни, является наличие фортепианного сопровождения. В песне оно не всегда обязательно. Вспомним, как часто нам приходится петь песни без аккомпанемента – одну мелодию. Конечно, если пению аккомпанирует музыкальный инструмент, то звучание становится более полным, богатым, красочным. Но вполне можно обойтись и без него. Простота, доступность, исполнения является одним из преимуществ песни.А вот исполнение романса часто совсем невозможно представить без аккомпанемента.
В романсах вокальная и инструментальная партии теснейшим образом связаны между собой. Здесь и мелодия и инструментальное сопровождение тесно взаимодействуют, участвуя в создании музыкального образа.
Возьмем, к примеру, романс «Весенние воды»С.Рахманинова! Разве можно представить себе этот романс без фортепианного сопровождения?Столько света и надежды в этом солнечном гимне, столько молодой силы и радости передано в сопровождении!

Рассмотрим некоторые различия между романсом и песней. Мы знаем, что песни обычно пишутся в куплетной форме. Когда разучиваешь песню, то запоминаешь лишь музыку первого куплета, потому что во всех следующих куплетах слова меняются, а мелодия остается неизменной.
Если песня с припевом, то мы имеем дело с двумя различными мелодиями: запевом и припевом. Чередуясь, они следуют одна за другой. И, несмотря на то, что в тексте песни слова в каждом следующем куплете новые, музыка запева остается неизменной.Текст и музыка должны находиться в полном соответствии. Мелодия прекрасно отражает основную идею всего текста в целом, отвечает его общему настроению.Это в песне.

А как же в романсе?Если композитор, создавая романс, хочет отразить общее настроение поэтического текста, то он прибегает к обобщенной песенной мелодии, к куплетной форме.Таковы многие романсы Ф.Шуберта, М.Глинки, А. Алябьева, А.Варламова. Часто их даже трудно отличить от песни. Но в большинстве романсов музыка дает не только общее настроение, отражает не только основную идею теста, но раскрывает все многообразие его содержания, поясняет смысл фраз, заостряет внимание слушателя на каких-то отдельных словах, деталях. Композитор уже не может ограничиться песенной куплетной формой, он выбирает более сложные музыкальные формы, нередко исходя при этом из строения и содержания самого стихотворения.Таким образом, главная задача романсов – передать художественный смысл музыки и текста, а также творческую задумку композитора. Тогда любой романс обретёт душу и будет «жить» вечно!

Традиции русского романса продолжили и композиторы 20 века: А. Петров, М. Таривердиев.


III. Заключение

Музыка является самым художественным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Музыкальное искусство помогает испытывать чувство эстетического наслаждения, творческого переживания.

Слушая камерно – вокальные произведения отечественной музыкальной культуры, мы проникаем в самое сокровенное творчества больших мастеров, прослеживаем за их привязанностями и увлечениями, становимся свидетелями нарождения тех или иных художественных течений, отраженных в интонационном языке литературной и музыкальной речи.

Зачем современному человеку романс? Во-первых, через романс можно еще раз прикоснуться к наследию таких великих поэтов и композиторов, как Пушкин, Глинка, Лермонтов, Даргомыжский и других. Во-вторых, живое исполнение классической музыки вводит в особое состояние души. В-третьих, романс - это всегда переживание, обращение к внутреннему миру человека, что особенно важно в наш напряженный век. Русский романс уникален, он лечит душу - снимает напряжение, приводит в гармонию мысли, очищает сердце. Романс - это разговор о человеке, о слушателе романса. При прослушивании, человек как бы погружается в ситуацию, которая была давно в прошлом, но перекликается с сегодняшним днем, с личным опытом самого слушателя. Романсы привлекают мелодикой, особой томной тоской, которая, знакома каждому человеку. Они действительно пробуждают чувства и внутренние переживания. Функция романса, как и искусства в целом, - внешнее воздействие на внутреннее, эмоциональное пространство человека.
Слушая романсы, мы наглядно видим особенности художественного метода, характерного для своего времени и в этом отношении роль романса неоценима.
Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить.Если прислушаться к неумолимому голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает все больше и больше юных людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов!





IV. Список использованных источников информации:


1. https://infourok.ru

2. http://www.myshared.ru

3. https://znanio.ru/media

4.ru.wikipedia

5. https://muzofond.fm › search

6.youtube.com

7.https://urok.1sept.ru

8.https://kladraz.ru

9.https://dzen.ru/

10.http://music.lib.ru





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Романса трепетные звуки

Автор: Крепышева Ольга Владимировна

Дата: 17.09.2024

Номер свидетельства: 656274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Технологическая карта открытого урока по музыке с использованием новых образовательных технологий на тему:"Романса трепетные звуки" "
    ["seo_title"] => string(148) "tiekhnologhichieskaia-karta-otkrytogho-uroka-po-muzykie-s-ispol-zovaniiem-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-tiemu-romansa-triepietnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "129289"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415654380"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Разработка урока по музыке "Романса трепетные звуки""
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka_uroka_po_muzykie_romansa_triepietnyie_zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "416442"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495045359"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок  музыки "Романса трепетные звуки" 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-muzyki-romansa-triepietnyie-zvuki-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106569"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403032190"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Романса трепетные звуки. "
    ["seo_title"] => string(26) "romansa-triepietnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "157032"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421517429"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Романса трепетные звуки"
    ["seo_title"] => string(23) "romansa_trepetnye_zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "479134"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1538138322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства