ТЕМА: «Романса трепетные звуки…»
ЦЕЛЬ: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.
ЗАДАЧИ:
познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;
совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;
развивать творческое мышление и певческие навыки;
обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.
ТИП УРОКА: интегрированный.
ФОРМА УРОКА: музыкально – поэтическая гостиная.
Содержание урока
Организационный момент
Активация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.
Ознакомление с новой темой.
Знакомство с русскими романсами.
Вокально-хоровая работа
Жанровые особенности романса.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
Активизация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов
искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё
один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.
- Но сначала... Что такое песня? Из чего она сложена? (из музыки и стихов).
- Кто ее исполняет? (певцы голосом и музыканты на инструментах).
- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд ( на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд)
КРОССВОРД
Загадки:
1.Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин? (Орган)
2.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (рояль)
3.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
4. А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит,
Всех и на танец пригласит.
Кто такая? Отгадай – ка…
Это наша… (Балалайка)
5.Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)
6.Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье... (скрипка).
Учитель: Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС
-А теперь выберите тему нашего урока, чтобы использовалось слово романс:
1.«Музыка вокруг нас»
2.«Романса трепетные звуки…»
3.«Нам песня строить и жить помогает» (слайд)
(После того, как ребята выберут тему урока, появляется слайд с темой: «Романса трепетные звуки»).
3. Ознакомление с новой темой.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Романса трепетные звуки». И сегодня я приглашаю Вас в музыкально - поэтическую гостиную, т.к. романс – это жанр камерной музыки, а камерная, значит, предназначенная для небольших (камерных) помещений и для небольшого количества слушателей. Думаю, это будет интересно и Вам и нашим гостям, которые пришли послушать вместе с нами прекрасную музыку. А заодно выясним, что главное в романсе музыка или текст? Что станет с романсом, если исчезнет литература?
- Кто из вас слышал что-нибудь о романсе? Что это за музыкальный жанр?
(Ответы учащихся).
- Раз вы затрудняетесь, значит, нам предстоит это выяснить.
(Звучит «Романс» Свиридова, учитель на фоне музыки)
Учитель: (Слайд) если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так как хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.
Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцать первым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Легенда о романсе:
Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. (Слайд)
Учитель: Мы в вами услышали инструментальный «Романс» выдающегося композитора прошлого века Георгия Свиридова, который был написан к повести А.С.Пушкина «Метель». Стихов в романсе мы не услышали, но музыка написана к литературному произведению – повести и наполнена образами, чувствами, настроением.
- Скажите, какое настроение в этом романсе, какие чувства передает нам композитор Свиридов? (таблица настроений).
(Ответы детей)
Учитель: (Слайд) На самом деле «романс» возник в Испании в Средневековье в 15 веке.
(слайд) В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах русского общества.
(Слайд) Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем. Исполняется одним солистом с
инструментальным сопровождением чаще всего гитары.
4.Знакомство с русскими романсами.
Учитель: (Слайд) В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, (Слайд) и многие другие, очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни.
- Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается. (Слайд)
(Звучит романс «Жаворонок» М.Глинки)
Учитель:
- О чем же рассказал нам романс?
- Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?
- Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?
(Ответы детей).
5. Вокально-хоровая работа.
- Давайте мы с вами сейчас попробуем сами исполнить мелодию этого романса без слов и со словами. А потом решим, что важнее слова или музыка.
(Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов,
динамические оттенки. Вокально-певческая работа над произведением.)
6. Жанровые признаки романса.
Учитель:
- Романс очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. (Слайд)
Жанровые признаки романса:
- содержание романса всегда лирично;
- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;
- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.
- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.
(Слайд)
Разнообразие романсов по поэтическому содержанию.
Философское раздумье, размышление.
Драматическое скорбное переживание.
Любование природой.
Сказочное повествование.
Шуточный романс.
Лирический романс – любовный.
Учитель: Скажите, а каким по поэтическому содержанию был романс Глинки «Жаворонок»?
Учитель: Совершенно верно. Но вернемся в музыкальную гостиную. В 19 веке в поэтических салонах не только пели и слушали красивую музыку, но еще и танцевали. Дамы и кавалеры в танце знакомились, влюблялись, назначали свидания, выражали свои чувства. Я тоже приглашаю вас окунуться в атмосферу того времени вместе с романсом «Я помню вальса звук прелестный».
(Слайд)
(Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный» Н.Листов).
Учитель: скажите, какое настроение было у этого романса? (Ответы детей).
- О чем рассказала нам эта музыка? (О светлом воспоминании, об ушедшем времени).
- А что передает смысл этого романса слова или музыка?
- Какую роль играют слова в романсе? (Главную. В них заключен смысл и душевные переживания).
(слайд)
Ах, романс, наш старинный романс -
Недосказанность главных событий,
В те века тебе слава пришлась,
А теперь ты почти позабытый…
Ах, романс, наш душевный романс -
Размягчил огрубевшие чувства
Так, что страсть из души полилась,
Унося повседневные грусти.
Ах, романс, наш любовный романс -
Растревожил до трепета душу,
Даже муза тобой восторглась,
Рвётся истинно сердце наружу.
Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!
В этом мире всё так преходяще,
Оставайся навечно для нас
Воплощением чувств настоящих.
7.Подведение итога урока. Рефлексия.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам взять краски и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов? Нарисуйте ее.
(слайд)
(Под музыку романса «Гори, гори, моя звезда» дети рисуют и крепят свои рисунки на доску.)
Учитель: Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица Анна Герман.
- Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?
- А почему, как вы думаете? (у романса разный характер).
Учитель: и так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.
Вопросы для закрепления:
- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).
- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).
Учитель: так в чем же особенность русского романса? ( Особенность русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота).
(Слайд)
Учитель: Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к нам придут они.
Учитель: Наша встреча в музыкальной гостиной заканчивается и на последок я хочу подарить вам старинный романс, но в современном звучании. Итак, Витас «Отцвели уж давно хризантемы в саду».
(Слайд) (Клип «Отцвели уж давно хризантемы в саду»)
- До новых встреч!