Разработка урока по музыке "Романса трепетные звуки"
Разработка урока по музыке "Романса трепетные звуки"
Разработка урока с требованиями ФГОС по теме "Романса трепетные звуки". Использовалась для показа открытого урока, а так же для подтверждения квалификации учитель.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по музыке "Романса трепетные звуки"»
Конспект урока: «Романса трепетные звуки».
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятия о романсе как о жанре вокальной музыки, показать единство поэтического текста и музыки в романсе.
Ход урока: (на доске написаны все произведения урока, на столах рабочие листы и стихотворение Е.П. Раевского)
Огр. момент. ( дети заходят в класс и садятся на свои места)
Актуализация знаний.
Учитель: (звучит «Песня без слов» Ф.Менельсона)
Я романс о романсе пою,
Словно искренность светлого мира,
Я в романсах любовь познаю,
Лишь в романсе живёт моя лира.
Сколько в нём драгоценных минут,
Пылких чувств и бессмертных преданий,
И поныне в легендах живут
Звуки милых любовных признаний.
С нами часто жестока Судьба,
Но в романсе сердечность людская,
Пусть романса святая мольба
О любви говорит не смолкая.
Да услышит мир тайну мою:
Я романс о романсе пою.
Е.П.Раевский
Учитель: Ребята, вам понравилось стихотворение? А о чем оно?Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь. (о романсе) Совершенно верно. Тема нашего урока «Романса трепетные звуки». У вас на столах лежат рабочие листы, в конце урока вы сдадите их и за оформление я поставлю оценку. (запись темы в листы)
Изучение нового материала.
Учитель: Может кто-то из вас знает, что такое «трепет»?
(Ответ учащихся) (даю одному ученику словарь русского языка)
Учитель: Ребята, давайте вернемся к стихотворению «Я романс о романсе пою» Е.П. Раевского. Прочитайте его внимательно, и попробуйте ответить, что же такое романс по мнению автора?
А какая тема воспевается в романсе, по мнению Раевского? Приведите пример из стихотворения. (пример)
Ребята, обратите внимание на первую строчку стихотворения «Я романс о романсе пою», исходя из этих слов Евгения Павловича, что такое романс?
(ответы учащихся)
Учитель: Послушайте легенду о романсе:
Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс.
На самом деле “романс” возник в Испании в Средневековье в 15 веке.
В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах.
Романс действительно очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. И сегодня мы эти особенности попробуем выяснить.
Учитель: Чтобы понять особенности жанра «романс» , мы с вами прослушаем фрагметы нескольких романсов.
Звучат:
Сл. М.Лермонтова, муз. П.Булахова «Выхожу один я на дорогу».
Сл. А.Бешенцева, муз. А.Гурилева «Вам не понять моей печали»
Сл. А.Толстого, муз. П. Чайковского «Благославляю вас,леса».
Учитель: Ребята, вам понравились романсы? (да)
Отлично, а теперь попробуем дать характеристику этому жанру. (на доске рисую кластер, выбираю одного ребенка, который работает у доски).
Кто исполняет романс?
Каков характер романса?
Какие темы могут послужить сюжетом?
Какой темп наиболее подходящий?
Какая должна быть мелодия?
Какой лад у романса?
Какая динамика подходит романсу?
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А теперь попробуем вместе составить определение романса. (предложения учащихся)
Романс- это вокальное произведение (жанр вокальной музыки), написанное на небольшое стихотворение, обычно лирического содержания (часто на тему любви), исполняется солистом с инструментальным сопровождением (гитары, фортепиано, фортепиано со скрипкой, арфы).
Но кроме классических романсов есть и народные, и сейчас мы не только послушаем народный романс, но и попробуем подвигаться под него.
(звучит цыганский романс)
Как вы думаете, романс какого народа звучит? (цыганского)
Совершенно верно, и я попрошу вас встать и повторять за мной под музыку.
(физминутка)
Молодцы, ребята, у вас отлично получилось, присаживайтесь.
Ребята, но сегодня мы с вами будем знакомится ближе с классическими романсами замечательного композитора М.И. Глинки, который внес огромный вклад в развитие этого жанра. У вас в рабочих листах есть краткая биография и творчество М.И. Глинки. Внимательно ознакомьтесь и выполните задание №1. У вас есть 5 минут на это задание.
(Выполнение задания по творчеству в паре)
И так, что вы узнали о М.И. Глинке?
Отлично. А сейчас я предлагаю вам прослушать первый романс «Жаворонок» . Несмотря на зимнюю погоду за окном, мы сейчас с вами представим весну, первые птичьи трели, пение жаворонка.
Слушание романса «Жаворонок», слова Нестора Кукольника.
(работа с заданием №2, таблица)
Учитель: Какое настроение передал Глинка в романсе?
Учитель: Можно ли назвать это произведение песней? Почему? (присутствует музыка и текст).
Кто исполняет это произведение? (женщина). Высокий или низкий голос у исполнительницы? (высокий). Как называется высокий женский голос? (Сопрано)
(характеризуем вместе и ребята записывают)
Учитель: Отлично. Все признаки романса подходят для произведения «Жаворонок»? (да)
Значит мы его точно сможем отличить от песни.
Учитель: Следующий романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихотворение А.С. Пушкина. Прослушайте внимательно и попробуйте самостоятельно описать этот романс по таблице. (слушание романса, работа с таблицей).
Учитель: Что же у вас получилось? (учащийся отвечает)
Рефлексия.
Учитель: Молодцы ребята. Сейчас я предлагаю вам составить синквейн- небольшое пятистишие, в котором мы уместим полученную информацию на сегодняшнем уроке.
1-я строчка- ключевое слово- романс.
2-я строчка- два прилагательных, характеризующих это понятие.
3-я строчка- три глагола, показывающих действие понятия.
4-я строчка- короткое предложение, в котором вы должны высказать свое отношение, усиливающие предыдущие 2 строки.
5-строчка- одно слово, существительное, ассоциация с этим понятием, чувство, итог своего размышления (синоним понятия).
Учитель: И в заключении нашего урока, кто же мне ответит, почему звуки романса трепетные? (ответы)
Домашнее задание.
Нарисовать на альбомном листе картину-иллюстрацию к романсу М.И. Глинки «Жаворонок». Из картин мы с вами сделаем выставку.
Учитель: Вы все большие молодцы, спасибо за урок, до свидания.