Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом,- угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому в деле воспитания подрастающего поколения необходим поворот к жизненноважным проблемам современного общества,обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности и потребительству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль музыкальной культуры в развитии личности.»
Роль музыкальной культуры в развитии личности.
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современнымобществом,- угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому в деле воспитания подрастающего поколения необходимповорот к жизненноважным проблемам современного общества,обеспесение нравственного воспитания, противостояние бездуховности и потребительству.
Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но ивсем людям без исключения, ибо она помогает формировать ативное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
Современные психологи говорят о том, что мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию нового, умению импровизировать. Обществу сегодня необходим человек, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы адекватно реагировать на любую ситуацию, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки. Во времена быстрых информационных и технологических перемен дети нуждаются в развитии гибкости и независимости мышленя, вере в свои силы, готовности пробовать и ошибаться, менять подходы к решению проблем, пока удовлетворительное решение не будет найдено. Для достижения подобных целей одно из лучших средств – это музыкально-художественноетворчество ребенка.
Наблюдая за деттьми, обучающимися в музыкальной и художественной школах, и сравнивая их с обычными учениками общеобразовательной школы, можно заметить, что первые более развиты во всех отношениях. Ведь в процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Музыкальные и художественные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Они способствуют становлению характера, норм поведения, обогащают внутренний мир школьника яркими переживаниями. Эти занятия – не что иное как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к искусству – формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру.
В широком смысле эстетическое воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства началось как можно раньше, в детстве. Воспитыва с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.
С давних времен философы, психологи, искусствоведы, в том числе и музыканты, отмечают глубокую связь между духовностью и художественным творчеством и считают, что художественно-эстетическая деятельность служит своего рода двигателем духовногообогащения.
В начале нового, XXI века особенно стал ощутим разрыв между научно-техническим прогрессом и состоянием духовного развития, внутренней культуры людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Путь выхода из кризиса педагоги и ученые видят в изменении самого человека, его духовного потенциала, в гуманизации всех сфер жизни и деятельности людей.
В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира, и одним из лучших средств является музыкально-художественноетворчество ребенка.
Опыт моей работы позволяет мне считать, что развитие эстетического отношения к собственной деятельности у детей вполне осуществимо и является движущей силой формирования художественно-творческих способностей.
Самое важное в музыкальном образовании ребенка – установка на формирование музыкального чувства, способность творить, импровизировать.
Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные вечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное: ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
Это требует терпения, усидчивости – необходимо развивать исполнительские, технические навыки. Следовательно, игра на музыкальныхинструментах развивает волю и дичциплину – ведь заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и бед перерывов. Стремление к достижению цели помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры детей. В процессе игры дети узнают и осваиваю закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.
Музыка и язык – братья – близнецы. Они родились друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Музыкальные занятия развивают и навыки общения.
Музыка структурна и иерархична: более крупные сочинения распадаются на меньшие части, которые, в свою очередь, делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже иерархичного и структурного. Ученые доказали, что дети, занимающиеся музыкой, обходят своих сверстников по уровню структурного мушления. Неслучайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образоанием.
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши или струны, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминает нотный текст. Неслучайно Альберт Энштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора-матеманики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Музыкальное прошлое есть у многих знамениостей: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, что ей трудно играть на фортепиано на сцене, а Билл Клинтон уверен, что без саксафона никогда не стал бы президентом.
Совершенствование работы, связанной с реализацией идей эстетического воспитания, - залог успешного решения важнейшей сегодня задачи развития творческих сил подрастающего поколения, способного воспринимать и эмоционально переживать, оценивать и создавать красоту, гармонию в материальной среде, во всем укладе жизни. При таком понимании эстетическое воспитание может стать значительной позитивной общественной силой, эффективным средством пробужденя и развития истинно человеческих качеств.