Просмотр содержимого документа
«Роль родителей в учебном образовательном процессе»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №7 г. Смоленска»
Методическая разработка:
«Роль родителей в учебном образовательном процессе»
Преподаватель: Исакова О.В.
Смоленск
2021
Цель: научить родителей приобщать своих детей к музыкальному искусству.
Задачи:
Разобраться, зачем ребенок пришел учиться в музыкальную школу;
Взаимосвязь задатков и способностей;
Привить родителям ответственность за обучение;
Помочь родителям создать благоприятные условия для обучения ребенка.
Воспитание и обучение представляют собой две стороны единого процесса воздействия на сознание ребенка. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, мы должны окружить его любовью и красотой. Источником такой красоты является музыка. Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать.
Цель музыкальной школы – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех тех, кто обучается в них. Каждый ребенок может стать подлинным любителем музыки, активным слушателем, участником школьного и домашнего музицирования.
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» - писал В.А. Сухомлинский.
Основы в воспитании ребенка закладывает, в первую очередь, семья. Поэтому очень важно общение педагога с родителями в работе по воспитанию и формированию у ребенка любви к музыкальным занятиям. Задача родителей – помочь ребенку преодолеть трудности, поддерживая в нем желание, стремление и веру в свои силы. Педагог в этом случае выступает как наставник, поясняя необходимость и важность музыкального образования.
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину ребенка. Систематичность занятий на инструменте воспитывает характер, упорство, выдержку. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Фразы и предложения, запятые и точки есть и в музыке, и в речи человека. Музыка учит мыслить и жить в согласии с собственным «я».
Поступая в школу искусств, ребенок ждет интересных занятий, ждет успеха. Многие считают, что уже через 2-3 недели они заиграют на инструменте. А ведь это длительная и трудоемкая работа, которая требует от детей терпения, ущемления себя в свободном времени. У ребенка пропадает интерес к учебе, желание продолжать ее. Вот здесь и нужна взаимопомощь педагога и родителей, чтобы найти нужные слова и поддержать ребенка.
Обучающийся в школе искусств должен постоянно чувствовать заинтересованность родителей в его занятия музыкой.
Прежде всего нужен контакт между педагогом и родителями, постоянный и близкий. Ведь преподаватель, чтобы выстроить правильную линию поведения должен знать индивидуальные особенности ученика: характер, темперамент, склонности, обстановку в семье. Особенности, которые никто не знает лучше родителей. А педагог может подсказать родителям, как именно они могут в занятиях музыкой их сыну или дочке. Но очень часть и педагоги и родителя учатся у детей, ведь у них есть свой взгляд, своя логика, свое понимание жизни. Как сказал кто-то из древних философов: «Многому я научился у своих наставников, чему-то – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».
В своем классе я провожу родительские собрания обязательно с концертами для родителей, где каждый ученик играет свои любимые пьесы.
А потом за круглым столом с чаем и сладостями, мы все вместе обсуждаем наши успехи, радости, проблемы. Этих собраний ждут не только родители, но и ребята готовятся к ним очень серьезно.
Но иногда бывает и так, что ребенок, которому в 1-2 классе очень нравилось заниматься в школе, перестает проявлять интерес к занятиям.
Причин здесь может быть много:
Заставляют играть не ту музыку, которая нравиться;
Много времени отнимают занятия музыкой, а хотелось бы заняться чем-то еще, любимым, даже просто погулять с друзьями;
Еще часто в подростковом возрасте случается непонимание среди одноклассников в общеобразовательной школе, даже издевательства и насмешки. Все это может стать причиной недовольства занятиями в музыкальной школе.
И здесь задача родителей – постоянно поддерживать интерес к занятиям музыкой ребенка. Ведь совсем не трудно на час, а то и меньше оставить все домашние деля и вместе с ребенком послушать его игру, полюбоваться мелодией, сказать, что она вам очень понравилась, можно даже записать, послушать и обсудить с ребенком, что надо исправить или доучить, чтобы получилось настоящее концертное выступление. Когда ребенок обращен к музыке, ему не нужны отрицательные эмоции. Даже если он играет «фальшиво» или невыразительно, можно сделать вид, что вы этого не заметили, а при удачном исполнении надо обязательно похвалить. То есть ваши замечания должны быть тактичны и осторожны.
Родители, считающие, что музыке надо учить только избранных, забирают детей из школы при первом же столкновении с трудностями – нежелание учиться, лень при подготовке домашнего задания, плохие оценки. Часто можно видеть с каким интересом ребята занимаются в первые годы, как горят у них глаза от каждой новой выученной пьесы. Не торопитесь винить в этом школу. Чаще всего дело в переходном возрасте. Если ребенок не хочет больше ходить в музыкальную школу – не огорчайтесь, поговорите с ребенком, узнайте причины. Обязательно посоветуйтесь с педагогом. У многих детей наступает кризисный момент, когда они хотят бросить занятия музыкой. Но 99% детей позже признается, что да – были моменты, когда хотелось бросить музыку и не тратить на нее время, но они рады, что им не дали этого сделать.
Очень важно при обучении в двух школах создать условия, придерживаться распорядка дня. Тогда можно успеть очень много. Часто родители жалуются, что ребенок не успевает в основной школе, поэтому надо бросать музыкальную школу. Но сделав это – их успеваемость не улучшается, наоборот, чем больше загруженность, тем дети лучше, правильнее учатся распределять свое время, не тратят его «зря».
Если родители хотят воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:
Им надо быть терпимыми к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка. Стараться отвечать на все вопросы, даже если они кажутся «дикими» и «за гранью»;
Позволяйте ему иногда, если он того желает, самостоятельно заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество;
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
Помогайте справляться с разочарованием и сомнением;
Находите слова поддержки для новых начинаний ребенка.
Известно, что заинтересовать ребенка чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.
Именно родители, поддерживают, контролируют своего ребенка, а то и проявляют твердость, чтобы заставить его заниматься регулярно. «Хорошие родители важнее хороших педагогов» - говорил педагог –пианист Г. Нейгаус, имея ввиду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.
Именно они должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным приоритетам, правильно организовать музыкальные занятия.
Родители могут стать единомышленниками педагога в деле приобщения ребенка к музыке.
Они проявляют огромное терпение, понимание, не жалеют сил, времени, чтобы создать условия для гармоничного развития своих детей; а педагогам выражают благодарность и искреннее уважение.
Список литературы
Баркан.А.А. Практическая психология или как научиться понимать своего ребенка – М., «Просвещение», 2000г.
Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке – М., «Современный композитор», 1982г.
Леви В.Л. Как воспитывать родителей, или новый нестандартный ребенок – М., «Эксмо», 2002г.
Габбасова А.А. Отсутствие мотивации к обучению – 10 ошибок родителей – Интерне ресурс, Сайт b17.ru