Роль личности педагога в формировании и развитии творческой личности обучающегося
Роль личности педагога в формировании и развитии творческой личности обучающегося
Педагог играет важную роль в формировании и развитии детской творческой личности. Именно он создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять его интересы, развивать или игнорировать способности. Важно заметить индивидуальное творчество ребенка и стремиться развивать его.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль личности педагога в формировании и развитии творческой личности обучающегося»
Роль личности педагога в формировании и развитии творческой личности обучающегося
номинация «Методическая разработка»
Будаева Оксана Игоревна
преподаватель вокально - хоровых предметов
МБУДО «Детская школа искусств № 10»
Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
А зажечь факел может лишь тот,
кто сам горит.
/Плутарх/
Педагог играет важную роль в формировании и развитии детской творческой личности. Именно он создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять его интересы, развивать или игнорировать способности. Важно заметить индивидуальное творчество ребенка и стремиться развивать его. Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявлять свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых, которые понимают, что такое творчество, что такое творческая личность.
В общепринятом значении слово «творчество» понимается как искусство – создание художественных образов с помощью разных способов, их выражения. В современном мире эти способы подразделяются на три группы:
В первую включены те, которые воспринимаются визуально. Это изобразительное и декоративно – прикладное творчество.
Во вторую – способы выражения долговременного характера – художественная литература и музыка.
В третью группу входят пространственно – временные способы выражения – это театральное, цирковое и киноискусство.
Творчество - естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности, т.е. ребенок естественным образом тянется к знаниям и реализуется в разных видах деятельности.
Главные признаки творчества:
Создание нового или существенное усовершенствование известного;
Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание.
Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного.
В чем проявляет себя творческая личность?
Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
Оригинальна, комбинирует различные находки.
Работа приносит ей удовольствие.
Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.
В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы, желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет ему на пользу. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
Особенно интересны положения, касающиеся самостоятельной творческой активности детей, где в школах по типу Монтессори этому уделяется большое внимание. Так, мы находим следующее высказывание:«Не вмешиваться означает не вмешиваться ни при каких обстоятельствах. Именно в этот момент учитель чаще всего ошибается. Ребенок, который до этого времени был трудным, в конце концов сосредотачивается на какой-то работе». Безусловно в традиционных школах это представляет собой определенную трудность. Однако в данном случае можно использовать общие принципиальные теоретические положения об организации условий для свободной творческой деятельности детей, описанные в рамках учения. Роль учителя заключается в том, что бы научить ребенка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир»; помочь ему понять, что он обладает творческими способностями.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы стихийных детских и семейных групп в сферу педагогически организованных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении личности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно формируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни.
Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Как только ученик приходит в школу, у него появляется новый взрослый — учитель, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса.
Подходы к творческой реализации учителя
Углубленно-смысловой. Ученики с помощью занятий продвигаются вглубь изучаемого предмета; ставится задача обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета; Подходы к творческой реализации учителя.
Методологический. Перевод деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;
Личностно-гуманистический. Обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш. А. Амонашвили); Подходы к творческой реализации учителя.
Коммуникационный. Через внешнюю мотивацию деятельность детей приобретает творческий характер ( Ильин, Шаталов , Лысенкова);
Философский. Творчество детей имеет выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика.
Условия творческой реализации учителя
Высокий уровень педагогической компетентности учителя
Стремление педагога к творческому поиску.
Владение педагогической техникой
Достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;
Видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;
Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Демократический стиль - это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.
Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.
Задачи педагога:
Cоздание микроклимата и условий для естественного “выращивания” и созревания уникальной растущей личности ребенка.
Систематически и целенаправленно развивать подвижность, гибкость мышления;
Стимулировать процессы переключения поисковой активности;
Учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы;
Находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Вовремя выявить скрытые способности школьника, создать для него ситуацию успеха, определить пути реализации творческого и интеллектуального потенциала учащегося.
В каждой школе формируется своя система поддержки талантливых школьников, создаётся среда для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят.
В рамках системы поддержки талантливых детей используется широкий спектр дистанционных олимпиад и игровых конкурсов, которые дают возможность для проявления творческой активности учащихся, расширения их интеллектуального и культурного диапазона, альтернативной оценки собственных знаний и достижений. У одарённых ребят более развито стремление к победе. Я полагаю, что участие именно в игровых конкурсах и олимпиадах способно удовлетворить различные потребности одарённого ребёнка.
Один из самых действенных способов побудить творческую активность - это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в фестивале или конкурсе. Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важно и само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, т.е. победить. Задача педагога помочь в самореализации и так организовать свою работу, чтобы эта часть его творческого пути была успешной.
Конкурсная практика характеризуется целым комплексом целей. Одна из них - развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества. От школьной системы контроля успеваемости детей - зачетов, экзаменов, контрольных уроков - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов.
Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения со сверстниками, расширять во многих отношениях свой кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами других ребят, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры и т. п.
Самое главное – это море положительных эмоций и чувство гордости. Победа в конкурсах дает новый стимул и импульс для дальнейшего творчества и стремления к динамике результативности деятельности, повышает престиж учащихся.
Таким образом, роль педагога столь же важна, как и родительская. Именно то, как преподаватель преподнесет то, что он делает, повлияет на будущую личность ребенка как части общества.
А. С. Макаренко говорил: «Наши дети цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это прекрасный яблоневый сад. И этот — наш, здесь право собственности звучит, честное слово, очаровательно! Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим делом: вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки». Хорошего педагога можно сравнить с садовником, который с любовью выращивает свое плодовое дерево.
Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Список литературы:
1. Педагогические мастерские «Франция- Россия». Под редакцией Э.С.Соколовой.- М., Новая школа, 1997г.
2. Маслоу А.Г.. Новые рубежи человеческой природы.- М., «Смысл», 2011г.
3. Педагогические мастерские: теория и практика. Составители: Н.И.Белова, И.А.Мухина.- СПб., ТВПинк, 1998г.