kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль резонатора

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа выполнена преподавателем сольного пения колледжа искусств, раскрывает фундаментальные проблемы постановки голоса в академическом пении. Педагог-практик в своей разработке не только систематизирует научно-методические и теоретические материалы по формированию резонатора певца-исполнителя, но и представляет практические советы опираясь на личный опыт. Данная разработка будет весьма полезна для молодых преподавателей, студентов-вокалистов, для работников сферы дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль резонатора »

Роль резонатора в процессе постановки голоса певца



Резонансная теория пения возникла не случайно. Ее идея родилась в 50-х годах, и она разрабатывалась и продолжает разрабатываться до настоящего времени.

Что такое резонансная теория пения? Вообще, теория это путеводная звезда любой практики; она, как правило, возникает из практики, хорошая теория, и она и нацелена на совершенствование практики, решение каких-то практических вопросов.


Голосовые связки и гортань это только часть голосового аппарата. А он состоит из дыхательного аппарата, из гортани с голосовыми связками и из системы резонаторов, роль которых выполняют воздухоносные полости дыхательного тракта. О дыхании в науке говорилось - есть концепция Л.Д. Работнова о парадоксальном певческом дыхании. Но это тоже часть голосового аппарата. Резонаторы же остались за кадром научных интересов. И вот резонансная теория как раз и имеет целью восполнить дефицит знаний о певческом голосе в плане научного изучения роли резонансной системы.


Это научный аспект резонансной теории. И в этом плане резонансная теория вносит существенно новый вклад в понимание роли резонаторов в пении. Во-первых, впервые обозначены 7 функций резонаторов в пении. Это энергетическая функция резонаторов - резонаторы усиливают голос. Это генераторная функция резонаторов; резонаторы являются согенераторами певческого звука. Это фонетическая функция резонаторов, как свойство их формировать речь, и она традиционная, признаваемая. Это эстетическая функция резонаторов, которая обеспечивает формирование высоких эстетических качеств певческого голоса. Это защитная функция резонаторов - очень важная функция по отношению к голосовым связкам. Резонаторы способны защитить голосовые связки певца от перегрузок, поскольку они подвергаются очень большим нагрузкам. Это индикаторная функция резонаторов, показывающая певцу, как надо настроить голосовой аппарат. И это активизирующая функция резонаторов, которая обеспечивает активизацию всего комплекса голосообразующих органов: гортани, дыхания и самих резонаторов. Вот это новый вклад, который вносит резонансная теория в понимание роли резонансной системы в пении.


Практический аспект тоже очевиден. Борис Хайкин, дирижер Большого Театра, назвал вокалистов особым цехом музыкантов. В чём эта особенность? Инструменталистам дается готовый музыкальный инструмент, настроенный и отлаженный. Вокалист имеет живой музыкальный инструмент это часть его тела, это нервы, мышцы, это психология, это медицина, - всё влияет на голосовой аппарат певца. И Хайкин, как дирижер, неоднократно замечал, как вокалист за кулисами перед выходом на сцену может потерять голос. От чего? От психологического стресса, от каких-то воздействий на психику.


И в связи с тем, что голосовой аппарат певца живой, здесь возникает масса комплексных проблем. Это и акустика, это и физиология, это и психология. И резонансная теория, как раз и отвечает на эти вопросы. Как объяснить комплекс работ голосового аппарата с позиции таких фундаментальных теоретических наук? Это акустика, это физиология и психология.


Но истоки резонансной теории идут от великих певцов. От практики великих певцов. Это, конечно, очень важно, потому что к кому, как не к великим певцам следовало бы нам обратиться, чтобы понять, что есть совершенный певческий голос и что есть совершенная вокальная техника. И первый великий певец, к которому мы обращаемся сегодня, это наш соотечественник Фёдор Иванович Шаляпин и его голос. Лаури-Вольпи итальянский певец, солист "Ла Скала" сказал о нём, что Шаляпин стал басом-эталоном и его имя облетело континенты. При этом он отметил, что Шаляпин знал секрет резонансного пения. Как он сказал: "Шаляпин знал этот драгоценнейший секрет". Сам Лаури-Вольпи тоже его знал. Пресса писала о нём, что "его до-диезы долетали до Луны". Это выдающийся певец. 30 лет на сцене "Ла Скала".

И другие мастера вокального искусства, скажем, Образцова Елена, которая сегодня ещё блистательно представляет наше вокальное искусство на мировой сцене, она убежденная сторонница резонансного пения. Она считает, что голос, профессиональный голос певца, не может быть сформирован без помощи резонаторов. При этом добавляет, что должна быть связь резонаторов и дыхания. Кстати, на этой связи - связи резонатора и дыхания - стоит большинство мастеров вокального искусства. Это альфа и омега резонансного пения, певческой техники, певческого совершенства.


Возникает вопрос: почему же мастера так ценят резонанс, что это такое? И мы обращаемся, конечно, к теории резонанса. Вот на экране появилась кривая резонанса. Теоретически резонанс способен усилить звук до бесконечности; вот эта кривая в точке резонанса поднимается кверху, амплитуда резонирующего тела теоретически как бы устремляется в бесконечность. Практически она ограничена, и ограничение это зависит от характера резонанса. Второй закон резонанса состоит в том, что резонатор усиливает не любой звук, а лишь тот, который соответствует его собственной резонансной частоте. И, наконец, третий закон резонанса это очень важный закон для вокалистов. Резонатор усиливает звук, не требуя от источника энергии никакой дополнительной энергии.


Любой источник звука без резонаторов - очень малоэффективная система. Голосовые связки певца представляют собой очень маленькие образования, 2 с лишним сантиметра у баса и полтора - у сопрано. Раскачать большие объемы воздуха, скажем, в Большом театре они не в состоянии, это малоэффективная система. Поэтому голосовые связки, образно говоря, берут себе в союзники резонаторы: в резонаторах они способны создать большие акустические процессы, резонанс. А резонаторы, будучи озвученными, выступают в качестве как бы вторичных источников звука. И они-то уже излучают звук в окружающее пространство; и это излучение, уже увеличенное, скажем, на 20-30 децибел звучит и способно озвучить Большой театр и противостоять мощному противодействию симфонического оркестра, который создает большую акустическую завесу для певца.


Итак, вот очень важный закон резонанса: резонатор увеличивает звук за счет повышения коэффициента полезного действия голосовых связок. Этот коэффициент - сотые и тысячные доли процента, по некоторым данным. И он увеличивается в десятки и сотни раз при действии резонаторов. И энергия здесь появляется как бы из самого же источника, но более рационально используется: большая часть энергии превращается в звук.


Резонаторы играют огромную роль во всех музыкальных инструментах. Если у музыкальных инструментов отнять резонаторы, со сцены Большого театра никто бы не услышал ни одного звука. Потому что источники звука сами не в состоянии озвучить такие площади. Вот орган. Он же весь практически состоит из резонаторов. Трубы - это, собственно, и есть резонаторы. Большие трубы усиливают низкие звуки, средние - средние, а высокие звуки порождаются совершенно маленькими трубками-резонаторами. Другие духовые инструменты - то же самое.


Обратимся к проблеме: что же собой представляет с акустической точки зрения певческий голос? Акустика певческого голоса. То, что мы слышим. Самое главное в акустике певческого голоса - это его тембр. Сила, конечно, важна; и мощные певческие голоса до 120 децибел способны пробить оркестровую мощь и слышаться на её фоне, то есть озвучить большие помещения. Звуковысотный большой диапазон, вибрато. Но самое важное достоинство певческого голоса это тембр. Если голос огромный, но не имеет специфического, профессионального певческого тембра, это стихийное бедствие, как говорят, а не профессиональный голос.


Важно упомянуть, что форманты певческого голоса, и высокая и низкая, есть результат работы резонансной системы. В теории речеобразования и в теории певческого голосообразования это аксиома. Если есть усиление какой-то части спектра, значит, сработал резонатор. Сильные, большие усиления это работа резонансной системы.


Певческая форманта придает голосу и такое очень важное профессиональное качество как полётность, способность резать оркестр, пробиваться через него..

Высокая певческая форманта прорезает спектр оркестра. Именно потому она и слышится на фоне оркестра, и низкая певческая форманта имеет тенденцию тоже вырваться за пределы оркестрового спектра. Это очень важное свойство, дирижеры это свойство очень высоко ценят. Говорят: если голос певца не режет оркестр, ему нечего делать на сцене Большого театра и любого оперного театра.


Обратимся к физиологии. Слух наш это орган, который неравнозначно чувствителен к разным звукам. Чем больше чувствительность слуха, тем меньше обертоны речевого голоса. А вот певческий голос он как бы перекачивает свою энергию в область максимальной чувствительности слуха и, собственно, от того хорошо и слышен, что как бы поражает самые чувствительные области нашего слуха. На этом основано такое воздействие певческой форманты на наш слух. Певцу не нужно сильно нажимать, что называется, на голосовые связки. Он может петь средним звуком, и он будет очень громкий, потому что он адресован в основном к чувствительным зонам нашего слуха.


Как устроены резонаторы певческого аппарата? Это, так сказать, гипотетический разрез резонаторов. Они делятся на нижний - это трахея и бронхи и верхний то, что выше гортани, то есть глотка, носоглотка, ротовая полость, носовая полость и ещё различные придаточные пазухи носа. Но где же образуется низкая и где высокая форманта? Этот вопрос только сегодня, буквально в последние годы, получил окончательное решение. Вопрос о происхождении высокой форманты. Были догадки, что она образуется в небольшой надгортанной полости. Об этом говорил еще Сергей Николаевич Ржевкин, наш крупнейший акустик, ещё раньше - Бартоломью. Впрочем, Бартоломью говорил об этом в те же годы.


И вот сегодня точно доказано с помощью исследований компьютерным методом и моделью доктора физмат наук Сорокина Виктора Николаевич, что, действительно, высокая певческая форманта образуется в маленьком надгортанном резонаторе, который образуется сужением входа в гортань за счет сближения надгортанника и черпаловидных хрящей. Это маленький надгортанный резонатор, где-то порядка 3 кубических сантиметров.

А низкая певческая форманта? Это уже более низкая форманта, и ей нужен бóльший резонатор. Она образуется всем ротоглоточным рупором, начиная от гортани и до кончиков губ. При этом язык у певцов в классическом положении, как правило, лежит у кончиков зубов; в речи он ведет себя очень активно и перегораживает эту ротоглоточную полость как бы на две части, образуется такой сдвоенный резонатор Гельмгольца. При пении он предпочитает покоиться на дне ротовой полости.


Вторым резонатором, образующим низкую певческую форманту, является грудной резонатор. О нём есть менее согласованные мнения. Большинство признает, некоторые педагоги отрицают его роль. Но сейчас абсолютно точно научно доказано, что это резонатор. Здесь и опыты Фанта, крупного шведского ученого с японскими исследователями. Когда работают резонаторы, там образуются очень сильные звуковые переменные давления, которые отражаются на вибрации стенок резонатора.


Таким образом, эти исследования показали, что вибрация является очень сильной у хороших певцов, и она воспринимается нашими (это тоже физиология) рецепторами голосового аппарата. Нервные окончания, как монеты, рассыпанные на слизистой оболочке, в толще слизистой оболочке. Такой препарат гистологический. Густая такая россыпь "монеток". Это чувствительные нервные окончания, которые чувствуют вибрацию. И певец, когда поёт, он эту вибрацию ощущает, и эта вибрация является для него индикатором работы резонатора. С помощью обратной связи он как бы настраивает свой голосовой аппарат путем изменения формы, объёма, размеров резонаторов. И это является, конечно, главным рычагом управления резонансной системой. Это физиологическая основа резонансного пения.


Но в чем же практическая роль резонансной теории? Основная практическая роль в том, что она создает научно обоснованную идеологию вокального педагога или певца. И любое обучение уже может строиться на обоснованной платформе, а не путем проб и ошибок. Конечно, методов великое разнообразие, и резонансная теория указывает путь, указывает, что именно этот путь является правильным. Почему? Да потому что этим путем идут великие певцы.


Из резонансной теории выделяется пять основных принципов резонансного пения.

1. Это максимальная активизация резонаторов на основе резонансных, вибрационных ощущений с целью получения даровой энергии.


2. Это принцип резонирующего певческого дыхания, который основан на совмещении пневматических и резонансных свойств голосового аппарата.


3. Это принцип отказа от ощущения голосовых связок как опасной зоны, как говорил профессор Ольховский. Гортань - "заминированная зона", туда нельзя, опасно ходить, иначе можно прийти к «зажатости».


4. Это предпочтение метафорического, образного описания процесса. Язык педагога своеобразный, метафоричный, и люди художественного склада предпочитают им пользоваться и понимают друг друга.


5. И, конечно, есть ещё один принцип, пятый, это принцип целостности голосового аппарата. Он говорит о том, что ни на одну часть голосового аппарата нельзя подействовать: ни на дыхание, ни на резонатор, ни на гортань, чтобы это не отразилось на работе других частей. Педагоги это прекрасно знают; и, например, управление работой гортани опытный педагог ведет не путем непосредственного вторжения в ее работу, а опосредовано, через изменение работы дыхания, в частности, диафрагматического дыхания, которое является самым необходимым условием достижения резонансного пения.








































Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

«Комплекс «Колледж искусств – специализированная школа-интернат для одарённых детей музыкально-эстетического профиля»











Доклад


«Роль резонатора в процессе постановки голоса певца»

2010 – 2011 гг.






Составитель:

преподаватель

Платова Н.А.





Петропавл қаласы

г. Петропавловск



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль резонатора

Автор: Платова Наталья Анатольевна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по теме "Фонетическая структура современного английского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietichieskaia-struktura-sovriemiennogho-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "158498"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421755367"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Методическая разработка урока по теме "Фонетическая структура современного английского языка" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-fonietichieskaia-struktura-sovriemiennogho-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "158506"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421755827"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки,её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие."
    ["seo_title"] => string(80) "obshchaia_kharaktieristika_klassa_vnieshnieie_i_vnutriennieie_stroieniie_liaghus"
    ["file_id"] => string(6) "417470"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495391728"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Значения дыхания. Органы дыхания, воздухоносные пути и легкие."
    ["seo_title"] => string(65) "znachieniiadykhaniiaorghanydykhaniiavozdukhonosnyieputiilieghkiie"
    ["file_id"] => string(6) "291355"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455106418"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства