kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«РИТМИКА И ПЛАСТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песню, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Существует традиционная методика обучения детей пению. В процессе обучения пению дети овладевают навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации), развивается диапазон голоса, его полётность и подвижность. Обучение пению это первый этап, второй можно считать вокальное исполнительство, тоесть окончательный результат, где дети показывают свои достижения, выступая на концертах, утренниках. И вот именно на этом этапе многие педагоги, родители сталкиваются с проблемой. Репетиции прошли успешно, ребёнок чисто интонирует, правильно берёт дыхание, знает текст песни и чисто проговаривает слова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««РИТМИКА И ПЛАСТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


«РИТМИКА И ПЛАСТИКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Подготовила Дарванкулова Маргарита Сергеевна музыкальный руководитель МБДОУ «Чебурашка» город Ноябрьск ЯНАО


Цель:

Развитие творческого выразительного вокального исполнительства средствами выразительных пластических движений.




Задачи:

  1. Учить напрягать и расслаблять мышцы опорно-двигательного аппарата.

  2. Развивать грудобрюшное певческое дыхание.

  3. Формировать навыки пантомимических и выразительно-пластических движений.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песню, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Существует традиционная методика обучения детей пению. В процессе обучения пению дети овладевают навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации), развивается диапазон голоса, его полётность и подвижность. Обучение пению это первый этап, второй можно считать вокальное исполнительство, тоесть окончательный результат, где дети показывают свои достижения, выступая на концертах, утренниках. И вот именно на этом этапе многие педагоги, родители сталкиваются с проблемой. Репетиции прошли успешно, ребёнок чисто интонирует, правильно берёт дыхание, знает текст песни и чисто проговаривает слова. Однако, когда выходит на сцену и начинает петь, видно, что лицо каменеет, ребёнок зажат, напряжён. В результате дыхание сбивается, окончания фраз обрываются, снижается чистота интонирования. Ребёнок, обладает, музыкальным слухом, конечно, чувствует, что поёт фальшиво, но сделать ничего не может, только ещё больше напрягается. В результате слёзы, нежелание петь, а в дальнейшем развивается комплекс. Всё это может негативно сказаться при обучении в школе, когда ребёнку перед всем классом придётся отвечать у доски. Наблюдения показывают, что дошкольники, которых обучают пению по традиционной методики, несмотря на средний уровень развитии у них музыкальностей и вокальных навыков. Тем не менее, в подавляющем большинстве случае оказывается неспособными к творческой исполнительской деятельности, либо отказываются выходить на сцену, либо не выражают своих переживаний и чувств к песне. В таких случаях их вокальное исполнение бедно и однообразно. Движения, жесты, мимика, сопровождающие пение зажаты, стереотипны и неоригинальны, похожи на механические, словно навязаны ребёнку. Сами дошкольники кажутся мало эмоциональными, они будто боятся отступать от невыученных образов и не могут применить свои жесты, мимику, движения. Голосовой аппарат можно сравнить с музыкальным инструментом, на котором можно научиться играть, но если мышцы напряжены и нет навыка управления ими, - исполнить профессионально и выразительно музыкальное произведение невозможно. Скованность лицевых мышц, влияющих негативно на вокальное исполнительство, безусловно, связана с напряжение мышц всего опорно-двигательного аппарата. Следовательно, прежде чем начинать обучение пению, нужно научить ребёнка владеть своим телом. Не может быть свободного полётного пения принапряжении мышц. Исходя, из сказанного можно предположить, что одним из главных условий развития у дошкольников творческого, выразительного вокального исполнительства являющееся осознанное отношение детей к средствам исполнительской выразительности, к овладению языком пантомимически выразительно-пластических движений. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны усвоить связь языка речи с языком музыки и пластики, соотнести пластические средства выразительности с вокальными средствами. Большую помощь в работе с детьми могут оказать методическое пособие И. Э. Бриске «Мир танца для детей» в котором автор предлагаем ряд упражнений с музыкальным сопровождением. Их значение заключается в том, что они:

1 помогают принимать правильное исходное положение, необходимое для певческой установки,

2 способствуют осознанию работы двигательного аппарата, необходимого для выразительного и неоригинального вокального исполнения. Упражнения и этюды на развитие мышечного чувства, такие, как «Ёлочка», Воздушный шар-«Пробуждение» «Солнышко поднимается на небо» «Дети умываются» развивают мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. Дети учатся регулировать, изменять степень напряжения мышц, иногда совсем снимать его, почувствовать, где излишне напряглись мышцы и образовались зажимы, уметь их снять. А этюды «Тик-так», «Солнышко и тучка», «Паровозик», «Птичка», «Зайчики», «Из зёрнышка прорастает цветок». Кроме развития активности плечевого и локтевого суставов, мышцу ног, развивает эмоциональную выразительность. Снимают утомляемость, замкнутость, обучают элементам техники выразительных движений, воспитывают эмоции и высшие чувства, обучают навыкам расслабления, так необходимых в вокальном исполнительстве. Все эти этюды и упражнения помогут сохранению психического здоровья детей и предупреждают эмоциональное расстройство. Поскольку в основном используется материал без словесного сопровождения, педагогу очень важно уметь правильно продемонстрировать эти движения своим воспитанникам. Поэтому переходим к практическим занятиям.





















ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗАНЯТИЙ ПО РИТМИКЕ И ПЛАСТИКЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.




Месяц

Программные задачи

Репертуар

Сентябрь


Учить напрягать и расслаблять мышцы опорно-двигательного аппарата. Развивать пластику и выразительность движений.


«Ёлочка»

«Походка и настроение»


Октябрь


Учить напрягать и расслаблять мышцы опорно-двигательного аппарата.


«Паровозик»

«Водный карнавал»


Ноябрь


Развивать певческое дыхание, ритм дыхания. Развивать образное движение, пластику.


«Воздушный шарик»

«Дискотека кузнечиков»


Декабрь


Развивать певческое дыхание, ритм дыхания. Развивать пластику, выразительность движений.


«Тик-так»

«Снежная ёлочка»

Январь


Развивать выразительность движений, пластику.

Учить напрягать и расслаблять мышцы опорно-двигательного аппарата.


«Воздушный бал снежинок»

«Котята проснулись»


Февраль


Развитие выразительности движений, пластики приседания, подъёма на полупальцы, прыжки. Учить расслаблять и напрягать мышцы.


«Зайчики»

«Воздушный бал»

Март


Развитие выразительности движений, пластики.

Развивать певческое дыхание, ритм дыхания.


«Ножки поссорились-ножки помирились»

Апрель


Развивать выразительность пластику. Учить напрягать и расслаблять мышцы. Развивать ритм дыхании, грудобрюшное дыхание.



«Подснежник»

«Паровозик»


Май


Развивать выразительность и пластику движений. Учить напрягать и расслаблять мышцы.

Развитие ритмического дыхания.



«Репертуар года»




ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗАНЯТИЙ ПО РИТМИКЕ И ПЛАСТИКЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.




Месяц

Программные задачи

Репертуар

Сентябрь


Учить напрягать и расслаблять мышцы.

Развивать пластику и выразительность движений.

Развивать ритм дыхания.


«Солнышко и тучка»

«Ёлочка»


Октябрь


Учить напрягать и расслаблять мышцы.

Развивать пластику и выразительность движений.


«Тик-так»

«Птичка»

Ноябрь


Развивать певческое дыхание и ритм дыхания. Развивать ориентацию в пространстве, ритм дыхания, выразительность движений.


«Воздушный шар»

«Паровозик»

Декабрь


Развивать образное и выразительное движение.

Развивать певческое дыхание, ритм дыхания.


«Лес»

«Снежная ёлочка»

Январь


Развивать образное и выразительное движение.

Развивать певческое дыхание, ритм дыхания


«Пробуждение на древесном дворе»

Февраль


Учить напрягать и расслаблять мышцы.

Развивать ритм дыхания, развивать певческое дыхание, и выразительность движений.


«Потянулись и сломались»

«Свободный танец»


Март


Развивать ритм дыхания, развивать певческое дыхание, и выразительность движений.


«Зайчики»

«Солнышко и тучка»

Апрель


Учить напрягать и расслаблять мышцы.

Развивать пластику и образность движений.


«Танец пяти движений»

Май


Запретить умение напрягать и расслаблять мышцы.

Развивать пластику и выразительность движений.

Развивать ритм дыхания.


«Репертуар года»



ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗАНЯТИЙ ПО РИТМИКЕ И ПЛАСТИКЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОВОЗРАСТА.



Месяц

Программные задачи

Репертуар

Сентябрь


Развивать выразительность движений.

Учить напрягать и расслаблять мышцы.


«Пробуждения»

«Птичка»

Октябрь


Учить напрягать и расслаблять мышцы.

Развивать ритм дыхания, развивать певческое дыхание, и выразительность движений.


«Воздушный шар»

«Солнышко поднимается на небо»

Ноябрь


Развивать образное и выразительное движение, пластику.

Развивать ритм дыхания, развивать певческое дыхание.


«Дети умываются»

«Паровозик»

«Зайчики»

Декабрь



Учить напрягать и расслаблять мышцы.

Развивать образное и выразительное движение.



«Ёлочка»

«Тик-так»

«Воздушный шар»

Январь



Учить напрягать и расслаблять мышцы.

Развивать образное и выразительное движение.

Развивать певческое дыхание, ритм дыхания.



«Дискотека кузнечиков»

«Весёлая зарядка»

«Птичка»

Февраль


Развивать образное и выразительное движение.

Развивать ритм дыхания.

Учить напрягать и расслаблять мышцы.


«Танец пяти движений»

«Принц и принцесса»


Март



Развивать чувство ритма, координацию, ритм дыхания.

Развивать образное и выразительное движение.



«Поросята»

«Из зёрнышка прорастает цветок»

Апрель



Развивать образное и выразительное движение.



«Солнышко и тучка»

«лепестки»

Май


Развивать чувство ритма, ритма дыхания, координации.


«Репертуар года»



УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

Для развития мышц опорно-двигательного аппарата.


«ЕЛОЧКА» (4-5 лет)


Представим, что мы елочки: у нас ровный прямой ствол, корешки крепко вросли в землю, веточки стремятся вниз-вдаль, а макушка тянется вверх. Музыкальным оформлением может быть любая мелодия в спокойном темпе. При изучении этого упражнения хорошо использовать прием контраста. Например, ночью елочка спит (расслабленное состояние опорно-двигательного аппарата)- голова и плечи опущены, руки висят свободно вдоль туловища; и елочка утром просыпается (подтянутое состояние)-ступни плотно прилегают к полу, колени вытянуты, корпус прямой, плечи расправлены, голова держится прямо, руки вытянуты вниз и в стороны. По мере разучивания упражнения можно ввести подъем на полупальцы - елочка растет ввысь; кружение на полупальцах- елочка хочет показать свои красивые игрушки.


«ПРИНЦ И ПРИНЦЕССА» (5-6лет)


В упражнении важно научиться напрягать и расслаблять мышцы лица и шеи, красиво держать голову. Представим, что мы принц и принцесса. На голове у нас красивые короны и надо постараться держать голову так, чтобы корона не упала. Из описания образа следует: корпус прямой, плечи опущены вниз, голова прямо, тянемся макушкой вверх. Следует учитывать, что дети часто допускают ошибку и запрокидывают голову назад, что затрудняет дыхание при пении. Это упражнение исполняется на месте, а затем используется в продвижении по кругу, линиями соло и в паре. Важно следить за мимикой лица, она не должна быть напряженной. После выполнения мышцы расслабляются.


«ПОДСОЛНУХИ» (4-5 лет)


Вспомните, какой восторг вызывают поля подсолнухов, каждый из которых напоминает маленькое солнышко. Сам подсолнух всегда тянется к солнцу и своей верхушкой поворачивается, сопровождая движение солнца на небосклоне. Мелодия для сопровождения спокойная, светлая, легкая, напоминающая солнечное утро. Подсолнухи спят, голова опущена вниз, мышцы шеи расслаблены. Но вот солнышко вышло, и подсолнухи проснулись. Дети поднимают голову вверх, мышцы шеи напряжены. Но солнце очень яркое, и подсолнухи снова опускают головки, мышцы шеи расслабляются. Снова поднимаем голову и оставляем ее в положении прямо, в таком положении солнце не ослепит. Сохраняя положение корпуса, поднимаемся на полупальцы, затем опускаемся, напрягая и расслабляя мышцы ног (подсолнухи растут навстречу солнышку). Наклоняем голову к правому, затем к левому плечу, подставляя солнышку щечки. Возвращаем голову в положение прямо. Затем, расслабляя мышцы, опускаем голову. После этого можно выполнить круговые движения головой вправо и влево. При выполнении упражнения дети должны улыбаться, показывая радость от общения с солнышком.


«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК» (4-5лет)


Представим, что мы держим в руках красивый круглый воздушный шарик, который, подняв над головой, отпускаем, и вновь берем новый. Исходное положение- округлые руки, опущенные вниз впереди корпуса (подготовительное положение). Поднимаем руки, сохраняя их округлость, до уровня талии. Затем поднимаем руки вверх так, чтобы не заводить их за голову и, подняв глаза (не голову), увидеть воображаемый шарик. Вытянув руки вверх (как будто выпускаем шарик), раскрываем из в стороны, описываем большой круг и возвращаемся в исходное положение. Момент вытягивания рук можно подчеркнуть словом : «Лети!», как бы прощаясь с шариком. Важно следить, чтобы лицо было подвижным и живо отображало характер музыки, эмоциональный образ. Движения из этого упражнения можно применить при исполнении песен.


«БУРАТИНО» (5-6 лет)


Буратино-игрушка деревянная, движения у него резкие, четкие. А еще он очень любопытный. У Буратино бывает разное настроение: он может сердиться, может быть веселым. Для упражнения берем музыку с умеренным темпом и четким характером звучания. Буратино просыпается, поднимает голову и удивленно смотрит на мир (мимика), затем резко поворачивает голову влево-прямо и вправо-прямо. Затем сгибает руки в локте то левую, то правую. Все упражнение повторяется два раза, где Буратино сначала сердитый, потом веселый.


ЭТЮДЫ

Для развития мышц опорно-двигательного аппарата.


«ТИК-ТАК» (4 года)

Этюд построен на последовательности движений головой, плечами, руками, ногами. Между ними исполняется движение, имитирующее тиканье часов (короткие полуприседания) со словами «тик-так». Ноги вместе, корпус подтянут, руки опущены вдоль корпуса и вытянуты как «стрелочки». Поворот головы вправо-прямо, влево-прямо, затем выполнить два полуприседания со словами «тик-так». Резко поднять и опустить плечи и снова выполнить два полуприседания со словами «тик-так». Согнуть правую и левую руки попеременно, затем снова выполнить полуприседания со словами «тик-так» Теперь ноги резко ноги сгибаем в колене и поднимаем поочередно, затем снова выполняем два полуприседания «тик-так». Упражнение повторяется два раза.



«ПАРОВОЗИК» (5лет)


Этюд направлен на развитие активности плечевого и локтевого сустав и эмоциональную выразительность. Основные движения: круговые движения руками, согнутыми в локте, повороты и наклоны головы, вытягивание и сгибание рук в локтях. Исходное положение: ноги вместе, корпус подтянут, руки согнуты в локтях сбоку от корпуса, кисти собраны в кулачки. Паровозик готовится в путь.

Выполняют -2 раза круговое движение правой сбоку, имитируя движение поршня, приводящего в действие колесо, аналогично левой рукой. Паровозик удивлен и растерян, что никто с ним не едет. Дети выполняют повороты головы вправо и влево, затем поднимают и опускают плечи, одновременно приподнимая брови, как бы удивляясь. Вытягивают правую, а затем левую руки, два раза сгибают кисти рук, как бы приглашая. Затем паровозик отправляется в путь топающим шагом на всей стопе, этюд можно использовать на утреннике.


«СОЛНЫШКО И ТУЧКА» (4-5 лет)


Этюд построен на контрастных образах: веселое солнышко и хмурая тучка, а также контрастных движениях: подъем на полупальцы и опускание в полуприседание. Большое значение здесь играет владение лицевыми мышцами лица: его выражение, эмоциональная окраска. Солнышко лукавое, веселое, а тучка хмурая, недовольная. Образа характеризуются разными движениями рук: у тучки руки раскрыты в стороны, она как бы закрывает солнышко; солнышко вытягивает руки вверх, пальчики растопырены, как лучики. Дети стоят парами, сначала друг перед другом, затем чтобы солнышко было за тучкой. Ноги вместе, руки на поясе. Исходное положение для тучки может быть с раскрытыми руками в стороны.

Тучка выполняет полуприседание, наклоняя корпус и голову вниз, руки на поясе; солнышко поднимается на полупальцы, вытягивая руки вверх, взгляд ан «пальчики-лучики». Тучка поднимается из полуприседания, выпрямляя корпус и поднимая голову прямо; солнышко опускается с полупальцев и закрывает руки на пояс, т. е. исполнители возвращаются в исходное положение. Теперь тучка поднимается на полупальцы, раскрывая руки в стороны, ладони направлены вперед, а солнышко опускается в полуприседание, прячется за тучку. Исполнители возвращаются в исходное положение.

Солнышко, наклоняясь вправо, выглядывает из-под правой руки тучки, можно исполнить одновременно полуприседание, а тучка, повернув голову вправо, смотрит на солнышко сверху вниз, можно одновременно исполнить подъем на полупальцы. Исполнители возвращаются в исходное положение. Солнышко, нырнув под левую руку тучки, исполнив 4 шага вперед, оказывается перед ней. Солнышко, поднявшись на полупальцы, кружится перед тучкой, поднимая и опуская раскрытые в стороны руки, то вверх, то вниз. Солнышко ныряет под правую руку тучки, исполняя 4 шага, возвращается на свое место за тучку. Тучка закрывает руки на пояс, довольная, что победила солнышко. Солнышко, находясь сзади тучки, вытягивает «руки-лучики» в «дырочки», образованные согнутыми руками тучки, и шевелит «пальчиками-лучиками», лукаво заглядывая на тучку. А у тучки удивленный вид.


«ПТИЧКА» (5-6 лет)


Этюд построен на основе движений головы и рук так, что ассоциируется с действиями птички, которая собирается в дорогу. Она зовет своих подруг, пьет водичку, чистит, расправляет крылья и улетает. Основные движения: повороты и наклоны головы, подъем вытянутых рук вверх, сгибание их в локтях, сбрасывающие движения кистями.

Исходное положение: ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса и слегка отведены назад, как крылья у птички; корпус прямой, голова держится прямо.

Птичка сидит на веточке и смотрит по сторонам. Дети выполняют движения головой вправо-прямо и влево-прямо. Птичка клюет зернышко и пьет водичку. Дети наклоняют голову к правому плечу, затем поднимают голову. Наклоняют голову прямо, поднимают голову. Наклоняют голову к левому плечу, поднимают голову. Затем поднимают голову, откинув ее назад, как будто проглатываем водичку. Птичка расправляет крылья. Правую руку поднимает в сторону и вверх, затем возвращается в исходное положение. Затем аналогично, но левой рукой. Птичка чистит перышки. Левая рука поднимается к правому плечу и как бы делает чистящие движения. Затем те же движения выполняет правая рука. Птичка расправляет крылья и улетает. Обе руки поднять в стороны вверх. Выполнить 4 сбрасывающих движения кистями обеих рук. Затем можно освоить и добавить легкий мелкий бег, легкие прыжки на месте. Упражнение можно исполнять отдельно и в парном варианте.



«ПРОБУЖДЕНИЕ» (5-6 лет)


Этюд направлен на постановку корпуса, головы, воспитания чувства ощущения мышц, чувства красоты и доброты, развитие выразительности движений рук. Музыкальное сопровождение - нежная, неторопливая музыка, напоминающая рассвет. Ассоциативные образы: солнышко, дети, солнышко на небо поднимается, дети умываются, цветы распускаются.

Исходное положение- приняв положение сидя на коленях, наклонить корпус к ногам, так, чтобы голову положить на колени, руками обхватить колени- состояние расслабленное.

Начинается этюд с пробуждения. Педагог подходит к каждому ребенку и соответственно музыке гладит его по спине (от плеч вниз)- как бы будит его, а движением руки дает «сигнал» мышцам спины и позвоночнику, чтобы они подтянулись и помогли держать корпус прямо и красиво. После прикосновения рукой педагога ребенок, оставаясь в положении сидя на коленях, должен поднять корпус в прямое положение, расправить плечи, подтянуть низ живота, руки опустить вдоль корпуса, голову держать прямо.


«СОЛНЫШКО ПОДНИМАЕТСЯ НА НЕБО» (5-6 лет)


В положении сидя на коленях, округлив руки в локтях, поднимаем их вперед до уровня пояса. Сохраняя положение рук, поднимаемся до положения, стоя на коленях. Сохраняя уровень рук и стоя на коленях, вытягиваем руки вперед – «лучики солнышка». Вновь округляя руки в локтях, принимаем первую позицию. Стоя на коленях сохраняя округлость рук, поднимаем их над головой. Сохраняя положение рук – встаём с колен в полный рост (ноги вместе) – поднялось солнышко на небо. Вытягиваем руки вверх, (лучики распрямляем) с одновременным подъёмом на полупальцы. Опускаясь с полупальцев на всю ступню, раскрываем руки в стороны, а затем опускаем их вниз.


«ДЕТИ УМЫВАЮТСЯ» (5-6 ЛЕТ)

Опустившись в полное приседание, делаем кистями, как будто набираем в ладони воду. Бережно держа воду в ладонях, поднимается в полный рост. Поднимаемся на полупальцы, а руки поднимаем вперёд – вверх (просим солнышко погреть водичку). Опускаемся с полупальцев и спускаем руки так, чтобы ладони оказались перед лицом. Наклоняем голову налево, как будто умываем левую щёчку и возвращаем голову в прежнее положение. Аналогично 5 такту, только умываем правую щёчку. Стряхиваем оставшуюся водичку, как бы поливаем землю.


«ИЗ ЗЁРНЫШКА ПРОРАСТАЕТ ЦВЕТОК» (5-6 лет)


Опустившись в полное приседание, соединяем кисти, повернув ладони, друг к другу так, чтобы это положение напомнило зёрнышко. Медленно поднимаемся в полный рост, собранные кисти (пальцы направлены вверх) поднимаются вверх – это тянется бутон цветка. Поднимаясь на полупальцы полностью, вытягиваем руки верх, кисти ещё соединены в бутон. Сохраняя полупальцы – руки округляются в локтях – бутон готов раскрыться. Руки (начиная от кончиков пальцев) широким движением медленно раскрываются в стороны (ладони вверх), опускаемся с полупальцев.


«ЛЕПЕСТКИ ЦВЕТКА РАЗГОВАРИВАЮТ ДРУГ С ДРУГОМ» (5-6 ЛЕТ)


Правая рука широким движением ведётся над головой к левой, рука (как будто говорит ей: «здравствуй») голова поворачивается влево, можно одновременно исполнять и приседание. Правая рука вновь раскрывается в сторону, голова прямо, колени вытягиваются. Аналогично 1-2 тактам, но движение исполняется левой рукой. Руки собираются так, что ладони правой руки обхватывают сбоку левое плечо, а левая рука обхватывает правое плечо-лепестки нежно, обнимаются. Руки вновь раскрываются в стороны. Медленно опускаются в исходное положение. Всё погрузилось в сон.









«ВОЗДУШНЫЙ БАЛ» (4-5 ЛЕТ)


Ведущий предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз, звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.


«ДИСКОТЕКА КУЗНЕЧИКОВ» (4-5 ЛЕТ)


Ведущий предлагает всем превратиться в кузнечиков попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по «полю».


«Танец пяти движений» (5-6 ЛЕТ)


Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.

  1. «Течение воды» - плавная музыка, текущие, округлые, мягкие, одно в другое движения. 1минута.

  2. «Переход через чащу» - импульсивная музыка, резкие, сильные, чёткие, рубящие движения, бой барабанов. 1 минута.

  3. «Сломанная кукла» - неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения. (как «Сломанная кукла»). 1 минута.

  4. «Полёт бабочек» - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные движения. 1 минута.

  5. «Покой» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса-стояние без движений, «слушание» своего тела. 1 минута.

Замечание: После окончание упражнения поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.


ЭТЮД


«ПОТЯНУЛИСЬ И СЛОМАЛИСЬ» (4-5 ЛЕТ)


Исходное положение, стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше.… А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. А теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол… лежим, отдыхаем, хорошо».

Замечание: Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять «зажимы».


ЭТЮД


«ПРОБУЖДЕНИЕ НА ДЕРЕВЕНСКОМ ДВОРЕ» (5-6 ЛЕТ)

Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку»! А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, плечики, приговаривая: «Мяу»! Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои пёрышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря-кря». Гордый гусь вышагивает, медленно поварачивая головой в разные стороны, приветствуя:

«Га - га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивлённо глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?». Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржёт: «О-го-го!». Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись!

С добрым утром!

Замечание;

  1. Дети могут многие движения придумывать сами.

  2. Сначала этюд отрабатывается по отдельным животным.

Со временем, когда участники отрепетируют разные роли, пробуждение лучше делать одновременно, распределив заранее роли.


«ЛЕТ» (5-6 ЛЕТ)


Ведущий: «В нашем лесу растут берёзка, дуб, ёлочка, сосна, плакучая ива, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует на:

-тихий, нежный ветерок;

-сильный, холодный ветер;

-ураган;

-мелкий грибной дождик;

-ливень;

-очень жарко;

-ласковое солнце;

-ночь.


«ПОХОДКА И НАСТРОЕНИЕ» (4-5 ЛЕТ)


Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжёлые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь - как чайка, как орёл. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как весёлый клоун. Пройдёмся, как маленький ребёнок, который учится ходить. Осторожно подкрадёмся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдёмся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем её».


«ВОДНЫЙ КАРНАВАЛ» (4-5 ЛЕТ)


Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звёзд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Звучит плавная музыка-морские обитатели, лёжа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь хвалит особо понравившихся ему танцоров.


«ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА» (4-5 ЛЕТ)


Ведущий показывает, а все остальные показывают в движении.

«Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину. Каждый из вас-хозяин своего тела. Вы можете его «завести» и «выключить». Давайте попробуем. Вы - проснувшиеся котята потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы – упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины на лапки, а вот вы – крадущиеся тигры. Станем осенним листочком, качающимся на ветру. Полетаем, как сорвавшийся листочек. Вдохнём по глубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы – маятники, тяжёлые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведём мотор самолёта, расправим крылья и полетаем. Изогнёмся, как лук индейца, и станем упругими. Какая из ног сегодня больше и выше прыгает? А сколько раз выше попрыгает? А сколько раз вы присядете, срывая цветок? Молодцы!».






























































Литература.


1. Дубровская Е. Л. Ступеньки музыкального развития; пособие для музыкальных руководителей, просвещение 2003.

2. Бриске И. Э. Мир танца для детей методическое пособие Челябинск 2005.

3. Метлов Н. А. музыка-детям пособие для воспитателя музыкального руководителя просвещение 1985.

4. Радынова О. П. музыкальное воспитание дошкольников просвещение 1994.

5. Горшкова Е. В. От жеста к танцу Гном и Д 2002.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«РИТМИКА И ПЛАСТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Дарванкулова Маргарита Сергеевна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста. "
    ["seo_title"] => string(57) "zaniatiia-po-ritmikie-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197214"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428217191"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(52) "zaniatiia_po_ritmike_dlia_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "588159"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1633669390"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Роль ритмики для повышения жизненного тонуса ребёнка с нарушением зрения» "
    ["seo_title"] => string(85) "rol-ritmiki-dlia-povyshieniia-zhizniennogho-tonusa-riebionka-s-narushieniiem-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238115"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444482185"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Значение занятий ритмикой в коррекционном процессе с детьми с нарушением зрения» "
    ["seo_title"] => string(94) "znachieniie-zaniatii-ritmikoi-v-korriektsionnom-protsiessie-s-diet-mi-s-narushieniiem-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238112"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444481043"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства