Предмет "Музыкальная литература" - центр изучения мирового музыкального наследия, встреч детей с профессиональным исполнительским искусством, формированием грамотного слущателя
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рисунок на уроках музыкальной литературы»
Тверская область, город Ржев
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Детская школа искусств № 2 им. А. Г. Розума
Методическая работа
Рисунок на уроках музыкальной литературы
Составила:
С. В. Вельмова
Ржев
«Рисунок на уроках музыкальной литературы»
Цель: Познакомить с опытом работы на уроках музыкальной литературы в ДШИ, направленным на активизацию слушания музыкальных произведений через рисунок.
Актуальность работы: Применение метода «Рисунок под музыку», пронизывающий весь курс музыкальной литературы от 1 до 7 класса, позволяет активизировать процесс слушания музыки.
Многолетняя практика в музыкальной школе, отдаленной от культурных центров показала, что отсутствие возможности посещать театры, филармонии, концертные залы, малый интерес у населения провинции к профессиональной музыке, накладывает определенный отпечаток на формирование грамотного слушателя и исполнителя профессиональной классической музыки. Школа в таких условиях, и особенно предмет музыкальная литература, становятся единственным центром изучения мирового музыкального наследия, встреч детей с профессиональным исполнительским искусством, формированием грамотного зрителя. Таким образом, уроку музыкальной литературы отводится очень важная роль, целью которой является воспитание активного профессионального слушателя. В поисках различных методик активизации слушания музыки «Рисунок под музыку» оказался очень эффективным методом работы на уроке. Этим опытом я и хочу поделиться.
В своей практике, наблюдая за детьми, я заметила одну особенность. На уроках практически всегда идет диалог с учащимися, и они активно участвуют в нем. Перед прослушиванием музыкального фрагмента дается задача, учащиеся с готовностью кивают головой о понимании задачи и, как только начинает звучать музыка, у некоторых учащихся происходит самопроизвольное «отключение». Начавшаяся музыка для них как знак начала отдыха, бездействия, и они начинают заполнять эту пустоту чем угодно. Причем некоторые очень умело «изображают» слушателя, отключаясь в свой мир, именно отключаясь, а не соединяясь. (Релаксирующее прослушивание музыки в курсе музыкальной литературы тоже присутствует, но я хочу заострить внимание именно на тех моментах, где нужна сосредоточенность и активное слушание.) После прослушивания фрагмента анализируется выполнение задачи. Ведущие учащиеся активно участвуют в обсуждении, остальные, многозначительно промолчав, спокойно заканчивают урок. И я понимаю, что этот навык «отключки» сохранится у них на всю жизнь.
Выход из этой ситуации подсказали сами дети. Очень многие во время прослушивания музыки брали ручки или карандаши и бесцельно водили ими по бумаге, разрисовывая тетради, при проверке которых было ясно – изобразительное искусство – на высоте! Я и сама люблю рисовать под музыку, просыпается какое-то особое вдохновение. Наблюдая этот процесс, мне пришла в голову идея, а почему бы это бесцельное творчество не направить в нужное русло и пронизать весь курс музыкальной литературы от 1 класса до 7 рисуночной терапией, поставив ее на службу одной из основных задач на уроках музыкальной литературы-активизации слушания музыки. Ведь рисунок сам по себе является сильнейшим методом в развитии ребенка. А рисунок под музыку – удваивает результат.
В начальных классах, наверное, во всех школах дети рисуют музыку, но часто это происходит примитивно, а иногда и вовсе дома, без музыки, что не имеет к пониманию прослушанного произведения никакого отношения. На уроках музыкальной литературы в 4 – 7 классах есть письменные работы под музыку, но это не всем под силу, особенно детям, не умеющим быстро формулировать мысли и быстро их записывать. Обобщив все вышесказанное, я ввела «рисунок под музыку» в курс музыкальной литературы и вот что у меня получилось.
1 год обучения насыщен рисунками в тетрадях для домашних заданий. Я перевела эти рисунки на урок. Причем делаем мы их с ребятами зарисовками, а дома – дорисовываем и приводим к конечному результату. Но главное уже сделано на уроке – образ рожден под воздействием музыки! На уроке происходит и обсуждение рисунков: величина образов, цветовая гамма, яркость, общее настроение, все должно соответствовать музыкальному образу. Самый значимый момент в этом коллективном обсуждении на первом году обучения принятие всех рисунков как имеющие место быть. Педагогу главное найти хоть какую-нибудь зацепку для связи с музыкой: цвет, величину, форму, место действия и т.д. и очень корректно дать возможность или возбудить желание дома рисунок сделать более близким музыке. А иногда этого делать вовсе не надо, т.к. возможно у ребенка в этот день была стрессовая ситуация и он «вылил» ее в рисунке, и освободился, снял напряжение. Лучше не заострять внимание на этом рисунке, пусть он послушает других ребят. Главное в его жизни в этот день сделала музыка и рисунок – терапевтический эффект.
На 1-м году решаются базовые задачи: через рисунок под музыку:
формируется навык образного мышления;
навык активного слушания;
навык анализа проделанной работы;
в сознании ребенка закрепляется понимание прочной связи искусства с его личным миром, с миром мыслей и чувств;
образы, рожденные детьми, отличаются друг от друга – и это принимается и приветствуется, формируется индивидуальность;
полная свобода воображения – путь к стимулированию оригинальных и глубоких мыслей «Эйнштейн»;
мелкая моторика – способствует развитию речи.
1-й год в основном базируется на конкретном рисунке, т.к. любому ребенку для преодоления сложностей нужен образ ясный, понятный.
Рисование под музыку на уроке воспринимается детьми с большим эмоциональным подъемом и на этом «пике» задачи уроки решаются легче и быстрее, а главное – детям нравится этим заниматься. Иногда я рисую вместе с детьми и мы вместе анализируем и сравниваем рисунки, мои и детей. В конце 1-го года обучения дети знакомятся с понятием абстрактный рисунок и целая четверть посвящена этому виду творчества. Дети с удовольствием изучают новое и творчеству здесь нет предела, а детям, которые рисуют не очень умело, этот способ нравится больше. Теперь каждое произведение можно выразить в рисунке в несколько раз быстрее. Главное не упустить связи с музыкой.
2 год обучения посвящен знакомству с тембрами музыкальных инструментов. Задачи ставятся более сложные:
1. нарисовать образ и объяснить (рисунок конкретный или абстрактный на выбор);
2. изобразить в рисунке количество звучащих инструментов;
3. изобразить в рисунке партию солирующего инструмента и аккомпанемента и сравнить их.
3 год обучения. Цель этого года – развивать музыкальную восприимчивость и дать четкую музыкально-теоретическую базу для основного курса музыкальной литературы 4 – 7 классов. Рисунок, как дополнительное средство, помогает детям лучше понять сложный материал этого года. Он меняет свою застывшую форму и становится вариантным. Мы меняем образы в рисунке в зависимости от изменения музыкального образа, рисунок становится наглядным методом сравнения и понимания музыкальных образов.
Рисунок не является основным методом работы на уроках, он варьируется с другими методами и это разнообразие позволяет сделать урок более интересным и запоминающимся. При большой концентрации внимания дети не испытывают стрессового напряжения.
4 год обучения – год повторения и выхода на новый уровень развития учащихся. Музыкальные фрагменты становятся более продолжительные, задачи ставятся более сложные. Рисунок помогает держать сосредоточенность и внимание при прослушивании. К рисунку добавляются письменные работы под музыку, но я всегда даю выбор: кому что нравится. На дом так же задается работа для окончательного оформления рисунка или письменной работы особо запомнившейся музыки. Из интересных работ оформляются небольшие выставки.
5 – 6 годы обучения – годы знакомства с жанрами:
I ч. – вокально-хоровые
II ч. – инструментальные миниатюры
III ч. – оперы
IIII ч. – крупные инструментальные жанры
К этому времени навык активного слушания сформирован довольно хорошо и 5 – 6 классы посвящается нюансировке музыкального слуха через нюансы рисунка и дальнейшему совершенствованию слухового навыка. Причем подростки рисуют с еще большим вдохновением, чем дети. Они осознают чувство свободного полета фантазии не ограниченное рамками. И им это очень важно.
7 класс – синтезирующий год. Весь пройденный материал структурируется, выстраивается по эпохам и стилям. Некоторые произведения прослушиваются целиком. Детям, которые не имеют возможности посещать концертные залы, оперные театры, филармонии, такие прослушивания очень важны для понимания целостности форм и жанров. И навык активного слушания позволяет им внимательно следить за развитием музыкального произведения, находить в этом интерес и получать эмоциональное наслаждение. Рисунок всегда присутствует на уроке по желанию учащихся или особо сложного фрагмента. Он становится подспорьем в осознании прослушанной музыки. Очень интересно сравнивать «рисунки под музыку» разных эпох, стилей разных композиторов.
Заключение: «Рисунок под музыку» снимает психологическое напряжение и зажатость, которым страдают более 50 % современных учащихся; активизирует и развивает мышечную память, развивает образное мышление, помогает педагогу глубже понять ребенка, его эмоциональную отзывчивость на музыку, раскрепощает детей, которые не умеют говорить а могут выразить себя через рисунок, помогает установить более близкий контакт с детьми, позволяет наблюдать развитие детей и, делая выводы, направлять в нужное русло через рисунок не ломая индивидуальности ребенка.
Чем активнее развивается ребенок, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направлениях творческого мышления, тем продуктивнее, разностороннее развивается человек, формируется его личностное Я. Особое значение это имеет для развития эмоциональных чувств сферы, данной ему с рождения.
Навык «рисунка под музыку» концентрирует внимание учащихся и дает более тесное общение с музыкой и глубокое ее понимание. Окончив музыкальную школу, дети уже не будут рисовать под музыку, за исключением некоторых, а навык концентрации и рисования в воображении у них останется на всю жизнь.
План-конспект урока по музыкальной литературе с использованием метода «рисунок под музыку»
4 класс
Тема: Формы музыкальных произведений. Вариации.
Цель: Знакомство с формой «Вариации».
Задачи: 1.Дать понятие формы вариаций;
2. Познакомиться с типами вариаций;
3. Выявить принцип развития вариаций;
4.Через рисунок и анализ средств музыкальной выразительности помочь детям более глубоко прочувствовать драматургию вариаций и получить эмоциональное наслаждение.
План-конспект урока
Повторение понятий «вариантность», «варьирование». Найти принцип вариантности в жизни детей.
«Вариантность» в музыке. «Играем» со средствами музыкальной выразительности. Педагог или учащийся играет любую пьесу или песню и меняет различные средства музыкальной выразительности, создавая новый вариант. Анализируются изменения образа, делается акцент на том, что сам образ всегда узнаваем.
Знакомство с типами вариаций:
· вариации на неизменную мелодию (sopranoоstinato);
· вариации на неизменный бас (bassoоstinato);
· строгие вариации.
После записи в тетради предлагается отгадать какой тип вариации будет звучать, и сделать зарисовку в тетради в виде абстрактного рисунка, что бы было понятно какой тип вариации отразил учащийся. В конце данной работы записываем форму вариаций Т В1 В2 В3…
Музыкальный фрагмент: sopranoоstinatoилиbassoоstinato. (Равель «Болеро» или на выбор педагога.)
Анализ вариаций: Паганини «Каприс» /a-moll/ (фрагмент: Тема и 5 вариаций).
Учащимся предлагается определить количество и характер вариаций. Для этого по желанию выбирается область творчества, на примере которого учащийся сделает зарисовку вариаций:
· эмоции;
· одежда;
· движение;
· место действия;
· словесное выражение характера (тоже письменно);
· абстрактный рисунок
· или учащийся предлагает свой вариант.
После 1-го прослушивания анализируется работа и дается обобщение:
Т и 5 вариаций;
разные характеры – разные выразительные средства. Выявить связь опираясь на рисунки;
принцип контраста – основа драматургии. Предлагается предположить место самой контрастной вариации и кульминации;
строгие вариации – самые свободные и самые популярные.
Повторное прослушивание после анализа – это самая главная и кульминационная точка урока. После прослушивания – обмен впечатлениями.
ДЗ:
Рассказать о типах вариаций;
Составить план развития вариаций на свою тему (выбранную самостоятельно) и воплотить в рисунке или (по желанию) на инструменте, или сделать анализ вариаций, которые играет учащийся на уроке специальности.
Музыкальный материал:
Пьесы учащихся или любая песня знакомая группе.
Вариации на sopranoоstinatoилиbassoоstinato. (Равель «Болеро» илина выбор педагога).