kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рисунок на уроках музыкальной литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет "Музыкальная литература" -  центр изучения мирового музыкального наследия, встреч детей с профессиональным исполнительским искусством, формированием грамотного слущателя  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рисунок на уроках музыкальной литературы»

Тверская область, город Ржев

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Детская школа искусств № 2 им. А. Г. Розума








Методическая работа







Рисунок на уроках музыкальной литературы













Составила:

С. В. Вельмова









Ржев



«Рисунок на уроках музыкальной литературы»

Цель: Познакомить с опытом работы на уроках музыкальной литературы в ДШИ, направленным на активизацию слушания музыкальных произведений через рисунок.

Актуальность работы: Применение метода «Рисунок под музыку», пронизывающий весь курс музыкальной литературы от 1 до 7 класса, позволяет активизировать процесс слушания музыки.

Многолетняя практика в музыкальной школе, отдаленной от культурных центров показала, что отсутствие возможности посещать театры, филармонии, концертные залы, малый интерес у населения провинции к профессиональной музыке, накладывает определенный отпечаток на формирование грамотного слушателя и исполнителя профессиональной классической музыки. Школа в таких условиях, и особенно предмет музыкальная литература, становятся единственным центром изучения мирового музыкального наследия, встреч детей с профессиональным исполнительским искусством, формированием грамотного зрителя. Таким образом, уроку музыкальной литературы отводится очень важная роль, целью которой является воспитание активного профессионального слушателя. В поисках различных методик активизации слушания музыки «Рисунок под музыку» оказался очень эффективным методом работы на уроке. Этим опытом я и хочу поделиться.

  В своей практике, наблюдая за детьми, я заметила одну особенность. На уроках практически всегда идет диалог с учащимися, и они активно участвуют в нем. Перед прослушиванием музыкального фрагмента дается задача, учащиеся с готовностью кивают головой о понимании задачи и, как только начинает звучать музыка, у некоторых учащихся происходит самопроизвольное «отключение». Начавшаяся музыка для них как знак начала отдыха, бездействия, и они начинают заполнять эту пустоту чем угодно. Причем некоторые очень умело «изображают» слушателя, отключаясь в свой мир, именно отключаясь, а не соединяясь. (Релаксирующее прослушивание музыки в курсе музыкальной литературы тоже присутствует, но я хочу заострить внимание именно на тех моментах, где нужна сосредоточенность и активное слушание.) После прослушивания фрагмента анализируется выполнение задачи. Ведущие учащиеся активно участвуют в обсуждении, остальные, многозначительно промолчав, спокойно заканчивают урок. И я понимаю, что этот навык «отключки» сохранится у них на всю жизнь.

Выход из этой ситуации подсказали сами дети. Очень многие во время прослушивания музыки брали ручки или карандаши и бесцельно водили ими по бумаге, разрисовывая тетради, при проверке которых было ясно – изобразительное искусство – на высоте! Я и сама люблю рисовать под музыку, просыпается какое-то особое вдохновение. Наблюдая этот процесс, мне пришла в голову идея, а почему бы это бесцельное творчество не направить в нужное русло и пронизать весь курс музыкальной литературы от 1 класса до 7 рисуночной терапией, поставив ее на службу одной из основных задач на уроках музыкальной литературы-активизации слушания музыки. Ведь рисунок сам по себе является сильнейшим методом в развитии ребенка. А рисунок под музыку – удваивает результат.

  В начальных классах, наверное, во всех школах дети рисуют музыку, но часто это происходит примитивно, а иногда и вовсе дома, без музыки, что не имеет к пониманию прослушанного произведения никакого отношения. На уроках музыкальной литературы в 4 – 7 классах есть письменные работы под музыку, но это не всем под силу, особенно детям, не умеющим быстро формулировать мысли и быстро их записывать. Обобщив все вышесказанное, я ввела «рисунок под музыку» в курс музыкальной литературы и вот что у меня получилось.

1 год обучения насыщен рисунками в тетрадях для домашних заданий. Я перевела эти рисунки на урок. Причем делаем мы их с ребятами зарисовками, а дома – дорисовываем и приводим к конечному результату. Но главное уже сделано на уроке – образ рожден под воздействием музыки! На уроке происходит и обсуждение рисунков: величина образов, цветовая гамма, яркость, общее настроение, все должно соответствовать музыкальному образу. Самый значимый момент в этом коллективном обсуждении на первом году обучения принятие всех рисунков как имеющие место быть. Педагогу главное найти хоть какую-нибудь зацепку для связи с музыкой: цвет, величину, форму, место действия и т.д. и очень корректно дать возможность или возбудить желание дома рисунок сделать более близким музыке. А иногда этого делать вовсе не надо, т.к. возможно у ребенка в этот день была стрессовая ситуация и он «вылил» ее в рисунке, и освободился, снял напряжение. Лучше не заострять внимание на этом рисунке, пусть он послушает других ребят. Главное в его жизни в этот день сделала музыка и рисунок – терапевтический эффект.

На 1-м году решаются базовые задачи: через рисунок под музыку:

  • формируется навык образного мышления;

  • навык активного слушания;

  • навык анализа проделанной работы;

  • в сознании ребенка закрепляется понимание прочной связи искусства с его личным миром, с миром мыслей и чувств;

  • образы, рожденные детьми, отличаются друг от друга – и это принимается и приветствуется, формируется индивидуальность;

  • полная свобода воображения – путь к стимулированию оригинальных и глубоких мыслей «Эйнштейн»;

  • мелкая моторика – способствует развитию речи.

1-й год в основном базируется на конкретном рисунке, т.к. любому ребенку для преодоления сложностей нужен образ ясный, понятный.

  Рисование под музыку на уроке воспринимается детьми с большим эмоциональным подъемом и на этом «пике» задачи уроки решаются легче и быстрее, а главное – детям нравится этим заниматься. Иногда я рисую вместе с детьми и мы вместе анализируем и сравниваем рисунки, мои и детей. В конце 1-го года обучения дети знакомятся с понятием абстрактный рисунок и целая четверть посвящена этому виду творчества. Дети с удовольствием изучают новое и творчеству здесь нет предела, а детям, которые рисуют не очень умело, этот способ нравится больше. Теперь каждое произведение можно выразить в рисунке в несколько раз быстрее. Главное не упустить связи с музыкой.

2 год обучения посвящен знакомству с тембрами музыкальных инструментов. Задачи ставятся более сложные:

1.      нарисовать образ и объяснить (рисунок конкретный или абстрактный на выбор);

2.      изобразить в рисунке количество звучащих инструментов;

3.      изобразить в рисунке партию солирующего инструмента и аккомпанемента и сравнить их.

3 год обучения. Цель этого года – развивать музыкальную восприимчивость и дать четкую музыкально-теоретическую базу для основного курса музыкальной литературы 4 – 7 классов. Рисунок, как дополнительное средство, помогает детям лучше понять сложный материал этого года. Он меняет свою застывшую форму и становится вариантным. Мы меняем образы в рисунке в зависимости от изменения музыкального образа, рисунок становится наглядным методом сравнения и понимания музыкальных образов.

Рисунок не является основным методом работы на уроках, он варьируется с другими методами и это разнообразие позволяет сделать урок более интересным и запоминающимся. При большой концентрации внимания дети не испытывают стрессового напряжения.

4 год обучения – год повторения и выхода на новый уровень развития учащихся. Музыкальные фрагменты становятся более продолжительные, задачи ставятся более сложные. Рисунок помогает держать сосредоточенность и внимание при прослушивании. К рисунку добавляются письменные работы под музыку, но я всегда даю выбор: кому что нравится. На дом так же задается работа для окончательного оформления рисунка или письменной работы особо запомнившейся музыки. Из интересных работ оформляются небольшие выставки.

5 – 6 годы обучения – годы знакомства с жанрами:

              I ч. – вокально-хоровые

              II ч. – инструментальные миниатюры

              III ч. – оперы

              IIII ч. – крупные инструментальные жанры

К этому времени навык активного слушания сформирован довольно хорошо и 5 – 6 классы посвящается нюансировке музыкального слуха через нюансы рисунка и дальнейшему совершенствованию слухового навыка. Причем подростки рисуют с еще большим вдохновением, чем дети. Они осознают чувство свободного полета фантазии не ограниченное рамками. И им это очень важно.

7 класс – синтезирующий год. Весь пройденный материал структурируется, выстраивается по эпохам и стилям. Некоторые произведения прослушиваются целиком. Детям, которые не имеют возможности посещать концертные залы, оперные театры, филармонии, такие прослушивания очень важны для понимания целостности форм и жанров. И навык активного слушания позволяет им внимательно следить за развитием музыкального произведения, находить в этом интерес и получать эмоциональное наслаждение. Рисунок всегда присутствует на уроке по желанию учащихся или особо сложного фрагмента. Он становится подспорьем в осознании прослушанной музыки. Очень интересно сравнивать «рисунки под музыку» разных эпох, стилей разных композиторов.

Заключение: «Рисунок под музыку» снимает психологическое напряжение и зажатость, которым страдают более 50 % современных учащихся; активизирует и развивает мышечную память, развивает образное мышление, помогает педагогу глубже понять ребенка, его эмоциональную отзывчивость на музыку, раскрепощает детей, которые не умеют говорить а могут выразить себя через рисунок, помогает установить более близкий контакт с детьми, позволяет наблюдать развитие детей и, делая выводы, направлять в нужное русло через рисунок не ломая индивидуальности ребенка.

  Чем активнее развивается ребенок, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направлениях творческого мышления, тем продуктивнее, разностороннее развивается человек, формируется его личностное Я. Особое значение это имеет для развития эмоциональных чувств сферы, данной ему с рождения.

Навык «рисунка под музыку» концентрирует внимание учащихся и дает более тесное общение с музыкой и глубокое ее понимание. Окончив музыкальную школу, дети уже не будут рисовать под музыку, за исключением некоторых, а навык концентрации и рисования в воображении у них останется на всю жизнь.

 


План-конспект урока по музыкальной литературе с использованием метода «рисунок под музыку»

 4 класс

Тема: Формы музыкальных произведений. Вариации.

Цель: Знакомство с формой «Вариации».

Задачи: 1.Дать понятие формы вариаций;

 2. Познакомиться с типами вариаций;

 3. Выявить принцип развития вариаций;

 4.Через рисунок и анализ средств музыкальной выразительности помочь детям более глубоко прочувствовать драматургию вариаций и получить эмоциональное наслаждение.

 План-конспект урока

  1. Повторение понятий «вариантность», «варьирование». Найти принцип вариантности в жизни детей.

  2. «Вариантность» в музыке. «Играем» со средствами музыкальной выразительности. Педагог или учащийся играет любую пьесу или песню и меняет различные средства музыкальной выразительности, создавая новый вариант. Анализируются изменения образа, делается акцент на том, что сам образ всегда узнаваем.

  3. Знакомство с типами вариаций:

·        вариации на неизменную мелодию (soprano оstinato);

·        вариации на неизменный бас (basso оstinato);

·        строгие вариации.

 После записи в тетради предлагается отгадать какой тип вариации будет звучать, и сделать зарисовку в тетради в виде абстрактного рисунка, что бы было понятно какой тип вариации отразил учащийся. В конце данной работы записываем форму вариаций Т В1 В2 В3

 Музыкальный фрагмент: soprano оstinato или basso оstinato. (Равель «Болеро» или на выбор педагога.)

Анализ вариаций: Паганини «Каприс» /a-moll/ (фрагмент: Тема и 5 вариаций).

Учащимся предлагается определить количество и характер вариаций. Для этого по желанию выбирается область творчества, на примере которого учащийся сделает зарисовку вариаций:

·        эмоции;

·        одежда;

·        движение;

·        место действия;

·        словесное выражение характера (тоже письменно);

·        абстрактный рисунок

·        или учащийся предлагает свой вариант.

После 1-го прослушивания анализируется работа и дается обобщение:

  • Т и 5 вариаций;

  • разные характеры – разные выразительные средства. Выявить связь опираясь на рисунки;

  • принцип контраста – основа драматургии. Предлагается предположить место самой контрастной вариации и кульминации;

  • строгие вариации – самые свободные и самые популярные.

Повторное прослушивание после анализа – это самая главная и кульминационная точка урока. После прослушивания – обмен впечатлениями.


ДЗ:

  1. Рассказать о типах вариаций;

  2. Составить план развития вариаций на свою тему (выбранную самостоятельно) и воплотить в рисунке или (по желанию) на инструменте, или сделать анализ вариаций, которые играет учащийся на уроке специальности.


Музыкальный материал:

  1. Пьесы учащихся или любая песня знакомая группе.

  2. Вариации на soprano оstinato или basso оstinato. (Равель «Болеро» или на выбор педагога).

  3. Паганини «Каприс» /a-moll/ (фрагмент).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рисунок на уроках музыкальной литературы

Автор: Вельмова Светлана Витальевна

Дата: 17.02.2022

Номер свидетельства: 600495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Статья "Живопись и музыка на уроках русской литературы" "
    ["seo_title"] => string(56) "stat-ia-zhivopis-i-muzyka-na-urokakh-russkoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "120037"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413574172"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Открытый урок по литературе в 9 классе."
    ["seo_title"] => string(41) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "252979"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447498962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "конспект открытого урока по литературе "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "180203"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425139727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект занятия на тему «Ритм в музыке. Музыкальная азбука»."
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_zaniatiia_na_temu_ritm_v_muzyke_muzykalnaia_azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "586522"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1631372022"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства