Просмотр содержимого документа
«Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста.»
Развитие певческих навыков
у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребёнка в плане его становления как личности. У ребёнка активно развивается мышление, воображение, речь и память. Всё это способствует активному музыкальному развитию. А так же, дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Эта проблема в настоящее время стала очень актуальной в детских учреждениях раннего развития, потому что, что касается школьного возраста, то есть множество методик, научных музыкальных программ, таких как программа Д. Кабалевского, Н. Ветлугиной, Г. Стуловой и других. Что же касается детских садов и учреждений раннего развития, то как таковой одной конкретной методики нет, каждый педагог пытается создать что-то своё и работает, в основном, на своих идеях, опираясь на труды известных писателей. Вот и я постараюсь раскрыть в своей научной работе некоторые мои наработки.
Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребёнка оказывает положительное воздействие на формирование речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Так же, пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Систематическое вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей: пение не только доставляет удовольствие ребёнку, но так же упражняет и развивает его дыхательную систему. Вывод из этого можно сделать один: занимаясь дыхательной гимнастикой, а так же пением, ребёнок укрепляет своё здоровье.
В пение успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, а это:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
2. Развитие музыкально-слуховых представлений;
3. Развитие ладового чувства;
4. Развитие чувства ритма.
А так же пение активизирует умственные способности, развивает нравственные и эстетические вкусы детей.
В данной работе я представляю опыт развития певческих навыков у детей дошкольного возраста в нашем детском центре раннего развития "Индиго". Теоретической основой моей работы являются разработки Н.А. Ветлугиной, Д.Е. Огороднова, а так же музыкальная психология В.И. Петрушина и некоторые источники в интернете. Основные ошибки, с которыми я столкнулась, придя в центр - это то, что дети пели напряжённо, плохо интонировали, невовремя вступали, ускоряли/замедляли темп. Моя музыкально-педагогическая задача в детском центре определяется решением научить ребёнка хорошо петь, чётко и даже внятно, с любовью и настроением, с самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать на каждом занятии. Для освоения такой цели мною были поставлены некоторые задачи:
1. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости.
3. Развитие исполнительского мастерства.
4. Расширение музыкального кругозора.
Перед началом работы следует определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребёнка. Координация голоса и слуха - важнейшее условие развития певческих способностей детей. певческий диапазон, как известно, это объём звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Мои занятия в центре состоят из систематичности, целенаправленности и плановости. Каждый мой урок распланирован: с чего начать и чем закончить, в какие игры поиграть и с каких распевок начать урок, всё это я обдумываю заранее.
Подбор репертуара, пожалуй, самая сложная задача. Ведь нужно найти такую песню, которую бы дети полюбили, которая отражала бы их интересы, а так же духовно развивала и была доступна для исполнения. Залог хорошо продуманной песни состоит в том, что дети начинают использовать её в разных видах деятельности, а не только на уроке музыки, например, на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и т.д.
Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, который воспитывает в них оптимистичный характер. В основном это песни из мультфильмов, которые дети смотрят по выходным.
После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа. В первую очередь нужно напомнить детям правила певческой установки, после музыкальной игры их сложно удержать на месте. Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхания. При обучении важно следить за тем, как ребёнок сидит, стоит, как держит голову, правильно ли открывает рот. Правила пения состоят в следующем:
-сидеть/стоять прямо;
-не сутулиться;
-корпус и шею не напрягать;
-голову держать прямо, не запрокидывать назад и не отводить вперёд;
-дыхание брать свободно, не спеша, без рывка и не в середине слова;
-открывать рот вертикально, не растягивать в ширину;
-нижняя челюсть должна быть свободна, а губы подвижны;
В начале идёт работа над напевностью звучания, на основе овладения певческим дыханием, которое влияет на чистоту и красоту звука. Очень важно научить ребёнка правильно и в нужном месте брать дыхание. Очень важно, чтобы ребёнок понял, что от него хотят.
Научить детей спокойному вдоху, без участия плеч, помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. В дальнейшем задача усложняется - дети учатся быстрому и спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, мягкого нёба, губ). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно - напевно, следует начинать учить этому с первых занятий, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.
Далее следует работа над песней:
Первый этап - это ознакомление с новым музыкальным произведением:
-краткое вступительное слово о новом музыкальном произведении не помешает;
-так же поможет разгадывание загадок, тематически подходящих к песне;
-рассказ песни стихотворением, чтобы глубже понять текст песни;
Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.
Второй этап - разучивание песни.
Очень важно развивать воображение детей, это вызывает эмоциональный отклик, мышление. Так же необходимо качественно и красиво подать песню, чтобы детям понравилось. Обычно, дети схватывают информацию подражанием, так что можно показать как надо и дети повторят.
Третий этап - исполнение песни.
Если песня полюбилась, дети будут петь её везде, включат в свои игры и с удовольствием споют на утреннике перед родителями. Сочетание слова и музыки благотворно помогают детям выразить свои чувства, волнения, эмоции.
Хочу подвести итог своей работе, говоря, что методов и приёмов для формирования певческих навыков очень много, каждый старается придумать всё новые и новые методы, но следует помнить и учитывать, прежде всего, возможности детей. Проводить работу (занятия музыкой) систематически и последовательно, привлекая к этому воспитателей и родителей, потому что именно родители проводят наибольшее количество времени со своим ребёнком.