Обобщение опыта работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста
Обобщение опыта работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста
Представленный опыт по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста может быть интересен и использован музыкальными руководителями других дошкольных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы«Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Актуальность и перспективность: Опыт работы по проблеме развития певческих навыков у детей дошкольного возраста заключается в том, что в детских садах всё чаще при подготовке к развлечениям и утренников основной акцент делается на постановке эффектных номеров и всё реже ставится акцент, на развитие и красоту детского тембра голоса.
Интересна и увлекательна жизнь детей в дошкольном учреждении. Здесь созданы оптимальные условия для развития личности. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, ребенок благодоря папевкам и паспевка развивает легкие увеличивая их объём, что благотворно влияет на развитие сердечно сосудистой системы чем ребенок укрепляет своё здоровье
Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: « Пение относиться к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно представления звуковысотных отношений».
Своеобразие и новизна: Опыт по развития певческих навыков у детей дошкольного возраста строится в системе специально организованных занятий по музыкальному воспитанию. Это способствующих всестороннему развивающих личность дошкольника. Новизна опыта состоит в принципиально новом и комплексном подходе. При проведении музыкальных занятий, раскрывать индивидуальность голоса каждого ребенка. Особое внимание уделять развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Педагогический опыт опирается на следующие принципы:
Принцип заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.
2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей
3. Принцип доброжелательности и открытости.
Опыт базируется: На работах педагогов – музыкантов, которые дали теоретическое обоснование усвоение системы певческих навыков. Показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.
Пение воспитывает в детях стремление к прекрасному на подсознательном уровне, развивается художественно – музыкальный вкус – оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни мелодии, и они поют их выходя за пределы детского сада.
Педагоги – музыканты накопили огромный и неоценимый опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Особый вклад внесли такие педагоги, как: А.Д.Войнова, Б.Л.Яровский, Д.Т.Зинич, В.Н.Шацкая, Н.А.Метлов, Т.В,Волчанская, С.И.Бекина, Л.И.Михайлова, Е.А.Аймазов, Н.Д.Орлова.
Ведущая педагогическая идея: Гармонично воспринимать мелодию песни стараться передать её голосом, четко и внятно петь предлагаемые мелодии, стараться передать настроение.
Основная цель: Певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Задачи: Певческой деятельности представлены из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.
1.Развивать музыкальные способности:
· эмоциональное развитие ребенка;
· развитие способностей самовыражения через исполнение песен;
· организация индивидуальной работы с детьми;
· развитие чувство ритма;
2. Формировать основы певческой и общественной культуры:
· развивать эстетические эмоции;
· формировать интересы и оценки музыкальных произведений;
· расширять вокально-певческие умения и навыки.
3. Способствовать всестороннему развитию духовному детей.
Для реализации поставленных задач: Проводится постоянная работа по следующим направлениям:
1. Проведение мониторинга по определению певческого диапазона каждого ребенка.
2. Мониторинг физического состояния ребенка и особенностей анатомо-физиологического строения голосового аппарата.
3. При работе с детьми младших групп необходимо учитывать особенности их голосовых связок. Нельзя допускать, чтобы дети кричали, необходимо за правильным голосоведением(не кричать, не надрывать голос, вовремя брать дыхание), не форсировали звук во время пения.
4. Перед исполнением более сложных песен необходимы: ритмическое упражнение, пение нараспев и обязательно провести дыхательную гимнастику.
Учитывая физиологические особенности детского голоса нельзя петь с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Перед началом пения рекомендуется воспользоваться игровым распевание по уникальной методике А. А. Евдотьевой. « Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Важно помнить – чтобы дети не уставали и не теряли интерес к музыке. Упражнения помогающие овладеть определенными певческими навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Важно чувствовать меру и не давать детям уставать. Для этого следует использовать - вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей» - эти слова Ветлугиной Н. А. –руководство к действию для всех кто работает с детьми.
Использованные методы и приемы :
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;
2. Естественное пение без надрыва;
3. Выбор репертуара должен соответствовать возрасту детей;
4. Учить детей не кричать при пении;
5. Учитывать возрастные особенности детей при звуковоспроизведении;
6. Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 3 песен).
Прежде всего в работе, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей
В начале учебного года проводиться мониторинг уровня развития музыкальных способностей. Для этого следует приглашать детей небольшими группами (3-4человека). Добиваться индивидуального ответа каждого ребенка. Обстановка спокойная, доброжелательная. Выяснить отношение детей к музыке, дать возможность, что каждый ребенок творческая личность. Добра и доброжелательность при общении. Если кто – то из детей сразу затрудняется выполнить то или иное задание можно попросить его посидеть и послушать других детей.
К началу обследования следует подготовить списки детей, где необходимо отметить результаты обследования по всем параметрам.
“Восприятие музыки” – эмоциональная отзывчивость при восприятии музыки, музыкально – аналитическая деятельность (музыкальное мышление).
“Пение” – чистота интонирования, координация между слухом и голосом, музыкальная память.
“Музицирование на детских музыкальных инструментах”.
“Музыкальное творчество”.
“Музыкальный слух” – звуковысотный и гармонический слух.
Подробнее остановлюсь на обследовании параметра “пение”.
“Пение” – каждый ребенок выполняет три задания.
Задания:
1. Пение вслух и про себя (по куплетам).
2. «Эхо» (тихо, громко).
3. «Цепочка» (поочередное пение).
4. Пение с закрытым ртом.
5. Пение нараспев слогов.
6. Поем первый слог («настройщик»).
7. «М…» с переходом на «а…».
8. Пение по сигналу (флажок, цветок).
9. Пение по «секрету» (шепотом).
10.Пение, транспонируя мелодию («Лесенка»).
11.Скороговорки.
12.Пение a-capella.
13.Сольное и ансамблевое пение
Критерии оценок:
Низкий уровень. Не выполняет задание, интонация неустойчивая.
Средний уровень. Выполняет задание с помощью взрослых, интонация неустойчива а пении а cappella.
Высокий уровень. Самостоятельно выполняет задание. Интонация чистая, исполнение выразительное, хорошая координация слуха и голоса.
В результате проделанной работы можно увидеть уверенный рост уровня развития певческих навыков.
Представленный опыт по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста может быть интересен и использован музыкальными руководителями других дошкольных учреждений.