kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие воображения и творчества учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема творческого воспитания в детской школе искусств уже многие годы волнует педагогов-практиков. Очень часто преподаватели, увидев в ученике незаурядные способности, обучают детей так, как будто они все, без исключения‚ непременно будут солистами инструменталистами.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие воображения и творчества учащихся»

С.В.Киреева

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Г.В.Свиридова», г. Курск

«Развитие воображения и творчества учащихся».



Проблема творческого воспитания в детской школе искусств уже многие годы волнует педагогов-практиков. Очень часто преподаватели, увидев в ученике незаурядные способности, обучают детей так, как будто они все, без исключения‚ непременно будут солистами инструменталистами. Многие учащиеся, не выдерживая такой «тренировки», прекращают обучение в школе. А большее количество тех, кто школу окончит, прекращают играть на инструменте , а иногда остаются просто чуждыми музыке.

Чтобы воспитать музыканта как личность творческую, активно музицирующую, способную избирательно слушать и критиковать‚ увлечь себя и других‚ нужна иная методика‚ более разнообразные формы работы , определённая направленность учебного процесса, которая приведет к интересу учащихся к занятиям музыкой. В данном случае результативность учебного процесса доставит истинное удовлетворение и ученикам, и преподавателям, и, что особенно важно, родителям как заказчикам образовательных услуг.

Сегодня совершенствование методики музыкального обучения и воспитания происходит с учётом важного компонента – снижения музыкального уровня детей‚ поступающих в музыкальную школу в класс домры. Если ребёнок был принят в музыкальную школу, то и учебное учреждение, и методики преподавания обязаны приспособиться к данному ученику и развить его музыкальные способности. Неоспорим тот факт, что уровень стартовых возможностей каждого поступающего различен и соответственно оценивать развитие творческих способностей необходимо в динамике.

Чтобы выйти из стен школы не пассивным исполнителем отдельных пьес‚ а достаточно образованным в музыкальном отношении‚ ученик за годы обучения должен освоить комплекс довольно сложных музыкальных элементов. Это и достаточно большой объём теоретических, слуховых‚ исполнительских навыков, умение слушать музыку и правильно на неё реагировать‚ самостоятельно разбираться в нотном тексте‚ находя в нём не только музыкально - высотный текст, а смысл музыки. Это умение выражать свои чувства языком музыки – музицировать, возможно только приобщая ученика к творческому процессу и свободному самовыражению в творчестве.

Таким образом, решить проблему творческого воспитания учащегося возможно только на основе комплексного обучения, т.е. включения в учебный процесс всего круга слуховых, эмоциональных и исполнительских задач ‚ в который входят такие элементы, как подбор по слуху, транспонирование‚ сочинение и импровизация. Подобная установка к обучению ставит перед педагогом по специальности множество вопросов: например, как заниматься с учеником творчеством, научить его подбирать мелодии по слуху, транспонировать их? Как всё это уложить в незыблемые рамки урока по специальности‚ даже с учётом учебного времени, предположенного на предмет «Чтение с листа», каков должен быть оценочный критерий? И самый важный вопрос - где достать необходимые методические пособия?

Исторические факты рассказывают, что сутью музыкального воспитания педагогики 18 века была неразрывная связь творчества и исполнительства. Такова была педагогика И.С.Баха и его современников. Поиски путей музыкального воспитания детей через творчество стали ведущей тенденцией передовой музыкальной педагогики начиная с 70-х годов XXвека.

Отвечая на вопросы‚ выдвигаемые повседневной педагогической практикой‚ нельзя пройти мимо трудов выдающихся деятелей музыкального искусства и известных педагогов. Например «Сочинение и импровизация мелодий» (1989г.) и «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования» (1986г.) Г. Щатковского; в разделе развитие творческих задатков у детей - статьи и брошюры М.Бариновой, С.Ляховицкой‚ Б.Шеломова‚ А.Алексеева, Г.Дмитриева; в подборе по слуху - В.Мотова, С.Савшинского; в транспонировании - Г.Шахова; в чтении с листа - М.Фейгина; комплекса в целом - Д.Кабалевского, А.Николаева.

Именно эти труды стали теоретической базой и толчком для создания современных авторских программ по развивающему обучению и новых методик обучения‚ суть которых в оригинальной компановке и удачном сочетании исполнительства и собственного творчества детей.

Развивая у детей творческие задатки‚ нелепо стремиться сделать всех учащихся композиторами‚ но разбудить их воображение, фантазию просто необходимо. Поэтому главное не результат творчества‚ не погоня за числом сочинений‚ а сам процесс работы над ними.

При выработке оценочного критерия развития каждого навыка важно установить границы требований, своеобразные ориентиры. Поставить цель заниматься развитием творческих задатков можно со всеми учениками весь период обучения, особенно в таком воспитании нуждаются слабые учащиеся. Необходимо делать акцент на один или два вида деятельности в год. При наличии грамотно налаженной и систематической домашней работе преподаватель может направлять и контролировать ученика. На учебных занятиях в классе уделять конкретному заданию приблизительно 10 минут.

Самостоятельное творчество необычайно увлекает учащихся и самым благотворным образом отражается на характере исполнения. Свои пьесы дети играют ярко‚ образно, выразительно и технически свободно.

Активизируют слуховой опыт музыкальные впечатления ребёнка и подбор по слуху. Двух - четырёх ежегодно подбираемых мелодий с аккомпанементом (простейшим в первом и втором классах, более развёрнутым в последующих) достаточно для нормального развития этого навыка. Подбор по слуху выступает главным стимулом музицирования учащихся и в послешкольный период.

Последовательность же работы над транспонированием такова, что первоначально - это транспонирование по слуху, затем , по мере накопления теоретических сведений , по нотам. Цель данного вида творческой деятельности - свободное владение клавиатурой и тональностями ‚ развитие тембрового слуха, аналитического мышления. Репертуар подобранных по слуху мелодий - выученные ранее пьесы и этюды, но в других тональностях. Для проверки подготавливаются один - два образца в двух или трёх тональностях, что зависит от способностей ученика.

Интерес к новому в музыке крепнет при чтении с листа. Здесь необходимо учитывать трудности‚ связанные с большим числом ключевых знаков альтерации. Поэтому опыт надо накапливать постепенно.

Важнейшим фактором комплексного воспитания является изучение гармонии. Изучение практической гармонии тесно пересекается с исполнительством и со всеми видами творческих заданий. Проблему именно раннего обучения детей гармонии подчёркивал известный методист С.Мальцев. B своей статье «Раннее обучение гармонии - путь к детскому творчеству» он сделал следующие выводы: изучение гармонии должно идти от простого к сложному и только в тесной связи с практикой, т.е. на основе материала доступного ребёнку как по теории ‚ так и в классе по специальности. Подобную задачу каждый преподаватель должен решать применительно к данному конкретному ученику.

В работе над развитием гармонического слуха детей огромную и едва ли не определяющую роль играют кадансы. Естественно‚ что начальный этап обучения строится на элементарных функциях и спешить с их усложнением не надо. Для того‚ чтобы ребёнок научился свободно играть кадансы можно ставить перед ним различные задачи на основе одного каданса. Это могут быть фактурные изменения, игра кадансов в других тональностях. Эта форма может превратиться в настоящий источник фантазии. Здесь вступают в силу и принципы мелодизации аккордов, фактурное и ритмическое видоизменение гармонической последовательности, различные жанровые изложения в виде марша‚ вальса, мазурки‚ польки и т.д. Опыт показывает, как только ребёнок ясно осознаёт последовательность аккордов, игра в транспорте для него не составляет практической трудности. Исполнение кадансов может принести огромную пользу не только в изучении гармонии, но и стать ключом к такому сложному и интереснейшему разделу как импровизация.

Само понятие импровизации очень ёмко. Достаточно вспомнить, что имел в виду под импровизацией Карл Черни: «Под импровизацией (фантазированием) подразумевают способности музыканта - исполнителя тотчас же в момент возникновения образов не только воплотить их на инструменте, но и объединить таким образом , чтобы это могло произвести на слушателя впечатление настоящего музыкального произведения».

Конечно ‚ такое определение импровизации не может быть взято на вооружение при обучении детей в условиях школы искусств, разве что в единичных случаях и с очень одаренны и детьми. Каким же формам импровизации можно научить в школе искусств? Остановимся на самых доступных формах импровизации для контингента учащихся ДШИ:

1.импровизации различных по музыкальному складу: чисто ритмическому, полифоническому, гомофонно - гармоническому и т.д.;

2.импровизации в разной технике. Это ритмика‚ орнаментика, разного рода варьирование - мелодическое , гармоническое, фактурное, полифоническое;

3.ориентация импровизации на модель. Здесь ‚ можно различить три степени импровизации- импровизация различных видов аккомпанимента к мелодии или к подобранным по слуху песням, относительная импровизация – вариации, свободная импровизация.

При этом необходимо помнить ‚ что любая импровизация всегда опирается на огромную предварительную подготовку, изучение музыкального материала и будет на том уровне сложности, который определяется развитием слуха импровизирующего и никогда не превышает его способности. Начинать обучать детей импровизации удобнее всего с уже упоминавшихся видов творческого развития: игра кадансов, разные виды аккомпанемента и всевозможные вариантные упражнения.

Особую важность в детских занятиях творчеством имеет работа над образом. Но развивая образное мышление ребёнка надо учесть, что есть дети‚ способные лишь к конструктивному сочинению, т.е. к комбинаторным преобразованиям музыкального материала. Первичной формой творчества здесь является подражание в двух вариантах «вопрос – ответ» и звукоподражание. На элементах звукоподражания строится едва ли не самое большое количество композиций: пение птиц, дождик‚ падение капель, часы.

Очень важный вид творческой работы - сочинение мелодии на литературный или стихотворный текст. Он выявляет родство музыкальной интонации с интонацией человеческой речи. Необходимо отметить, вопрос об интонировании как аналогии человеческой речи - это интересная и сложная проблема‚ которая несомненно‚ является ключевой в работе над музыкальным произведением. Если ученик способен понять музыкальную интонацию как речевую, ощутить её, понять характер‚ образ‚ то можно быть спокойным за качество его исполнения. Все исполнительские средства, в том числе чисто технические трудности и проблемы звукоизвлечения, будут легче преодолеваться.

Работая с учащимся над формой произведения, лучше всего избрать принцип сочинения по модели‚ т.е. создание пьес аналогичных сочинениям композиторов. Это, например:

-сочинение вступления к пьесе;

-сочинение определённой формы по заданной схеме и в заданной фактуре;

-свободное сочинение по образцу;

-форма вариаций.

Примеры подобных сочинений как нельзя лучше осуществляют связь между развитием творческого потенциала и игрой наинструменте.

Таким образом‚ развитие творческих задатков детей не ставит своей целью обучение композиции, а является лишь средством художественной активизации ученика; способом‚ позволяющим не только определить его потенциальные творческие возможности, но и помогающим ему овладевать различными исполнительскими навыками в процессе обучения игре на инструменте. Целью является овладение музыкальной речью, умение выразить себя посредством музыки‚ свободное общение с инструментом. Выполнять же творческие задания может любой ученик независимо от природных данных. В такой работе нуждаются все ученики, и особенно малоинициативные, со слабыми данными. Способы работы исключительно разнообразны и индивидуальны‚ в зависимости от задач‚ поставленных преподавателем. Это развитие эмоциональности , активности, образности музыкального или гармонического мышления, различные звуковые‚ артикуляционные, технические, ритмические задачи, которые определяются возможностями ученика. Гармоническая сложность определяется требованиями по предмету сольфеджио‚ годовыми и зачетными требованиями по предмету специальности и, самое главное‚ возможностями ученика.

Компоненты рабочих программ по творческому музицированию МБОУ ДО ДШИ №1 им.Г.В. Свиридова отражают последовательность и распределение перечисленных форм и методов работы в классе по специальности в течение всего периода обучения ребенка в музыкальной школе. Развитие творческих задатков базируется на профессиональной основе. Это контроль за качеством звучания, образностью исполнения, удобством исполнительских приемов, навыков игры на инструменте.

По данным программам работать особенно труднее на начальном этапе. Если раньше достаточно было разучить с учеником несколько произведений по известному образцу, то теперь нужно подготовить его по всем разделам, включая и собеседования по исполнительской терминологии. Программы по творческому воспитанию безусловно требуют расширения кругозора и навыков самого педагога‚ постоянного роста его мастерства. Работа по развитию творческих задатков ученика требует от преподавателя таких же знаний, умений и навыков‚ как и любой другой раздел музыкальной педагогики. Приобретение же опыта возможно только в процессе практики.



Список литературы:

  1. Барембойм Л.А. « Путь к музицированию» М.,2005.

  2. Ветлугина Н.А. « Музыкальное воспитание» М.,1988.

  3. Выготский Л.С. «Воображение и творчество» М., 1991.

  4. Мухина В.С. «Детская психология» М., 2004.

  5. Никитин А.А. «Импровизация как метод обучения начинающего пианиста» Хабаровск, 1992


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие воображения и творчества учащихся

Автор: Киреева Светлана Викторовна

Дата: 07.11.2017

Номер свидетельства: 437377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Развитие коллективного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства в гимназии» "
    ["seo_title"] => string(105) "razvitiie-kolliektivnogho-tvorchiestva-uchashchikhsia-na-urokakh-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-ghimnazii"
    ["file_id"] => string(6) "123519"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414511761"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Статья для учителей русского языка и литературы на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_dlia_uchitelei_russkogo_iazyka_i_literatury_na_temu_razvitie_tvorcheskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "529738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229110"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Мастер - класс "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "228931"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441550550"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии через творческие проекты» "
    ["seo_title"] => string(188) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii-chieriez-tvorchieskiie-proiekty"
    ["file_id"] => string(6) "103547"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402590897"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ "
    ["seo_title"] => string(130) "ispol-zovaniie-mietodov-i-priiemov-na-urokakh-khorieografii-sposobstvuiushchiie-razvitiiu-lichnostnogo-potientsiala-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232681"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442898679"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства