Одна из целей образовательной области «Технология»: развивать творческие способности учащихся, раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества, приобщить учащихся к видам художественных ремесел – через формирование и развитие у них определенных практических умений и навыков, прививать любовь к народному искусству.
Проблема развития творческих способностей личности всегда была насущна и рассматривалась многими крупными отечественными учеными. Понятие творческой познавательной самостоятельности школьников формируется в системе развития творческих способностей учащихся в процессе самостоятельной их деятельности. Важнейшей составной частью и непременным условием процесса творческой самостоятельной деятельности является развитие творческого (продуктивного) мышления школьников.
Раздел программы образовательной области «Технология»- «Рукоделие. Художественные ремесла. Вышивка» соответствует этому на ранней стадии (5 класс). Вышивка является самым распространенным видом декоративно-прикладного искусства. Во время занятия учащиеся обучаются приемам и способам размещения и расчета эскиза рисунка на изделии, особенностям цветовых сочетаний, последовательности выполнения работ. Наиболее доступным является вышивка крестом, учащиеся с удовольствием воплощают свои замыслы с помощью нити на канве; полученные результаты - участие в ежегодных выставках - говорят сами за себя. Каждая работа имеет оригинальность исполнения, даже если один рисунок в основе, все равно каждый ребенок проявляет свои отличительные авторские черты. Изучая русскую и украинскую вышивку, выявляем традиционные узоры и колорит рисунка, разнообразие швов и их сочетания в изделии.
На уроках я обучаю основным видам прикладного творчества, по которым даю основные сведения, необходимые для начала работ. Остальное зависит от учащегося, от его воображения, вкуса, творчества, терпения и надеюсь, что они будут учить этому и своих детей, чтобы сохранилось и умножалось богатство художественного народного творчества/
Все фотографии из личного архива автора