Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков уверенного поведения»
5
Методическая разработка, педагога дополнительного образования Нестеренко Сергея Николаевича:
«Развитие навыков уверенного поведения у студентов начальных курсов, как фактора успешного взаимодействия в условиях образовательного процесса».
Форма проведения: тренинг
Время проведения: 45 мин.
Количество: 12-15 чел.
Цель: Адаптация студентов первого курса к учебному заведению.
Задачи:
Развитие навыков уверенного поведения.
Развитие навыков активного слушания.
Развитие коммуникативных навыков.
Ход занятия:
(студенты рассаживаются на стульях по кругу)
Вступительное слово:В настоящее время существует много определений уверенности в себе, но в целом отразить всю многогранность этого понятия, на наш взгляд, очень сложно, поэтому приведем несколько наиболее интересных определений. «Уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации. Уверенный в себе человек достаточно свободен в выборе целей и средств, так как ему не надо защищаться или самоутверждаться. Он может ставить перед собой задачи любого уровня и искать подходящие средства, обучаться, спрашивать, выяснять». «Уверенность в себе в межличностных отношениях это способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, притязания, желания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения».
Уверенность предполагает наличие:
а) субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь и действительно иметь собственные притязания);
б) социальной готовности и способности ее адекватно реализовать (владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления);
в) свободы от социального страха и торможения (способность регистрировать и обнаруживать собственные притязания)».
На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться уверенному, но неагрессивному поведению.
1. Знакомство. Если занятие проводится в группе, в которой студенты знают друг друга, этот этап можно опустить. Или попросить добавить к своему имени прилагательное и представиться. Например «Зажигательная Наталья», «Веселый Дима». (7 мин)
2. разминка
Упражнение «Пианино». Каждый кладет руки другому на колени и нужно последовательно хлопать как по клавишам.(3 мин)
3. Ролевая игра «Случай в автобусе»
Тренер рассказывает об аспектах уверенности в себе и предлагает сыграть в игру, касающуюся способов преодоления неловкости. Один из важнейших аспектов неуверенности является боязнь человека показаться смешным или по-другому ударить в грязь лицом. Предлагается ролевая игра, где участники будут выходить из неловкой ситуации.
Тренер описывает ситуацию. «В душном автобусе один из пассажиров открывает окно, но другой бесцеремонно его захлопывает с криком: «Что ли, ослеп? Не видишь - ребёнок!» Участником предлагается по очереди сыграть роль попавшего в неловкое положение пассажира; а тренер играет невежливого родителя ребёнка.
По окончании вместе со всеми участниками он обсуждает ситуацию. Выслушав мнение каждого и поощряя дискуссию, тренер даёт рекомендации в мягкой форме, отмечает успехи участников. Он не навязывает единственно правильное поведение, но делится общими положениями. (15 минут).
4. Дискуссия на тему «Решительность, сила воли и уверенность в себе» Тренер просит участников по очереди высказать своё мнение о том, что
такое вообще уверенность в себе; важности и взаимосвязи этих качеств, какое отношение они имеют к уверенности человека в себе. Своё мнение тренер не высказывает, а лишь направляет дискуссию, иногда задавая наводящие вопросы. Когда все высказались и дискуссия грозит пойти по второму кругу, тренер подводит итог дискуссии, где .акцентирует внимание на том, что без этих качеств трудно быть уверенным в себе человеком. (10 минут).
5. Ролевая игра «Просьба об одолжении»
Уверенность в себе, состоит в частности из умения попросить о чём-то другого человека. Тренер рисует ситуацию: одному человеку нужно попросить о помощи (например, в устройстве на работу сына или брата или мужа) у другого. Сам тренер берёт на себя роль «важного» человека, а участники по очереди просят его об этом. Потом ситуации обсуждаются, отмечаются удачные ходы (без акцента на неудачных). Тренер даёт ненавязчивые рекомендации, подводит итог. (30 минут).
6. Ролевая игра «Манипулятор»
Тренер объясняет, что такое манипуляция и берёт на себя роль манипулятора, беседуя таким образом с каждым по очереди участником. Участники пытаются противостоять злоупотребляющему тренеру. Умение не поддаться влиянию необходимо каждому уверенному в себе человеку. В конце тренер анализирует, отмечая удачи, даёт общие рекомендации. (20 минут).
7. Рефлексия
1. Что вам понравилось на сегодняшнем занятии.
2. Что вы для себя приобрели?
3. Что бы вы хотели пожелать участникам занятия?
Библиографический список.
1.Аннекен, Г. Тренинг уверенности и контакта в группе (на основе когнитивной модели регуляции поведения)/Г.Аннекен. -Ростов-на-Дону:РГУ, 1992.-61 с.
2.Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/Ф.Б.Березин. - Л.: Наука, 1988.- 270 с.
3. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебн. пособие / Ред. В.А.Лабунская.-М.: Гардарики, 1999.-С.207-226
4.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н.Леонтьев. -М.: Прогресс, 1977.-304 с.
5.Рогов, Е.В. Настольная книга практического психолога. Книга 2./Е.В. Рогов-Владос,2004.- 480 с.
6.Ромек В.Г. Тесты уверенности в себе. Практическая психодиагностика и психологическое консультирование/В.Г. Ромек. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1998.-С.87-108.
7.Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика/К.Г.Рудестам. -М.: Прогресс, 1990.- С.293-294.