kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сольфеджио - это предмет, который дает развитие всех творческих способностей: слух, ритм, интонация, память. В методике обучения долдны использоваться различные формы работы, которые заинтересуют учеников и будут мотивировать к учебе. В работе дается примерный план урока, формы проверки домашнего задания, виды опроса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

г. Ульяновск





Методическая разработка

«Развитие музыкальных способностей

на уроках сольфеджио»

автор:

преподаватель теоретического отделения

МБУ ДО ДШИ № 8

Пономарёва Ирина Юрьевна












Ульяновск

2016 г

«Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио»


Сольфеджио – это, прежде всего, развитие музыкального слуха.

Цели и задачи:

1.Дать ученику систему знаний и навыков, необходимых для понимания основных средств музыкальной выразительности.

2.Выработать у учащегося элементарные музыкально-технические навыки, необходимые в процессе прохождения курса, так и дальнейшего музыкального развития.

3.Заложить основы музыкального воспитания и образования, дать верное направление музыкально-эстетическим вопросам и вкусам учащегося.

Задачи детских школ искусств состоят в том, чтобы достичь всестороннего и гармонического развития музыкальных способностей у детей. И, конечно же, специальные и теоретические предметы должны быть связаны друг с другом. Это значит, что в работе над развитием музыкального слуха следует использовать репертуар и навыки, полученные в классе по специальности, а на индивидуальных занятиях в этом классе – знания и понятия, освоенные в курсе сольфеджио.

Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей. Учитывая возрастные особенности детей разных классов, педагог должен использовать различные приемы и формы работы. Так, в младших классах необходим яркий, эмоционально насыщенный показ музыкальных примеров, движений, и только постепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний. В средних классах – на основе имеющегося музыкального опыта детей – развитие самостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование знаний и навыков. В старших классах – усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и навыков.

Задачей сольфеджио является воспитание и развитие профессиональных навыков на том уровне и в том объеме, какой требуется для данной специальности. Поэтому в методике должны дифференцироваться требования и разные формы работы. Подготовка к урокам должна начинаться с составления полугодового плана. Материал программы распределяется по количеству уроков. В основном определяются сроки прохождения того или иного теоретического материала: тональности, ритмы, аккорды, последовательности и т.д. Построение урока может быть или всегда одинаковым – типовым – или свободным, то есть таким, когда последовательность форм работы будет меняться. Однако на каждом уроке должны быть использованы все новые формы работы: пение интонационных упражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктанта.

Примерный план урока в детской музыкальной школе:

3-4 минуты – проверка присутствующих, мобилизация внимания;

10 минут – распевание, проверка домашнего задания, пение, повторение примеров; 8-10 минут – слушание, объяснение нового; 8-10 минут – диктант;

10 минут – чтение с листа, пение песен хором, группами; 5 минут – домашнее задание, заключение.

При проверке домашних заданий педагог должен требовать высокого качества их выполнения, то есть чистой интонации, правильного темпа и ритма, выразительности. То же можно сказать и в отношении выучивания наизусть: лучше дать задание меньше, но требовать более высокого качества исполнения. Формы домашних заданий могут быть следующие: 1.Интонационные упражнения и распевы, пройденные на уроке в классе. Хорошие результаты дает повторение их на каждый день перед началом занятий на инструменте.

2.Сольфеджирование примеров. Повторение и отработка исполнений мелодий, пройденных в классе; самостоятельное разучивание новых примеров.

Формы домашние работы могут быть так же следующие: пение в транспорте, подбирание примера в разных тональностях и от разных звуков. При выучивании наизусть можно петь с текстом, сольфеджировать, петь без названий нот на слог или на гласную. Самодиктант, то есть запись знакомых мелодий по памяти, - очень полезная форма работы, но она возможна только тогда, когда учащиеся уже умеют писать диктанты, знают приемы. Письменные задания в детской музыкальной школе – списывание, транспонирование, построение, сочинение. Во всех звеньях полезно нахождение примеров на данную тему, анализ своего репертуара по специальности.

Для оценки успеваемости учащихся применяются разные виды опросов:

1.Беглый без оценки по баллам, но с краткой словесной характеристикой ответа. Такой опрос должен производится на каждом уроке - он служит укреплению пройденного материала.

2.Проверочный опрос по темам. Его задача – выяснить усвоение материала каждым учащимся. Можно выставлять оценки, но главное характеристика учащегося. 3.Опрос учащихся по домашнему заданию. Рекомендуется использовать приемы коллективной проверки, чтобы не тратить много времени и вместе с тем проверить всех. Можно проверить задание выборочно.

4.Контрольный опрос. Должен производится по четвертям. Оценки при этом обязательны. Педагогу очень важно умело провести опрос, подобрав материал так, чтобы трудность для всех была одинакова. При выставлении оценки по сольфеджио нужно учитывать и природные данные учащегося и его работу.

Итак, основные требования к занятиям сольфеджио: методичность и последовательность в построении урока;

- ясность и конкретность в объяснениях и в постановке задач;

- умелое сочетание групповых форм занятий с индивидуальными и с пристальным вниманием к каждому учащемуся;

- четкая организованность классной работы и домашних заданий;

- требовательность к качеству выполняемой работы, к активному участию всех учащихся в работе группы.

Понятия «музыкальный слух» и «музыкальная одаренность» - различны; музыкальная одаренность предполагает особый комплекс, сочетание способностей куда входят кроме музыкального слуха так же сила, богатство и инициативность воображения особая концентрация душевных сил внимания волевые особенности организованность, целеустремленность и

Поскольку музыкальный слух – это главное орудие музыканта, постольку значение предмета сольфеджио очень велико. Однако нельзя думать, что развитие музыкального слуха осуществляется исключительно на этих занятиях. Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из следующих взаимосвязанных компонентов: звуковысотного слуха, чувства лада, чувство метроритма, гармонического слуха. Звуковысотный слух определяет способность, посредством которой ухо отличает интервалы музыкальные от интервалов неупотребительных в музыке, то есть стройность, иль настройку, от нестройности, иль расстроенности. Слух ладовый он определял как способность различать и определять отношения между высотами разных звуков, что дает возможность воспроизводить интервалы и определять их величину, узнавать аккорды.

Слух бывает гармонический и мелодический. Мелодический слух – это есть качественное своеобразие восприятия мелодии, проявляющее в особенностях самого восприятия, в узнавании и воспроизведении мелодий и в чувственности к тональной интонации. Гармонический слух – это переход от «простого» ощущения к «сложному», переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно (по Теплову).

Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из ряда взаимопроникающих компонентов, основные из которых следующие: звуковысотный слух, чувство лада и чувство метроритма то есть мелодический слух. Абсолютный слух – это способность узнавать и воспроизводить высоту звуков без сравнения с каким-нибудь исходным звуком. В практике часто встречается относительный слух. Поэтому в основе методики сольфеджио лежит развитие относительного слуха.

Анализ на слух

Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайно важна:

- воспитать целенаправленное восприятие;

- служить основным средством знакомства с новыми музыкальными явлениями;

- способность накопления в памяти различных слуховых впечатлений, являющихся основой для формирования определенных понятий; - развивать музыкальное мышление учащихся, то есть способность осознавать слышимое, проводить сравнения, синтезировать и дифференцировать явления;

- помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего слуха.

В практике преподавания применяются два вида анализа на слух: анализ и усвоение элементов музыкального языка; анализ целостный; то есть анализ различных элементов музыкального произведения в их взаимосвязи.

При анализе элементов музыкального языка следует использовать контрастные сочетания элементов. Например, при анализе интервалов после секунды брать октаву, после терции – септиму. Контрасты по высоте и по диссонатности помогут лучше запомнить звучание. Соблюдение принципа контрастности имеет особое значение на первом этапе, при знакомстве с этими элементами. В примерах для анализа ритм обычно используется простой, нейтральный. Но это не значит, что метроритм совсем не влияет на восприятие. Так, для определения ряда созвучий аккорд или интервал на сильной доле воспринимается ярче и определяется легче,а на слабой доле – труднее. Все это надо учитывать педагогу, обдумывая примеры анализа и вопросы к ним.

В отличие от анализа на слух отдельных элементов музыкального языка, в целостном анализе встает новая задача – уметь схватить целое.

Поскольку в целостном анализе путь освоения идет от общего к частному. Не следует бояться использовать сложные по фактуре или жанру музыкальные произведения. Важно, чтобы они были художественно выразительными, логичны и ярки в образном отношении. Материалом для анализа может служить мелодия, одноголосная песня, детские пьесы и любые произведения художественной музыкальной литературы. Очень хороши при этом использовать звучание разных инструментов.

Количество проигрываний зависит от продвинутости учеников и от продолжительности примера. Но во всех случаях не рекомендуется начинать анализ сразу после первого проигрывания. Лучше сыграть два раза подряд, дать время подумать, вспомнить а затем начать анализ.

Для проверки восприятия учащихся могут быть использованы различные формы: беседы, ответы на отдельные вопросы, рассказ.

Примерная схема анализа:

1. Определить характер музыки: дать ей название, ассоциации связанные с ней.

2. Определить жанровые особенности, определить инструменты, исполнявшие произведение.

3. Охарактеризовать линию развития музыки.

4. Определить структуру мелодии: установить сколько фраз,какие они.

5. Определить темп, размер, лад; продирижировать.

6. Выделить отдельные характерные интонации, обороты и ритм фигуры.

7. Установить тональность, определить отклонения, наличие хроматизмов, альтераций.

8. Подробно проанализировать структуру, определив средства формообразования: секвенционность, варьирование, расширения, дополнение и т.д.

Чтение с листа

Для чтения с листа необходимы теоретические знания, достаточно развитые интонационно-ладовый слух и чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы и логики музыкальной мысли, умение выразительно передать её содержание при исполнении. Таким образом, для чтения с листа требуется определенная предварительная подготовка: даже при хороших музыкальных данных без обучения читать с листа учащиеся не могут. Для того, чтобы начать работу над чтение с листа, нужно владеть следующими навыками: умением петь без поддержки инструмента; чистотой, распевностью пения; умением мысленно представлять себе звуки; знанием нот и пониманием нотной записи.

Особенное внимание нужно обратить на воспитание внутренних представлений. «Мысленно готовлюсь» – один из важнейших этапов в процессе чтения с листа. Умение представлять себе внутренним слухом звучание нотной записи, иначе говоря – «предслышать» написанное – главное условие для успешной работы над чтением с листа. Вся работа над развитием внутреннего слуха основана на осознании видимого нотного текста, на умении охватить его и понять. Этап «мысленно говорю» требует времени, во многом зависит от индивидуальных особенностей и поэтому не следует торопить учащихся. Для чтения с листа большое значение имеет развитая память. Упражнения для развития внутреннего слуха нужны не только на первоначальном этапе, но и в дальнейшем – при появлении новых интонаций в примерах для чтения с листа. Одним из важнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей, умение правильно подбирать примеры. Определение трудности примера требует анализа довольно большого числа признаков. Обычно считают главными признаками тональность, ритмический рисунок, наличие хроматизмов, модуляций и т.д. При выборе пример следует учитывать еще следующие признаки: вокальные трудность, метроритм и форма. Из этого следует, что педагог обязан специально работать над выбором примеров, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в воспитании навыка чтения с листа. Техника чтения с листа требует обязательной тренировки, приобретаемой в упорной работе. Но вопрос о качестве навыка, об умении петь с листа решает не количество прочитанного, а разнообразие музыкально материала.

Написание диктанта

Наиболее полной формой анализа слышимого является запись музыки музыкальный диктант. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.

Основные задачи, которые стоят перед педагогом в работе над диктантом:

- создавать и закреплять связь слышимого и видимого, то есть научить слышимое сделать видимым;

- развивать память и внутренний слух;

- использовать диктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных на занятиях сольфеджио.

Заключение

Сольфеджио и музыкальное искусство вцелом неразрывно связаны с исполнительством. Музыка объединяет мысль, волю, чувства масс и, вместес тем, удовлетворяет эстетические запросы народа, преобщает слушателя к огромным радостям, которые несет в себе искусство. Музыка – это одно из тех богатств, которое дано людям.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио

Автор: Пономарёва Ирина Юрьевна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Игровые формы работы на уроке сольфеджио"
    ["seo_title"] => string(40) "igrovye_formy_raboty_na_uroke_solfedzhio"
    ["file_id"] => string(6) "496195"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547965813"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Методические рекомендации по развитию музыкального слуха на уроках сольфеджио"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiiu_muzykalnogo_slukha_na_urokakh_solfedzhi"
    ["file_id"] => string(6) "560293"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1602933774"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Разработка урока сольфеджио «Обобщающий урок по темам «Нотная грамота» (1-й год обучения по общеразвивающей программе)"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_solfedzhio_obobshchaiushchii_urok_po_temam_notnaia_gramota_1_i_"
    ["file_id"] => string(6) "519834"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568615378"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Игровые формы работы на уроке сольфеджио"
    ["seo_title"] => string(39) "ighrovyieformyrabotynaurokiesolfiedzhio"
    ["file_id"] => string(6) "339114"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1470978947"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Развитие мелодического слуха у учащихся в младших классах "
    ["seo_title"] => string(72) "razvitiie-mielodichieskogho-slukha-u-uchashchikhsia-v-mladshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "233902"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443276823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства