Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио»»
МБУ ДО «Дятьковская детская школа искусств»
Доклад на тему: «Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио»
Подготовила :Кисенкова О.В.,
преподаватель теоретических
дисциплин МБУ ДО «ДДШИ»
Развивать творческие способности детей с помощью творчества самих же детей – задача современной музыкальной педагогики, т.к. детское творчество является средством и методом воспитания разносторонней личности. Как говор ил Сухомлинский, «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Наиболее активной, содержательной формой практического освоения закономерностей музыкальной организации является система творческих заданий на уроках сольфеджио, обобщение и развитие имеющегося опыта .
В музыкальной педагогике существует целая система музыкального развития детей и юношества. Известный немецкий композитор и педагог К.Орф ещё в середине XX века создал школу музыкально-творческого развития детей, доказав, что творческое общение с музыкой, пусть на первых порах самого элементарного вида, активизирует весь процесс познания.
Проблема развития творчески активных способностей детей очень важна для приобщения учащихся к продуктивной самостоятельной деятельности. Очевидно, что творческие способности, развитые в одной области, благотворно сказываются на формировании общих способностей личности, умении творчески мыслить и созидать, и при благоприятных условиях могут переходить на другие области деятельности.
Для развития творческих навыков как фундамент необходим процесс развития таких специальных способностей как музыкальный слух, память и воображение, который должен происходить с учётом индивидуальных особенностей ребёнка – его темперамента, силы воли, склонностей и интересов. В творческой работе ребёнок психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальную память и различные стороны музыкального слуха, а также развивают вкус и наблюдательность.
Музыкальная память и эмоциональная память основываются на произвольном и непроизвольном запоминании, осмыслении материала при заучивании. Музыкальная память очень тесно связана и с воображением. Анализ позволяет выделить некоторые общие, наиболее существенные черты и отбросить второстепенные. Основная задача памяти – возобновление образа в максимальном приближении к объекту.
Творческие задачи положительно влияют на развитие музыкального слуха, памяти, воображения, а также эмоциональной восприимчивости к музыке. Всё более очевидным становится, что на уроках сольфеджио творческие упражнения помогают учащимся овладевать голосом, развивать внутренний слух, наделяют их музыкальное мышление более глубоким образно-эмоциональным содержанием. Систематические занятия по сочинению повышают общую музыкальность учащихся, помогают им глубже понимать и лучше исполнять профессиональную музыку. Наконец, подобные занятия развивают и обогащают духовный мир ученика.
Главным рычагом познавательного процесса у детей является игра. У игры очень много преимуществ, по сравнению с другими видами деятельности. Она никогда не утомляет, идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект, служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок, как правило, не отвлекается, игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет наиболее яркой творческой жизнью. Вся задача заключается в том, чтобы ее направить в нужное для учебы русло, умело используя врожденные способности лидерства и соперничества. Действительно, дети очень требовательны друг к другу. Они стараются не допускать промахов, ревниво следят друг за другом, и в этот момент у них формируются первые навыки самооценки.
В творческий процесс должны быть вовлечены все ученики без исключения, независимо от уровня способностей. Элементы творчества целесообразно включать в урок как можно раньше. У дошкольников необычайно богатое воображение, меньше развито чувство самокритичности, и поэтому они более свободно импровизируют, даже если их сочинение получается не совсем удачным. Если начинать вводить творческие задания позже, то они часто встречают у школьников сопротивление из-за отсутствия определенных умений и уже появившихся повышенных требований к результатам собственной деятельности. Вместе с тем, овладев навыками творчества в раннем возрасте, ученики охотно сочиняют и в старших классах.
Творческое воображение реализуется и развивается в творческой деятельности, которая является главным условием развития воображения детей, и для творческого процесса необходим ряд факторов. Например, сочинение мелодии не мыслится без лада, ритма, интонационного склада, движения мелодии, её развития с кульминацией и даже жанровых особенностей. В самых младших группах дети ещё не в состоянии записать и грамотно оформить сочинённую песенку, поэтому акцент делается на устное творчество: дети охотно допевают ответные фразы на предложенные слова, сочиняют музыкальные диалоги, ритмические фигурации и т.д. Если ребенок овладеет языком музыки в формах элементарного музицирования, он будет со временем импровизировать и сочинять.
Одной из начальных ступенек творческого развития может быть тембровое фантазирование:
-узнать тембр голоса или инструмента;
-создать тембровые импровизации на тему природы;
-сочинить сказку,
Для развития творческих способностей на начальном этапе хочется отметить важную роль наглядных пособий «Лесенка» как эффективных средств, которые не только облегчают познавательную деятельность, но и организуют восприятие, активизируют процесс запоминания. Восприятие изменения движения мелодии опирается одновременно на слуховое, зрительное и двигательное ощущение.
Примерные формы работы:
-выкладывание мелодий новых песенок, попевок с помощью учителя, уже знакомых - по памяти; -исполнение выложенных мелодий «по нотам» голосом или на инструменте; -транспонирование выученных песенок, попевок («переселение» на другую высоту); -узнавание их по «нотному тексту»;
-сочинение мелодии на 2-3 ступенях на стихи.
После накопления детьми определённого опыта, от устного исполнения необходимо переходить к письменному, предварительно определяя основные моменты – тональность, может быть размер или заданный ритм . В силу того, что на первых порах обычная нотная запись вызывает у детей затруднения, следует познакомить учащихся с современными способами записи, т.к. нам необходимо, чтобы творчески мыслящий ученик мог выразить свои фантазии в звуках и закрепить их в нотной записи, пусть даже и схематической. Ведь для ребенка возможность увидеть реальные результаты своего творчества является огромной радостью. Для облегчения записи можно применить « образную нотацию», основанную на художественной графике. Для формирования активного воображения ученика очень важным является такой подбор графических элементов, который максимально четко соответствовал бы замыслу сочинения: например, для изображения падающих снежинок можно использовать не ноты на четкой высоте, а просто графический элемент – снежинки, для дождя – капельки, для грома – кластеры, для молнии - линии. Использование линий различного рисунка не только сплошных, но и пунктирных, тонких и утолщенных, одинарных и двойных, параллельных и расходящихся, прямых, ломанных и волнообразных, различных цветов и т. д. увеличивает поле для фантазии. А добавленные динамика, темп, штрихи, придают сочинению законченный вид. Использование такой символики в сочетании с внетактовой нотацией позволяет реализовать самые смелые и насыщенные образные музыкальные конструкции, при минимуме затраченных письменных усилий. Применение такой нотации имеет еще одно важное с психологической точки зрения преимущество: сохранение возможностей для дальнейшей импровизации на этот же сюжет. Ведь хорошо известно, что ребенок, любящий фантазировать на инструменте, никогда не сможет точно повторить только что сыгранное. Такой же вид записи оставляет для него возможность импровизировать на этот сюжет множество раз.
Сочинённые мелодии обязательно исполняются авторами, т.к. творческое соревнование на уроках (кто лучше?) вызывает положительные эмоции, интерес, которые способствуют лучшему запоминанию музыкального материала на уроке. Чем ярче восприятие, чем оно эмоциональнее, интенсивнее, тем крепче и дольше запоминание, а затем быстрее узнавание и полное воспроизведение материала. Чтобы занятия по импровизации были по настоящему ценными в учебном отношении, упражнения должны проводиться целенаправленно, с задействованием нужного теоретического материала: изучаемого ритма, размера, интервалов, ступеней, аккордов, ладов, знакомых музыкальных оборотов (опевание, секвенции и т.п.).
Примерный список творческих заданий:
1 КЛАСС
*изображение на бумаге впечатлений от прослушанных произведений в виде линий, орнамента, рисунка;
*музыкальное движение в сопровождении ударных инструментов;
*сочинение слов и фраз на заданный ритм, досказывание зарифмованных двустиший;
*музыкальный диалог с педагогом;
*сочинение песенок без записи (можно за фортепиано), мелодий из 2-х-5 звуков с общим обсуждение
*сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники;
*досочинение песни - свободное и на заданный ритм;
*сочинение на мелодическую формулу – например, тоническое трезвучие в разных вариантах;
*сочинение песенок на заданный текст;
*подбор баса из I и V ступеней.
2 КЛАСС
*сочинение мелодии на заданный ритм , размер ,лад ,может быть жанр
*сочинение песенок на стихи с обязательным анализом образного содержания;
*подбор сопровождения из трезвучий I ,V ,IV ступеней;
*сочинение подголоска к номеру или диктанту ;
*сочинение мелодии по заданной мелодической формуле со свободным ритмом;
3 КЛАСС
*гармонизация мелодий (начинать следует с тонического органного пункта с постепенным включением всех ступеней);
*сочинение гармонических фигураций на заданную формулу;
*сочинение песен на стихи с аккомпанементом ;
*сочинение мелодии на заданный бас;
*сочинение ответа в параллельной тональности.
4 КЛАСС
*применение различных музыкальных форм – периоды (все разновидности) ,2-х и 3-х частные формы, вариации, рондо;
*использование полифонических средств варьирования (имитация, канон) , непременно соблюдая единство гармонической функции и принцип комплиментарности;
Отдельно хотелось бы сказать о новых технических средствах, открывающих огромные возможности для развития творческих способностей и на уроках сольфеджио. Это различные компьютерные программы и технологии. Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной, позволяющей:
- сместить акценты от словесных представлений к практическим и наглядным действиям;
- повысить интерес к музыкальным занятиям.
В последнее десятилетие компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, и в обществе как никогда востребовано всё, что связано с компьютерами (подготовка специалистов по компьютерам и их применению, развитие компьютерных технологий, распространение компьютерной грамотности - умение использовать компьютер для решения разнообразных прикладных задач в различных сферах профессиональной деятельности).
Сфера деятельности, связанная с компьютером, непосредственная работа на компьютере сама по себе обладает привлекательными чертами, особенно для детей, учитывая ещё и тот факт, что, к сожалению, дети, проживающие в небольших посёлках , ограничены в своих культурно-досуговых возможностях. Использование КОП позволяют педагогам, пусть и виртуально познакомить учащихся с разнообразием мира искусства: дети могут «заглянуть» в залы музеев (например, музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Говоря о преимуществах, которые дает нам использование КОП на музыкальных занятиях, необходимо помнить об огромной роли наглядных пространственных представлений в становлении музыкального восприятия. Без опоры на пространственные, предметные, двигательные ощущения и представления у детей очень трудно сформировать слуховую сторону музыкального восприятия. Огромную роль в организации этой опоры как раз и могут сыграть компьютерные образовательные программы.
Применение КОП на занятиях в музыкальной школе может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются различные программы для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио интересна программа «Музыкальный класс», в которой в музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики» дети работают с нотами и длительностями, составляют музыкальный диктант из кубиков. Прекрасно дополняют друг друга разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как ребята не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них. Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать произведение в исполнении педагога, и самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.
Таким образом, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте в педагогической деятельности, работа на котором побуждает к освоению различных музыкальных редакторов, программ по нотному набору. Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности детей. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике.
Используя компьютер на занятиях нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно правильно выстроить акценты и «не подменить» музыку общением с компьютером, помня о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.
В завершении хотелось сказать, что цель творческих заданий на уроках сольфеджио не «вырастить» из ученика композитора . Главная цель – пробудить у ребёнка интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки и всего искусства в целом, и сформировать устойчивую и безусловную потребность в развитии своих дарований.
Список использованной литературы:
1.Теплов Б.М. « Психология музыкальных способностей». –М.: 1993.
2.Картавцева М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 19
3.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Просвещение, 1981г.
4.Лунева Т.А. Музыкальные занятия. – Волгоград.: издательство «Учитель», 2008г.