«Информационные технологии, как средство эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ»
«Информационные технологии, как средство эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ»
Тема данного урока актуальна, потому что вызывает интерес к предмету «сольфеджио». Применение информационных компьютерных технологий на уроке сольфеджио не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к обучению;
- активизирует познавательную деятельность;
- способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
Таким образом, использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса и делает его более современным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Информационные технологии, как средство эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ»»
Открытый урок по предмету «сольфеджио»
с учащимися 1 класса вокально-хорового и фортепианного отделений.
Преподаватель: Филимонова Н.С.
Дата проведения урока: 24.10.2016
Тема: «Информационные технологии, как средство эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ»
Цель урока.
1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся.
2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над разными формами работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ, теоретические сведения, интонационные упражнения, ритмические упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа.
Обучающая:
формировать знания, умения и навыки по темам:
ладовые представления,
ритмические упражнения,
расширить знания учащихся о тональности,
повторить и закрепить теоретические сведения.
Развивающая.
1.Развить слуховое представление.
2. Развивать музыкальное мышление.
3. Развивать ладовые ощущения.
4. Развивать навыки ориентирования в тональности.
5. Развивать вокально-интонационные навыки.
6. Развивать мелодический слух, музыкальную память и творческие способности учащихся.
Воспитательная:
1.Воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио.
2. Воспитывать умение работать в группе.
3. Воспитывать творческую активность.
4. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.
Задачи урока:
1. Развить знания учащихся о понятии лад, тональность.
2. Формировать и закрепить первичные вокально – интонационные навыки в ладу.
4. Практический (пение упражнений, игра на инструменте).
5. Игровой.
Оборудование к уроку:
1. Компьютер.
2. Фортепиано.
3. Доска.
Перечень используемых на уроке аудио, видеозаписей, наглядных пособий:
1. Видео пособие - «Бабочка» https://yadi.sk/i/9SJWheU7d2DUB
2. Видео пособие - «Песенка о звуках» https://yadi.sk/i/6FuFuMRQd2DQd
3. Видео пособие – «Ритмические загадки. Осень» https://yadi.sk/d/Xy2RkdUOd2DXz
4. Видео пособие - диктант «До, ре, ми» для малыщей https://yadi.sk/d/QhkmUgMqd2DYb
5. Видео пособие - Пальчиковые игры «Компот» https://yadi.sk/i/1IcHelabd2DZQ
6. Видео пособие – Чтение с листа «Дождик»
https://yadi.sk/i/w2cMf-A_d2DSw
7. Презентация с материалами на открытый урок
8. Шумовые инструменты
9. Карточки с ритмоблоками (раздаточный материал)
10. Карточки ступени (раздаточный материал)
Методический материал:
1. Л.Ефремова «Учиться интересно» , изд. «Композитор. Санкт-Петербург». 2006 г.
2. О.Камозина «Неправильное сольфеджио», изд. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2009 г.
3. Е.Королёва «Музыка в сказках, стихах и картинках» , изд. «Просвещение». Москва. 1994 г.
4. Е.Железнова «Альбом для обучения пению. Читаем, рисуем, играем, поём», Издательский дом В.Катанского, Москва. 2009 г.
Формы работы с учащимися:
1. Вокально-интонационные упражнения.
2. Анализ музыкального произведения.
3. Диктант.
4. Чтение с листа.
5. Игры.
6. Практические задания.
Анализ результатов урока.
В результате данного урока обучающиеся развили и закрепили знания по темам лад, гамма, тональность До-мажор, мелодический диктант, ритмические упражнения.
Все теоретические знания они успешно применяли на практике.
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Вы, конечно, увидели, что к нам пришли гости, и мы с вами продемонстрируем все наши навыки и умения.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить вам урок с учащимися первого класса на тему: “Информационные технологии, как средство повышения эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ”.
Преподаватель: Ребята, вы знаете, что все музыканты перед выступлением или перед репетицией разыгрываются, настраиваются на исполнение. И мы с вами сейчас настроим свой музыкальный инструмент – наш голос и слух. Мы сейчас с вами будем “рисовать” голосом.
Преподаватель включает видео пособие – “Бабочка”.
Учащиеся голосом “рисуют” восходящее, нисходящее, волнообразное движение звуков на звук «у».
Преподаватель: Урок мы с вами всегда начинаем с распевки. Предлагаю сегодня спеть “Песенку о звуках”. Она нам поможет вспомнить и некоторые теоретические понятия. Включает видео пособие «Песенка о звуках».
Учащиеся под видео пособие поют “Песенку о звуках”.
Преподаватель: Ребята, а что такое - лад?
Учащиеся: Это семья звуков. Главный звук - тоника.
Преподаватель: А какие лады вы знаете?
Учащиеся: Мажорный и минорный.
Преподаватель: Скажите, а в каком ладу звучала наша «песенка о звуках»?
Учащиеся: В Мажорном.
Преподаватель: Верно.Давайте вспомним, как звучат звукоряды мажорного и минорного ладов.
“Вот мы звуки встали в ряд, получился звукоряд. Не простой, мажорный, весёлый, задорный”. (Под гармоническое сопровождение на фортепиано и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера)
Затем интонируют звучание минорного лада:
“Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поём и сейчас мы заревём (Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках”) под гармоническое сопровождение на фортепиано и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера.
2. Анализ музыкального произведения.
Преподаватель играет на фортепиано пьесу А.Гречанинова «Мазурка».
Преподаватель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в этой пьесе?
Преподаватель включает слайд - иллюстрации к прослушанному произведению.
И как вы думаете, какие из представленных картин могут проиллюстрировать пьесу и почему?
Учащиеся: В пьесе 3 части, III часть – это повторение I части. Крайние части звучат в минорном ладу, а средняя – в мажорном. Осенний пейзаж, грустный клоун, гроза - крайние части; яркие бабочки, воздушные шарики и солнышко - средняя часть).
Преподаватель: А почему вы так решили?
Учащиеся: Крайние части немного грустные, печальные, а средняя часть светлая, радостная. Крайние части написаны в минорном ладу, а средняя в мажорном.)
Преподаватель: (включает слайд «Осень») Посмотрите внимательно на осенний пейзаж. Здесь такие яркие краски – и красные, и желтые! Почему вы всё-таки решили, что эта картина больше подойдёт для иллюстрации минорной музыки?
Учащиеся приводят свои аргументы, отстаивают своё мнение – например: “Все-таки грустно, что лето закончилось!”, “На картине небо серое. Чувствуется, что уже прохладно, зябко”.
Преподаватель: Молодцы, ребята!
3. Закрепление и проверка на практике усвоение темы – гамма До-мажор.
Преподаватель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое гамма?
Учащиеся: Это звукоряд от тоники до её повторения.
Преподаватель: Давайте споём песенку, которая помогла нам очень легко и просто запомнить все ступени гаммы.
Учащиеся, под аккомпанемент учителя, поют песню “Гамма”. (О.Камозина “Неправильное сольфеджио”).
Преподаватель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру “Живая гамма”.
(Слайд с название звуков)
Преподаватель: Внимательно посмотрите на монитор, на слайде изображены карточки с название звуков гаммы До Мажор. А как вы считаете, гамма До-мажор по дороге к нам случайно ничего не потеряла?
Учащиеся: Не хватает еще одной ноты «до», ведь гамма – это звукоряд от одной тоники до другой.
Преподаватель: Правильно. (Добавляется еще одна нота «до») Вот теперь всё верно! (появляется вся гамма)
Учащиеся встают в линию, согласно порядка звуков в гамме До-мажор. После настройки, сыгранной преподавателем на фортепиано учащиеся поют каждый свой звук, затем преподаватель просит поднять вверх карточки с устойчивыми ступенями - поём тоническое трезвучие, затем поднимают карточки “неустойчивые ступени” - поём разрешение неустойчивых звуков в устойчивые.
Преподаватель: Спасибо, ребята, присаживайтесь на свои места. А сейчас споём гамму До-мажор все вместе.
Учащиеся поют гамму До-мажор под гармонический аккомпанемент.
Преподаватель: Ребята очень любят разгадывать ритмические загадки и исполнять их. Одно из них мы сейчас исполним.
Учащиеся:
(Преподаватель раздает инструменты шумового оркестра - бубны, маракасы, колокольчики, на компьютере включает видео пособие “Ритмические загадки”. Дети сначала отгадывают загадку, затем выполняют ритмическое упражнение.
4. Музыкальный диктант.
Преподаватель: (на экране появляется музыкальный конверт) Ребята, нам пришло сообщение, не простое, музыкальное! И мы с вами должны его расшифровать.
- На мониторе компьютера преподаватель воспроизводит видео презентацию «Диктант для малышей»
Преподаватель: Скажите, послание звучало - мажорно или минорно?
Учащиеся: Мажорно.
Преподаватель: Скажите, а мелодия повторяется?
Учащиеся: Мелодия повторяется.
Преподаватель: А сколько нот вы услышали?
Учащиеся: Три.
Преподаватель: Молодцы! Вы очень внимательно слушали!А как движутся звуки в мелодии?
Учащиеся: Вверх.
Преподаватель: Какие ступени показаны?
Учащиеся: 1, 2 и 3.
Преподаватель: Назовите мне ноты этих ступеней
Учащиеся: До, Ре, Ми.
Преподаватель: Ребята, а каких нот не хватает на нотной строке?
Учащиеся: Ми.
Преподаватель: Очень хорошо! Споём все вместе и прохлопаем ритмический рисунок.
Преподаватель: Япопрошу Машу с помощью карточек – ритмоблоков выложить ритм этой песенки. А мы все поможем ей справиться с заданием.
Учащиеся успешно справляются с заданием.
Преподаватель: Совершенно верно. Маша, подойди пожалуйста к инструменту и попробуй сыграть эту мелодию.
Преподаватель: Молодец! А теперь давайте откроем нотные тетрадки, возьмем карандашики и запишем эту мелодию.
Преподаватель: А сейчас я предлагаю сыграть в Пальчиковую игру “Компот”.
На мониторе компьютера Пальчиковая игра «Компот». Звучит фонограмма, преподаватель поет и показывает движения, затем выполняют дети.
Преподаватель: Какие вы молодцы!
5. Чтение с листа
Преподаватель: Ребята, посмотрите внимательно на экран и послушайте песню «Дождик»
Учащиеся после прослушивания слов поют сами.
Преподаватель: А теперь послушайте эту песенку нотами.
Учащиеся сольфеджируют упражнение.
Преподаватель: Ребята, спасибо за ваше внимание и активную работу. Я с вами прощаюсь до следующего урока. До свидания!