kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Информационные технологии, как средство эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема данного урока актуальна, потому что вызывает интерес к предмету «сольфеджио». Применение информационных компьютерных технологий на уроке сольфеджио не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к обучению;

- активизирует познавательную деятельность;

- способствует развитию коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса и делает его более современным. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Информационные технологии, как средство эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ»»

Открытый урок по предмету «сольфеджио»

с учащимися 1 класса вокально-хорового и фортепианного отделений.

Преподаватель: Филимонова Н.С.

Дата проведения урока: 24.10.2016

Тема: «Информационные технологии, как средство эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ»



Цель урока.

1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся.

2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над разными формами работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ, теоретические сведения, интонационные упражнения, ритмические упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа.

Обучающая:

формировать знания, умения и навыки по темам:

ладовые представления,

ритмические упражнения,

расширить знания учащихся о тональности,

повторить и закрепить теоретические сведения.

Развивающая.

1. Развить слуховое представление.

2. Развивать музыкальное мышление.

3. Развивать ладовые ощущения.

4. Развивать навыки ориентирования в тональности.

5. Развивать вокально-интонационные навыки.

6. Развивать мелодический слух, музыкальную память и творческие способности учащихся.

Воспитательная:

1. Воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио.

2. Воспитывать умение работать в группе.

3. Воспитывать творческую активность.

4. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.



Задачи урока:

1. Развить знания учащихся о понятии лад, тональность.

2. Формировать и закрепить первичные вокально – интонационные навыки в ладу.

3. Развить навыки написания мелодического диктанта.

4. Повторить метроритмические формулы.

5. Формировать интерес к процессу обучения.

Форма урока: групповая.

Методы реализации поставленных задач.

1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение).

2. Наглядно - демонстрационный (видео иллюстрации, цветные слайды, интерактивные компьютерные технологии)

3. Ролевые игры (проблемные ситуации).

4. Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

5. Игровой.

Оборудование к уроку:

1. Компьютер.

2. Фортепиано.

3. Доска.

Перечень используемых на уроке аудио, видеозаписей, наглядных пособий:

1. Видео пособие - «Бабочка» https://yadi.sk/i/9SJWheU7d2DUB

2. Видео пособие - «Песенка о звуках» https://yadi.sk/i/6FuFuMRQd2DQd

3. Видео пособие – «Ритмические загадки. Осень» https://yadi.sk/d/Xy2RkdUOd2DXz

4. Видео пособие - диктант «До, ре, ми» для малыщей https://yadi.sk/d/QhkmUgMqd2DYb

5. Видео пособие - Пальчиковые игры «Компот» https://yadi.sk/i/1IcHelabd2DZQ

6. Видео пособие – Чтение с листа «Дождик»

https://yadi.sk/i/w2cMf-A_d2DSw

7. Презентация с материалами на открытый урок

8. Шумовые инструменты

9. Карточки с ритмоблоками (раздаточный материал)

10. Карточки ступени (раздаточный материал)

Методический материал:

1. Л.Ефремова «Учиться интересно» , изд. «Композитор. Санкт-Петербург». 2006 г.

2. О.Камозина «Неправильное сольфеджио», изд. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2009 г.

3. Е.Королёва «Музыка в сказках, стихах и картинках» , изд. «Просвещение». Москва. 1994 г.

4. Е.Железнова «Альбом для обучения пению. Читаем, рисуем, играем, поём», Издательский дом В.Катанского, Москва. 2009 г.

Формы работы с учащимися:

1. Вокально-интонационные упражнения.

2. Анализ музыкального произведения.

3. Диктант.

4. Чтение с листа.

5. Игры.

6. Практические задания.

Анализ результатов урока.

В результате данного урока обучающиеся развили и закрепили знания по темам лад, гамма, тональность До-мажор, мелодический диктант, ритмические упражнения.

Все теоретические знания они успешно применяли на практике.

Ход урока

Преподаватель: (Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся.)

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Вы, конечно, увидели, что к нам пришли гости, и мы с вами продемонстрируем все наши навыки и умения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить вам урок с учащимися первого класса на тему: “Информационные технологии, как средство повышения эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ”.

Преподаватель: Ребята, вы знаете, что все музыканты перед выступлением или перед репетицией разыгрываются, настраиваются на исполнение. И мы с вами сейчас настроим свой музыкальный инструмент – наш голос и слух. Мы сейчас с вами будем “рисовать” голосом.

Преподаватель включает видео пособие – “Бабочка”.

Учащиеся голосом “рисуют” восходящее, нисходящее, волнообразное движение звуков на звук «у».

Преподаватель: Урок мы с вами всегда начинаем с распевки. Предлагаю сегодня спеть “Песенку о звуках”. Она нам поможет вспомнить и некоторые теоретические понятия. Включает видео пособие «Песенка о звуках».

Учащиеся под видео пособие поют “Песенку о звуках”.

Преподаватель: Ребятаа что такое - лад?

Учащиеся: Это семья звуков. Главный звук - тоника.

Преподаватель: А какие лады вы знаете?

Учащиеся: Мажорный и минорный.

Преподаватель: Скажите, а в каком ладу звучала наша «песенка о звуках»?

Учащиеся: В Мажорном.

Преподаватель: Верно. Давайте вспомним, как звучат звукоряды мажорного и минорного ладов.

Учащиеся поют попевку, интонируя звучание мажорного лада:

“Вот мы звуки встали в ряд, получился звукоряд. Не простой, мажорный, весёлый, задорный”. (Под гармоническое сопровождение на фортепиано и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера)

Затем интонируют звучание минорного лада:

“Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поём и сейчас мы заревём (Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках”) под гармоническое сопровождение на фортепиано и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера.

2. Анализ музыкального произведения.

Преподаватель играет на фортепиано пьесу А.Гречанинова «Мазурка».

Преподаватель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в этой пьесе?

Преподаватель включает слайд - иллюстрации к прослушанному произведению.

И как вы думаете, какие из представленных картин могут проиллюстрировать пьесу и почему?

Учащиеся: В пьесе 3 части, III часть – это повторение I части. Крайние части звучат в минорном ладу, а средняя – в мажорном. Осенний пейзаж, грустный клоун, гроза - крайние части; яркие бабочки, воздушные шарики и солнышко - средняя часть).

Преподаватель: А почему вы так решили?

Учащиеся: Крайние части немного грустные, печальные, а средняя часть светлая, радостная. Крайние части написаны в минорном ладу, а средняя в мажорном.)

Преподаватель: (включает слайд «Осень») Посмотрите внимательно на осенний пейзаж. Здесь такие яркие краски – и красные, и желтые! Почему вы всё-таки решили, что эта картина больше подойдёт для иллюстрации минорной музыки?

Учащиеся приводят свои аргументы, отстаивают своё мнение – например: “Все-таки грустно, что лето закончилось!”, “На картине небо серое. Чувствуется, что уже прохладно, зябко”.

Преподаватель: Молодцы, ребята!

3. Закрепление и проверка на практике усвоение темы – гамма До-мажор.

Преподаватель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое гамма?

Учащиеся: Это звукоряд от тоники до её повторения.

Преподаватель:  Давайте споём песенку, которая помогла нам очень легко и просто запомнить все ступени гаммы.

Учащиеся, под аккомпанемент учителя, поют песню “Гамма”. (О.Камозина “Неправильное сольфеджио”).

Преподаватель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру “Живая гамма”.

(Слайд с название звуков)

Преподаватель: Внимательно посмотрите на монитор, на слайде изображены карточки с название звуков гаммы До Мажор. А как вы считаете, гамма До-мажор по дороге к нам случайно ничего не потеряла?

Учащиеся: Не хватает еще одной ноты «до», ведь гамма – это звукоряд от одной тоники до другой.

Преподаватель: Правильно. (Добавляется еще одна нота «до»Вот теперь всё верно! (появляется вся гамма)

Учащиеся встают в линию, согласно порядка звуков в гамме До-мажор. После настройки, сыгранной преподавателем на фортепиано учащиеся поют каждый свой звук, затем преподаватель просит поднять вверх карточки с устойчивыми ступенями - поём тоническое трезвучие, затем поднимают карточки “неустойчивые ступени” - поём разрешение неустойчивых звуков в устойчивые.

Преподаватель: Спасибо, ребята, присаживайтесь на свои места. А сейчас споём гамму До-мажор все вместе.

Учащиеся поют гамму До-мажор под гармонический аккомпанемент.

Преподаватель: Ребята очень любят разгадывать ритмические загадки и исполнять их. Одно из них мы сейчас исполним.

Учащиеся: 

(Преподаватель раздает инструменты шумового оркестра - бубны, маракасы, колокольчики, на компьютере включает видео пособие “Ритмические загадки”. Дети сначала отгадывают загадку, затем выполняют ритмическое упражнение.

4. Музыкальный диктант.

Преподаватель: (на экране появляется музыкальный конверт) Ребята, нам пришло сообщение, не простое, музыкальное! И мы с вами должны его расшифровать.

- На мониторе компьютера преподаватель воспроизводит видео презентацию «Диктант для малышей»

Преподаватель: Скажите, послание звучало - мажорно или минорно?

Учащиеся: Мажорно.

Преподаватель: Скажите, а мелодия повторяется?

Учащиеся: Мелодия повторяется.

Преподаватель: А сколько нот вы услышали?

Учащиеся: Три.

Преподаватель: Молодцы! Вы очень внимательно слушали! А как движутся звуки в мелодии?

Учащиеся: Вверх.

Преподаватель: Какие ступени показаны?

Учащиеся: 1, 2 и 3.

Преподаватель: Назовите мне ноты этих ступеней

Учащиеся: До, Ре, Ми.

Преподаватель: Ребята, а каких нот не хватает на нотной строке?

Учащиеся: Ми.

Преподаватель: Очень хорошо! Споём все вместе и прохлопаем ритмический рисунок.

Преподаватель: Я попрошу Машу с помощью карточек – ритмоблоков выложить ритм этой песенки. А мы все поможем ей справиться с заданием.

Учащиеся успешно справляются с заданием.

Преподаватель: Совершенно верно. Маша, подойди пожалуйста к инструменту и попробуй сыграть эту мелодию.

Преподаватель: Молодец! А теперь давайте откроем нотные тетрадки, возьмем карандашики и запишем эту мелодию.

Преподаватель: А сейчас я предлагаю сыграть в Пальчиковую игру “Компот”.

На мониторе компьютера Пальчиковая игра «Компот». Звучит фонограмма, преподаватель поет и показывает движения, затем выполняют дети.

Преподаватель: Какие вы молодцы!

5. Чтение с листа

Преподаватель: Ребята, посмотрите внимательно на экран и послушайте песню «Дождик»

Учащиеся после прослушивания слов поют сами.

Преподаватель: А теперь послушайте эту песенку нотами.

Учащиеся сольфеджируют упражнение.

Преподаватель: Ребята, спасибо за ваше внимание и активную работу. Я с вами прощаюсь до следующего урока. До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филимонова Надежда Сергеевна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Модефицированная образовательная программа по сольфеджио «Музыкальная страна ДоМиСолька» для учащихся 1 класса ДШИ "
    ["seo_title"] => string(129) "modiefitsirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-sol-fiedzhio-muzykal-naia-strana-domisol-ka-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "196481"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428059523"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства