Просмотр содержимого документа
«Работа с детскими коллективами в системе дополнительного образования»
Работа с детскими коллективами в системе дополнительного образования
Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей.
Она же подчиняется основным принципам дидактики, которые выражаются в следующих категориях:
- соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
- комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- сочетание единства требований и уважения к личности каждого воспитанника;
- увлеченность и интерес;
- активность, сознательность и самостоятельность учащихся;
- учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методика работы с детскими коллективами выдвигает собственные принципы:
- единство эмоционального и сознательного;
- единство художественного и технического;
- единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребенка.
Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:
- зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий;
- осознание целей обучения;
- значимость для детей усваиваемого репертуара;
- сложность произведений;
Профессионализм преподавателя.
«Методика работы с детскими коллективами» подразумевает также и другие закономерности обучения:
психологические – зависимость результатов от интереса к занятиям, особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;
социологические – зависимость каждого учащегося от всего коллектива;
коммуникативные – зависимость успешной деятельности коллектива от взаимодействия коллектива и его руководителя;
организационные – зависимость результатов от работоспособности занимающихся в коллективе, расписания, состояния здоровья.
Работа с детским коллективом опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а также по дидактическим задачам – восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, повторение, контроль. При этом критерий выбора методов специфики работы с детским коллективом основан на особенностях учебного материала – сложности и новизны, конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.
Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе имеют большое значение в плане общего музыкального развития.
Учебные программы и методики ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков ансамблевого музицирования.
Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнера», умение слышать солиста.
На занятиях в оркестровом классе учащиеся должны научиться: применять в оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретенные в индивидуальном классе, исполнять оркестровую партию, понимать дирижерские жесты, уметь читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней.
Занятия в оркестре способствуют формированию гармонического и тембрового слуха, музыкальной памяти, развивают чувство единого метра, навыки правильного приемов игры, штрихов, воспитывают ответственность оркестрантов.
Хоровое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании детей имеет позитивное начало.
Хоровое пение расширяет кругозор учащихся, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям, решает задачи развития слуха и голоса учащихся.
В детском хоре важны сочетания индивидуальной и коллективной форм работы, использование общих распеваний и индивидуальной подготовки маленьких певцов к репетициям.
Коллективный характер хорового музицирования корректирует вокальную технику певцов и предопределяет использование специфических приемов пения и воспитания голоса, при котором закладываются основы вокально-теоретических навыков:
- правильная певческая установка;
- высокая певческая позиция;
- певческое дыхание и опора звука;
- виды атак звука в пении;
- певческая артикуляция и дикция;
- способы звукоизвлечения (легато, стаккато).
Индивидуальные занятия с детьми дают возможность следить за развитием голоса каждого поющего в хоре, возрастными изменениями, быстрее усвоить с ребенком то, с чем он не мог справиться во время групповых занятий.
Кем станут юные музыканты, когда вырастут? Музыкантами, дирижерами, певцами? Или кому-то откроются перспективы поважнее? Можно поручиться в главном: они станут хорошими людьми. Вот что дорого. Музыка, с которой сроднилась, от которой воспиталась детская душа, не позволит делать плохое, недоброе.
Ребенок занимающейся в музыкальной школе, общество приобретает будущих слушателей, ценителей музыки, которая с годами становится неотъемлемой частью жизни.