kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над произведением крупной формы в классе медных духовых инструментов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбирая для освоения учеником пьесы крупной формы, значительные по объему и сложности, педагог должен исходить из насущных потребностей обучения, а также подобрать инструктивный материал (этюды и упражнения), позволяющий оптимально и эффективно решать исполнительские задачи.

Обычно крупную форму лучше всего давать «продвинутым» и подготовленным ученикам, освоившим средний диапазон инструмента и уже стабильно извлекающим ноты до соль II октавы, имеющим опыт разучивания как кантиленных (певучих) пьес, так и пьес в быстром темпе, техничных. Следовательно, эти произведения можно давать не ранее конца второго или начала третьего года обучения игре на трубе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над произведением крупной формы в классе медных духовых инструментов »

Работа над произведением крупной формы
в классе медных духовых инструментов
(на примере «Детского концерта» В. Щелокова)


Выбирая для освоения учеником пьесы крупной формы, значительные по объему и сложности, педагог должен исходить из насущных потребностей обучения, а также подобрать инструктивный материал (этюды и упражнения), позволяющий оптимально и эффективно решать исполнительские задачи.

Обычно крупную форму лучше всего давать «продвинутым» и подготовленным ученикам, освоившим средний диапазон инструмента и уже стабильно извлекающим ноты до соль II октавы, имеющим опыт разучивания как кантиленных (певучих) пьес, так и пьес в быстром темпе, техничных. Следовательно, эти произведения можно давать не ранее конца второго или начала третьего года обучения игре на трубе. Успех исполнения произведения крупной формы во многом будет зависеть от регулярности занятий ученика и стабильности его игровой формы. Здесь сразу же возникает проблема выдержки губного аппарата, то есть способности исполнителя без потерь доиграть большую и длинную пьесу до конца, что весьма утомительно для его амбушюра. В данном случае большое значение приобретает выносливость губ, и поэтому лучше подбирать произведения, в которых будут солидные по объему фортепианные проигрыши, дающие губам возможность отдыха. Именно по такому принципу построено множество концертов для трубы, например, концерт для трубы с оркестром А. Арутюняна (но это из программы музыкальных училищ).

В сборнике педагогического репертуара для III класса ДМШ для трубы мы видим: «Тема с вариациями» Й. Крумпфера, «Детский концерт» В. Щелокова и III и IV части концерта Es-dur Т. Альбинони.

Для нашей цели почти идеально остановить выбор на «Детском концерте» В. Щелокова из-за многочисленных фортепианных проигрышей, дающих отдых губам, и доступности диапазона исполняемой пьесы (не выше фа диез II октавы).

Следует сразу настроить ученика на регулярную и планомерную работу. На детальный разбор и разучивание пьесы нужно выделить примерно 3–5 уроков. Каждый отрывок нужно разбирать в медленном темпе, тщательно разучивая технически сложные места.

После большого вступления фортепиано в концерте В. Щелокова вступает труба:

Тема трубы здесь звучит выпукло и ярко. Ученику следует поработать над правильным исполнением штриха marcato вместе с педагогом, взяв материал из школы С. Баласаняна, раздел упражнений на данный штрих. От верного исполнения этого штриха будет зависеть первое впечатление от концерта. Это – начало!

После исполнения этой темы следует проигрыш фортепиано и вступает побочная партия – кантиленная мелодия, контрастная по характеру вступлению.

С этим отрывком следует хорошо проработать мягкое и певучее звучание инструмента. Можно дать ученику два или три этюда кантиленного характера для работы над своим звуком.

Следующая часть – более подвижная, с большим количеством встречных знаков, интонационно похожая на главную партию в измененном виде – разработка.


Чтобы получше выучить этот отрывок, советую ученику применить способ имитации. Этот способ позволяет, не перегружая игрой губы, проработать технически сложное место. Суть его в следующем: просольфеджировать данный отрывок с названием нот и встречных знаков, при этом нажимая на трубе соответствующие клапаны. Метод позволяет и выправить интонацию, и проработать технику пальцев. Упражнение нужно повторять не менее 8–12 раз до достижения согласованных действий пальцев.

Параллельно с этим можно с учеником поработать над гаммами фа-диез мажор и си мажор. Гамму фа-диез мажор можно дать в диапазоне двух октав от самого низкого звука трубы (фа # малой октавы по написанию) до фа # II октавы. Гамму си мажор можно дать до квинты фа # II октавы. Это необходимо, чтобы приучить маленького трубача не теряться при исполнении музыки с большим количеством диезов. Трубачи изучают гаммы, исходя не от увеличения знаков, а от диапазона ученика (какие из нот для ученика на данном этапе обучения являются предельно высокими). Постепенно диапазон расширяется за счет освоения нот выше соль II октавы, то есть освоения верхнего регистра трубы.

Далее идет отрывок, не представляющий трудности для исполнения:

Дальше следует проигрыш фортепиано и повторяется у трубы побочная партия тоном ниже, в более медленном темпе:

После проигрыша в 4 такта фортепиано в соло трубы звучит главная партия, почти без изменений в первоначальном темпе Allegro moderato:

И вдруг тема как бы «зависает» на фермате:

После чего следует эффектная кода в темпе Presto:

Коду нужно учить с особой тщательностью в медленном темпе, наращивая темп постепенно. Чтобы этот отрывок прозвучал эффектно, не обязательно доводить его до Presto. Вполне достаточно будет сыграть его в темпе несколько быстрее Allegro (или Vivo). Главное, сыграть в ансамбле с фортепиано и ярким звуком на опоре, четкой атакой.

Начало и конец произведений нужно учить особенно тщательно, так как именно они остаются в памяти и подсознании слушателя. Это особенность человеческого восприятия.

Для окончательной работы над произведением нужно попробовать проиграть концерт не менее 2-3 раз. Это обеспечит выдержку амбушюра и придаст уверенности для концертного выступления. Таким образом создаётся запас прочности и умение рационально расходовать силы учащегося.

4






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над произведением крупной формы в классе медных духовых инструментов

Автор: С.А. Высоцкий

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 165052


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства