ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 им. Г.М. ШУБНИКОВА
ДОКЛАД
« ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Заслушан учителями городского
методического объединения
26.03.2015г.
Подготовлен учителем музыки
Абдуллаевой Е.М.
Байконур 2015
СОДЕРЖАНИЕ
I.Введение. стр.1
Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса
II.Основная часть. стр.2-10
Проект как наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности:
Актуальность проектной деятельности. Определение проекта.
Классификация проектов.
Роль учителя в проектной деятельности.
Степень самостоятельности учащихся.
Двухкомпонентность внеурочной проектной деятельности.
Основные этапы внеурочной проектной деятельности.
Виды продукта проекта.
III. Примеры школьных проектов и их описание. стр.11-16
IV.Заключение.
Тематика примерных проектов с использованием информационных ресурсов.
стр. 17-18
V.Список использованной литературы. стр. 19
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту - это их задачи.
Задачи внеурочной деятельности:
Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.
Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе методы проектно-исследовательской деятельности. Они определены как одно из условий реализации образовательной программы. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Проектная деятельность в школе.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.
Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения: Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. |
Девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим) Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Звучит фрагмент Сонаты-Апассионаты Л. Бетховена
Бетховен… Аппассионата…
И взорван порох тишины.
Мне самому понять всё надо.
Мне объясненья не нужны.
Товарищ лектор, не спешите
Растолковать, что там к чему.
Пусть звёзды кружатся в зените,
Ночную прожигая тьму.
Пускай в ушах гудит протяжно.
Ветрами схваченный простор.
И разве это очень важно –
Знать, где минор и где мажор?
Качнулся мощный взрыв аккорда –
И подо мною всё быстрей
Земля плывёт светло и гордо
Вращаясь вкруг оси своей.
Товарищ лектор, в кои веки
Я слышу сам, я слышу сам,
Как перезваниваются реки,
Как бродит эхо по лесам.
Я умоляю вас: не надо,
Не раскрывайте тайну мне…
Бетховен… Аппассионата…
Мы с музыкой наедине.
Не правда ли, в этих поэтических строках Михаила Пляцковского воплощён своеобразный идеал состоявшегося истинного контакта человека с миром художественного творчества, в котором слушатель становится сотворцом и от этого испытывает великое счастье – открытие тайны самого себя.
Гуманитаризация современного учебного процесса преследует цели : через учебный материал, технологии обучения , уделять максимум внимания развитию личности и её правильному восприятию других людей и делать её более человечной. Суть этого подхода к обучению в одном: соединить учебный предмет с чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых. Другими словами гуманитарное обучение преследует цель целостного воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. В современных условиях эта философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление развития, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.
Применительно к нашему предмету – музыка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания в самостоятельно познавательной учебной и исследовательской деятельности. Проектная методика реализуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств и активное включение в реальную деятельность. Мне бы хотелось сказать, что работа над проектом – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьёзную квалификацию учителя и говоря о проекте, в первую очередь хочется сказать о том, что необходимо наличие социально значимой задачи, проблемы. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы и вот самая трудная организационная задача, которую приходится решать учителю - это поиск социально значимой проблемы. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Иными словами спроектирование самого проекта в частности, с определения вида продукта и формы – презентация данного проекта. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указаны ряд действий с указом выхода сроков и ответственных. Но некоторые проекты, творческие, ролевые, не могут быть четко спланированными до конца и бояться этого не нужно. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, таким образом отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, который затем будет обработан осмысленно и представлен участниками проектной группы. А вот результаты работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт. В общем виде, это средство, которое разработали участники проектной группы. Проект, таким образом я обобщаю, это пять П: проблема, проектирование, поиск информации, продукт и презентация. Ну и может быть ещё шестое П – это портфолио, т.е. папка в которой собраны все рабочие материалы, черновики, планы, отчеты, анкеты учащихся.
Классификация проектов
Я как бы выделила несколько классификаций. Первая классификация – это по доминирующей деятельности учащихся. Начнем с самого основного, определяющей содержательную специфику каждого проекта. Один из видов проекта –
Практико-ориентированный. Он нацелен на социальные интересы самих учащихся проекта или какого-то внешнего заказчика, коим может выступать и учитель, а может и группа учащихся. Продукт заранее определенный, может быть использован в жизни класса, школы или микрорайона. Важно оценить реальность использования продукта на практике и способность решить поставленную задачу. Это практико ориентированный проект.
Информационный проект, следующий вид проекта, он нацелен на сбор информации о каком-то объекте явлений с целью анализа и может быть созданием информационной среды класса, школы, а может быть информационный проект в виде, например мультимедийной библиотеки.
Проект творческий. Предполагает максимально свободный, нетрадиционный подход к оформлению результата. Это могут быть альманахи, театрализации, какие-то игры, произведения изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного искусства, создание видеофильма, создание сценария, исполнения песни вполне тоже может быть творческим проектом, как выстроить это, может быть музыкальная сказка.
Исследовательский проект, который по структуре напоминает подлинное научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки, лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие…
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта довольно сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли каких-то персонажей выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания, чем завершится сложно предсказать.
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся проектантов реализуются в каждом проекте и в этом смысле любой проект исследовательский точно также, как и любой творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому мне хочется подчеркнуть, что речь идёт не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Есть ещё классификация проектов по комплектности и характеру контактов. Ну, например, монопроекты. Проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания. Хотя могут использовать информацию их других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, а консультантом может быть учитель другой дисциплины. Интеграция в данном случае осуществляется на этапе подготовки продукции и презентации. Ну, например, компьютерная вёрстка какого-то музыкального альманаха, музыкальное оформление какого-то праздника. Такие проекты могут производиться с определенными оговорками в рамках классно-урочной деятельности. А есть другие проекты, межпредметные, которые выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в разных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановке проблемы.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть внутриклассными , могут быть внутришкольными, региональными , межрегиональными. Последние два типа проектов и даже международные, являются, как правило, являются телекоммуникационными поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети интернет.
Классификация проектов по продолжительности. Это третья классификация, о которой мне хотелось бы сказать. Монопроекты могут укладываться в один урок. Краткосрочные проекты, они могут длиться 4-6 уроков. Могут быть недельные проекты, которые будут проходить в рамках недели. А бывают и годичные проекты, которые выполняются как в группах, так и индивидуально и проводятся довольно долгое и длительное время.
Мне бы хотелось сказать о роли учителя несколько слов.
Какова роль учителя?
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знания, сколько создание условия для расширения познавательных интересов детей и на этой базе возможности их самообразования. Поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры , комплексом творческих способностей и прежде всего развитой фантазией , без которой он не сможет быть генератором развитий интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует познавательную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности . Какую роль часто приходится выполнять нам , учителям в процессе создания проектов? Ну, во-первых роль энтузиаста, который повышает мотивацию учащихся, который поддерживает, поощряет своих учеников. безусловно, роль специалиста, который обладает знаниями, умениями в нескольких областях знаний. Он выступает в роли консультанта , когда организует доступ к ресурсам , в том числе и к другим специалистам в других областей знания. Но и естественно, что он руководитель, особенно в вопросах планирования и времени. Также учитель – человек, который задает вопросы , т.е. тот, который обнаруживает ошибки , поддерживает обратную связь , помогает преодолевать возникающие трудности или наоборот, создает эти трудности для детей. Естественно, что он координатор и он эксперт, который даёт четкий анализ результатов выполненного проекта.
Степень самостоятельность учащихся
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи перед проектной группой должен решать учитель, а какие сами учащиеся и какие разрешимы в их сотрудничестве. Вы понимаете, что готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта в проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе. Для учителя важно избежать перегибов как в одну, так и в другую сторону.
Мне бы хотелось сказать, говоря о проектах, о проектной деятельности, всегда интересно какая же форма, мы говорим продукт, завершая проект должен быть продукт проекта и вот выбор формы продукта проектной деятельности - это довольно важная организационная задача участников проекта, от её решения в значительной степени зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным и защита проекта презентабельны, убедительны , а предложенные решения полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Я могу перечислить примерные выходы проекта, например, это может быть выставка, это может быть музыкальная газета, это может быть журнал, это может быть игра, это может быть коллекция музыкальных произведений на одну из выбранных тем , это может быть карта определенная, это может быть музыкальное произведение , которое создано совместно с детьми , это может быть письмо, куда –либо, на какую-то тему, это может быть праздник и оформление этого праздника , путеводитель, справочник, сценарий события, экскурсия , разработка этой экскурсии , т.е. совершенно различными могут быть выходы продуктов проектной деятельности . Говоря о проектах, хотелось бы перейти к тем проектам, которые удалось реализовать в своей творческой деятельности.
Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент- работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
Второй компонент- работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта). Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.
Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4.Реализация проектов.
5. Презентация.
Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.
Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек.
Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга, фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии.
Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.
Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.
Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, хотелось бы сформулировать один из основных принципов работы над проектами.
Каждый ребенок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Презентация. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы» самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.
К представлениям можно отнести:
- спектакли (в том числе кукольные);
- концерты;
- устные журналы (аналоги телепередач);
- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);
- показ моделей одежды.
К изготавливаемым изделиям можно отнести:
- тематические выставки рисунков, поделок;
- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);
- видеожурналы и видеофильмы.
В результате работы учащиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Сформированные действия.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели)
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Описание проекта «Народные праздники»
В 1-ом классе в рамках внеурочной деятельности реализуется проект по теме «Народные праздники». Занятия проводятся 1 раз в неделю (33 в год). За год можно сделать 4 проекта. Это «Осенины», «Новогодняя мастерская», «8 марта» и «Пасхальный перезвон».
На 1-х занятиях знакомятся с правилами работы в группе, в парах; познакомились с источниками информации, в том числе Интернет, посетили школьную библиотеку.
В проекте «Осенины» на подготовительном этапе прошла экскурсия по школьному саду, беседа «Что нам осень принесла». Читают произведения об осени и рассматривают иллюстрации.
На этапе проектирования проходит беседа «Осенины – древний праздник прощания с летом и встречи осени».
Далее наступает самый ответственный, практический этап. Здесь происходит формирование умения работать в группе, распределение обязанностей. Проходит конкурс поделок «Осенние фантазии из природного материала», экскурсия в Петропавловский парк, изготовление рисунков на осеннюю тематику «Осенние краски», разучивание песен об осени. В поиске примет на тему «Осень» под моим руководством проходит работа с источниками информации (книгами, энциклопедиями).
На заключительном этапе проекта представляются поделки, выставка овощей и фруктов, конкурс рисунков, конкурс стихов об осени, презентация.
В проекте «Новогодняя мастерская» на подготовительном этапе проходит экскурсия по зимнему парку, проводится беседа «Новогодние традиции».
На этапе проектирования проходит беседа «Как встречают Новый год в разных странах».
Далее, на практическом этапе происходит распределение обязанностей по группам. Изготавливаются рисунки «Мы рисуем Новый год», «Новогодняя открытка», происходит сбор материала: «Снегуркины загадки», сбор фотографий, открыток о зиме, разучиваются стихи и песни о зиме.
На заключительном этапе проходит «Новогодний огонек», где были представлены результаты работы учащихся.
Следующий проект «8 марта». На подготовительном этапе с ребятами проводятся беседы «Разговор о маме», «За что я люблю свою бабушку».
На проектировочном этапе проекта в рубрике «А знаете ли вы, что в день 8 марта…» проходит беседа «История возникновения праздника».
Далее начинаетсяся практический этап. Это: изготовление подарков «В подарок маме», сбор материала и подготовка сообщений по теме «Знаменитые женщины России и мира», «Узнай меня» (конкурс детских фотографий одноклассников в разные годы жизни), оформление стенгазеты «Мой самый любимый и замечательный человек» (рассказы о маме), подготовка альбома стихов, загадок, пословиц о маме, изготовление рисунков «Мама, милая мама».
На заключительном этапе проекта проходит концерт + компьютерная презентация «Мама – самое прекрасное слово».
Проект «Пасхальный перезвон». На подготовительном этапе проходит беседа «Почему праздник Пасхи относится к христианским? Что такое колокольный звон».
На этапе проектирования проводится беседа «Что такое традиция, символ и обычай?»
Далее начался самый основной этап, практический. Здесь формируется умение работать в группе, ребята готовят сообщения «Почему Пасха называется так?» Сбор материала о Пасхе, о традициях, работа с источниками информации проходит под руководством учителя. Изготавливаются рисунки и сувениры на пасхальную тематику, знакомятся с различными видами росписи яиц.
На последнем, заключительном этапе проходит чаепитие с пасхальными играми и выбором лучших работ.
Групповой исследовательский проект «Песни, опаленные войной»
Данный исследовательский проект предназначен для осуществления учащимися 4 класса поисковой исследовательской деятельности в области музыки и истории (песни военных лет). Предполагается, что этот проект дети будут делать самостоятельно с помощью родителей, бабушек и дедушек, которые помнят о Великой Отечественной войне и могут поделиться своими знаниями с ребятами. Также необходимо будет обратиться в библиотеку для подбора литературы по данной теме.
Тема учебного проекта тесно связана с историей России.
Цели образовательные и воспитательные:
- вовлечение каждого ученика в познавательный процесс;
- воспитание у детей интереса к изучению истории России;
- воспитание чувства патриотизма;
Задачи учебно-педагогические:
- приобщение к творческой деятельности;
- развитие художественных способностей;
- формирование навыков исследовательской деятельности.
Возраст учащихся: 10 -11 лет (4 класс)
Режим работы: 3 урока (желательно в феврале).
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: аудиокассеты, энциклопедии, библиотечный фонд.
Осуществление учебного проекта
1 этап: погружение в проект.
Учащимся предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой Отечественной войны и проиллюстрировать свою работу фрагментами произведений, предварительно рассказав о нем. Лучшие групповые работы будут использованы в праздничном концерте, посвященном Дню Победы.
2 этап: планирование (20 минут в конце урока).
Учащиеся делятся на группы. В ходе обсуждения и разбора проекта вырабатывается план действий, распределяются роли участников проекта, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать. В ходе обсуждения учитель должен помочь детям в корректировке их работы.
3 этап: исследование (выполняется самостоятельно согласно принятому в группе плану).
кто-то разучивает военную песню, о которой пойдет речь в групповом проекте, кто-то ищет материалы в библиотеке, кто-то оформляет титульный лист своего продукта, и все расспрашивают взрослых о войне и о том, как музыка помогала воинам.
4 этап: результаты и выводы
Учащиеся, собрав материал, представляют наброски будущего выступления, группы исполнителей отрабатывают фрагменты песен, уточняют информацию.
5 этап: презентация
Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, состоящей из исполнения фрагментов военных песен, исторических справок о них, рассказов из жизни, рисунков, фотографий из семейного архива.
6 этап: оценка результатов
Участники проектов делятся впечатлениями, мнениями, отвечают на вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использованных источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.
Заключение
Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами.
В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается история Родины, укрепляется осознание того, что музыка имеет большое значение в жизни человека, воспитываются патриотические чувства.
Этот же проект можно провести во 2-м и 3-м классе, но тогда он должен быть в упрощенном виде. Суть его будет сводиться к знакомству с песнями военных лет. В этом случае его уместно проводить в праздничную неделю Дня Победы. Ученики получают задание просмотреть праздничные концерты и записать названия песен. На презентации дети должны рассказать, сколько песен они услышали, как они называются, и поведать содержание наиболее запомнившихся.
Групповой творческий проект
«Портрет русской народной музыки»
Цель представленной работы – разработка учебного проекта в образовательной области «Искусство». В программе «Музыка» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. в четвертом классе в теме «Россия – Родина моя» несколько уроков отведено изучению русской народной музыки. Дети постигают красоту и разнообразие русской народной музыки, знакомясь с лирическими, рекрутскими, трудовыми, хороводными, плясовыми песнями. Думаю, выбор метода учебных проектов как формы обобщающего урока понятен и логичен, так как он дает возможность не ограничивать учащихся строгими рамками поставленных перед ними задач, а дает им право выбора, возможность конкретизировать задачу, творить и фантазировать.
Методический паспорт учебного проекта
Проект «Портрет русской народной музыки».
Предмет: музыка.
Класс: 4-й начальной школы.
Тип проекта: творческий.
Планируемый результат: ученики в группах разрабатывают портрет русской народной музыки в форме продукта любого вида творчества (изобразительное искусство, аппликация, конструирование из бумаги и т. д.), представляют его классу, аргументируя свой выбор и название работы. Оформление выставки.
Цели: учить различать основные особенности русской народной песни, развивать внимательность, фантазию, воображение, умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимые, воспитывать способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).
Учебно-педагогическая задача: используя любую форму творчества, изобразить один из видов русской народной музыки, украсить работу и дать ей название. Представить свою работу, обосновав выбор и данное название.
Материал: белая и цветная бумага, краски, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, пластелин, глина.
Тип групп: по желанию детей.
Время проведения: два урока в конце 1-й четверти.
Урок 1 (20 минут до конца). Практическая работа.
Сообщение темы урока:
- Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Вы уже знаете, что существует множество разновидностей русской народной музыки, есть особенности, присущие только ей. Вам предстоит вспомнить все, и представить это в форме рисунка, аппликации, макета из бумаги и т.д.
Задача:
- Вы должны разбиться на группы и с помощью имеющихся материалов создать портрет русской народной музыки, как вы его себе представляете.
Условия:
- особенности русской народной музыки должны быть узнаваемы в ваших работах.
– продумайте, как ваш портрет будет выполнен. На следующем уроке вы будете показывать продукты своей деятельности, знакомить нас со своими представлениями о русской народной музыке, воплощенными в проектах.
- Я хотела бы посмотреть, как вы сможете работать совместно, помогая друг другу. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.
- Не забывайте о технике безопасности!
Урок 2 – презентация результатов работы над проектом. Дети представляют свои работы, обосновывают свой выбор и объясняют главную идею своего проекта.
Таким образом, все основные знания, полученные на уроках, дети должны показать в своих проектах, проявляя творчество. Из работ можно соорудить небольшую выставку, которую показать и родителям на родительском собрании.
В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.
Список использованной литературы
Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Леонтович А.В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.
Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М. 2005.
Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2005.
15