Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке 1-4 кл. Критская Е.Д.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Губернаторский инженерный лицей №102»
Утверждаю
Директор МБОУ
«Губернаторский инженерный лицей №102»
________________Ю.В.Пудова
Приказ №_____от_________20__г.
Рабочая программа
по курсу «Музыка»
для 1-4 классов
на 2021-2022 учебный год
учитель: Макашова О.А.
учитель: Моисеева М.А.
Рассмотрено и одобрено на заседании
МО учителей эстетического цикла
Протокол № ____ от __________2021 г.
Руководитель МО:___________ Дубова О.А.
Согласовано
Заместитель директора по НМР
___________ Астраханцева И.В.
«______» ____________2021г.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Губернаторский инженерный лицей № 102»
5. Учебный план лицея на 2021-2022 учебный год.
6. Программа «Музыка» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений.
Авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Просвещение. 2020 г.
На учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов: в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах-34 часа и ориентирована на использование учебника: музыка: 1-4 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.М. Е.Д. Критская., «Просвещение», 2020г.
Рабочая программа по музыке для 1-4 классов составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным общеобразовательным стандартом содержания начального общего образования и отражённых в его примерной программе курса музыки.
В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий) обучение учащихся может осуществляться в дистанционном режиме. Для организации дистанционного обучения по русскому языку будут использованы следующие электронные образовательные ресурсы (ЭОР): образовательная платформа «Учи.ру», «РЭШ»; Google Forms; электронная платформа Zoom.
Программа направлена на реализацию следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка».
1 КЛАСС
Предметные
Учащиеся научатся:
основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
выполнять творческие музыкально-композиционные задания;
пользоваться вместе с взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
Личностные
У учащихся будет сформировано:
положительное отношение к урокам музыки;
Чувство гордости за свою Родину, российский народ;
Уважительное отношение к культуре других народов.
Учащиеся получат возможность для формирования:
мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
вносить коррективы в свою работу;
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей.
Познавательные
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
2 КЛАСС
Предметные
Учащиеся научатся:
эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений;
понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;
сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
Учащиеся получат возможность научиться:
представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов;
представлениями о творчестве композиторов;
представлениями о музыкальных жанрах.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;
образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других людей.
Учащиеся получают возможность научиться:
нравственно-эстетическому переживанию музыки;
восприятию нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;
представлению о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
выполнять действия в устной форме;
осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых (задания типа «Выясни у взрослых…»);
расширять свои представления о музыке;
ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
читать простое схематическое изображение;
соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.д.);
учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
контролировать свои действия в коллективной работе;
проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
3 КЛАСС
Предметные
Учащиеся научатся:
воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества
Личностные
Учащиеся научатся:
эмоционально отзываться на музыкальные произведения различного образного
содержания;
представление образа Родины, ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительно относиться к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
выбирать способы решения исполнительской задачи;
соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; -контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
стремиться к пониманию позиции другого человека.
.
4 КЛАСС
Предметные
Учащиеся научатся:
эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров (в т.ч. фрагменты крупных музыкально - сценических жанров);
эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально - творческой деятельности;
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах, элементах дирижирования и др.).
Личностные
У учащихся будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;
знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности;
основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;
различать способ и результат собственных и коллективных действий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы;
использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально - исполнительских) задач;
воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;
строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
устанавливать аналогии;
представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека.
2. Содержание учебного курса
1 КЛАСС (33 часа)
Раздел 1: «Музыка вокруг нас» (16 ч.)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Музыкальный театр: опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Раздел 2: «Музыка и ты» (17.)
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное восприятие различных музыкальных образов.
Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке.
Музыкальный театр: опера, балет. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта. Музыкальный словарик.
2 КЛАСС (34 часа)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (2 ч.)
Композитор – исполнитель – слушатель. Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Тема раздела: «День, полный событий» (7 ч.)
Музыкальные инструменты. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке. Мир ребёнка в музыкальных интонациях, образах. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в искусстве.
Тема раздела: «О России петь – что стремится в храм» (7 ч.)
Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Различные виды музыки: хоровая, оркестр. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 ч.)
Музыка в народном стиле. Русские народные инструменты. Оркестр народных инструментов. Мотивы, напевы, наигрыши. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Вариации в русской народной музыке. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Народные музыкальные традиции Отечества.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Сказка в музыке. Народная и профессиональная музыка. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Симфонический оркестр. Роль дирижёра
Тема раздела: «В концертном зале» (3 ч.)
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Симфонический оркестр. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Музыкальные инструменты. Знакомство с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
Творчество И.С. Баха. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты. Выразительность и изобразительность в музыке. «Два лада» (легенда). Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Природа и музыка. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в музыке.
3 КЛАСС (34 часа)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Мелодия – душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. «Виват, Россия!», «Наша слава- русская держава». Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Кантата «Александр Невский». Народная и профессиональная музыка. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П. Чайковского и Э. Грига. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражения в музыке. Выразительность и изобразительность в музыке. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Тема раздела: «О России петь – что стремится в храм» (7 ч.)
Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Народные музыкальные традиции Отечества. Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (3 ч.)
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова). Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н. Римского-Корсакова.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие: в опере М. Глинки «Руслан и Людмила», в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика». В опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее». Балет. Интонационно-образное развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале» (4 ч.)
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».
Симфония. Контрастные образы симфонии Л. Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
«Чудо музыка». Острый ритм джаза. История джазовой музыки. Певцы родной природы. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за год.
4 КЛАСС (34 часа)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Общность интонаций народной музыки. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Выразительность и изобразительность в музыке.
Тема раздела: «О России петь – что стремится в храм» (2 ч.)
Святые земли русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композитора. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность в музыке. Тропарь – краткое песнопение. Народные музыкальные традиции Отечества.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность в музыке. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкально-поэтические образы. Романс.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (6 ч.)
Композитор – имя ему народ. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы: одночастные, двухчастные и трехчастные, куплетные. Тембры и голоса народных инструментов. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Глинка – опера «Иван Сусанин». «За Русь мы все стеной стоим» 3 действие оперы «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. Интонации польской и русской музыки. Русский Восток. Симфоническая картина «Шехерезада». Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)
Струнно-смычковые инструменты. Выразительность и изобразительность в музыке. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Различные виды музыки: инструментальная, вокальная, сольная. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)
Творчество Ф. Шопена. Музыкальный жанр этюд. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П. Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за год.
3.Тематическое планирование
1 класс
Тема раздела
Количество часов
Итоговая работа
«Музыка вокруг нас»
16
1
«Музыка и ты»
17
1
Итого:
33
2
2 класс
Тема раздела
Количество часов
Итоговая работа
«Россия-Родина моя»
2
1
«День, полный событий»
7
1
«О России петь - что стремиться в храм»
7
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
4
1
«В музыкальном театре»
6
1
«В концертном зале»
3
1
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
5
1
Итого:
34
7
3 класс
Тема раздела
Количество часов
Итоговая работа
«Россия-Родина моя»
5
1
«День, полный событий»
4
1
«О России петь - что стремиться в храм»
7
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
3
1
«В музыкальном театре»
6
1
«В концертном зале»
4
1
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
5
1
Итого:
34
7
4 класс
Тема раздела
Количество часов
Итоговая работа
«Россия-Родина моя»
5
1
«О России петь - что стремиться в храм»
2
1
«День, полный событий»
6
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
6
1
«В музыкальном театре»
6
1
«В концертном зале»
5
1
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
4
1
Итого:
34
7
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Учебно-методические пособия:
Учебник:Г.П. Сергеева, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной. Учебник 1, 2, 3, 4 классы. «Музыка» М., «Просвещение» 2020 г.
Дидактические материалы:
Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 кл. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Просвещение: 2010 г.
Музыка 1-4 кл.. Хрестоматия музыкального материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Просвещение: 2010 г.
Уроки музыки 1-4 кл. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Просвещение: 2010 г.
Поурочное планирование начальная школа 2 кл. «Технологические карты уроков» по учебнику Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Школа России» и «Перспектива» 2019 г.
Поурочное планирование начальная школа 1 кл. «Технологические карты уроков» по учебнику Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Школа России» и «Перспектива» 2019 г.
Поурочное планирование начальная школа 3 кл. «Технологические карты уроков» по учебнику Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Школа России» и «Перспектива» 2019 г.
Поурочное планирование начальная школа 4 кл. «Технологические карты уроков» по учебнику Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Школа России» и «Перспектива» 2019 г.
Наглядные пособия таблицы по музыке (комплекты)
Технические средства обучения:
Компьютер (Системный блок, монитор, веб-камера, клавиатура, мышь)