kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по музыке 5 класс Г.П. Сергеева; Е.Д. Критская

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия: «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«5 класс»

п/п

5 класс(35 часов).





Тема урока

Кол-во

часов


Тип урока


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся


Вид контроля

Дата


Оборудование

план

факт

Музыка и литература (18 ч.)

1

Как создавалась народная песня

1

Вводный

Как создавалась народная песня

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи).

Связь музыки и литературы.















Понимать значимость песни в жизни людей.

Слушание музыки.

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

5.09.


Средства ИКТ, СД диски, стихи поэтов, тексты песен.

2-3

Народная песня.

Вокальная музыка.

Хороводно - игровые песни.

3

Расширение и углубление знаний

Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества.

Песня – душа народа.

Роль песни в жизни человека. Как сложили песню. Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку.

Знать , каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

Основные понятия: вокал, песня, романс, лирика.

Уметь:

Называть основные жанры русских народных песен;

Определять значение песни в жизни общества;

Отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни.

Хоровое пение.

Устный контроль.

Интонационно – образный анализ прослушанной музыки.

19.09. 12.09.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен.







4-

Плясовые песни

.

2

Сообщение и усвоение новых знаний.

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.

Знать понятие программная музыка, плясовые песни.

Основные понятия: мелодия, темп, лирика, лад.

Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.


Хоровое пение.

Устный контроль.

Интонационно – образный анализ прослушанной музыки.

26.09.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен.

5

Опера

1

Расширение и углубление знаний

Вокальная и инструментальная музыка применяемая в оперном театре.. Особенности жанра опера. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола.


Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка, оперный театр.

Основные понятия: вокализ, инструментальная музыка, баркарола.

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки.


Слушание музыки. Интонационно-

Образный анализ.

Устный контроль.

Хоровое пение.


3.109.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, презентация музыкальные инструменты.

6-7

Балет. Превращение в симфонические мелодии.





2

Сообщение и усвоение новых знаний.

Широкое отражение симфонической мелодии в профессиональной музыке.

Связи между балетом и оперой.

Знать основные черты и характеристики симфонических мелодий. Основные понятия: композиторская песня, музыкальные инструменты.

Уметь определять связи между балетом и оперой.








Устный и письменный контроль, исполнительский контроль.

Хоровое пение.

17.10. 10.10.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен.

8-9

Вторая жизнь песни








Сообщение и усвоение новых знаний.

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке.

Связи между композиторским и народным музыкальном искусством.

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества.

Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством


Устный и письменный контроль, исполнительский контроль.

Хоровое пение.

31.10. 24.10.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен.

10

«Всю жизнь мою несу родину в душе …»

1

Расширение и углубление знаний

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины.

Знать

значение колокольного звона в жизни человека.

Основные понятия: колокольный звон, звучащие картины, живопись.

Уметь выявить родственные средства выразительности музыки и живописи




Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда.

Хоровое пение.

Беседа по теме занятия.

7.11.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, презентация «Колокольные звоны»











11-13

Писатели и поэты о музыке и музыкантах





3

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского и западноевропейс-ких композиторов.

Знать:

Что благодаря музыке появились многие произведения литературы;

Основные события из жизни и творчества композиторов.

Основные понятия: поэт, творчество, композитор.


Хоровое пение.

Беседа.

Интонационно- образное сопоставление музыки и литературных произведений

28.11. 21..11. 14.11.


Средства ИКТ, СД диски, стихи поэтов, рассказы писателей,тексты песен.

14

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.



1

Расширение и углубление знаний

История развития оперного искусства.

Основные понятия жанра. Синтез искусств в опере.

В основе оперы – литературное произведение.

Знать:

историю развития оперного искусства;

Основные понятия:

опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из опера.

Уметь приводить примеры к понятиям.








Интонационно - образный анализ музыки.

Устный контроль.

5.12.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, презентация «Путешествие по театру»

15

Опера – былина Н.А. Римского – Корсакова «Садко»

1

Расширение и углубление знаний

Опера Н.А. Римского – Корсакова «Садко»

Знать сюжет (либретто) оперы «Садко».

Основные понятия:

Либретто, опера, музыкальная выразительность.

Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности


Интонационно - образный анализ фрагментов из оперы


12.12.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, презентация «Садко»

16

Второе путешествие в музыкальный театр.

Балет.







1

Расширение и углубление знаний

История развития балетного искусства.

Основные понятия жанра.

В основе балета – литературное произведение. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Знать историю развития балетного искусства;

Основные понятия: балет, солист-танцор, кордебалет.

Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности.

Устный контроль.

Интонационно - образный анализ фрагментов из оперы


19.12.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, презентация «Путешествие по театру», портрет П.И.Чайковского.















17

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

Сообщение и усвоение новых знаний.


Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Знать основные понятия: театр, кино, телевидение, сценарий.

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства.



Слушание музыки.

Хоровое пение.

Беседа по теме занятия.

26.12.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, презентация «Музыка в театре, кино, на телевидении»

18

Театр путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

Расширение и углубление знаний

Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы.

Наиболее известные мюзиклы.

Знать:

историю возникновения мюзикла;

чем мюзикл отличается от оперы.

Основные понятия: мюзикл, опера.

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов












Слушание музыки.

Хоровое пение.

Интонационно - образный анализ.

16.01.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, мюзикл «Золушка»

Музыка и изобразительное искусство (17 ч.)

19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

Вводный.

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь – единый источник всех художественных произведений.

Связь музыки и изобразительного искусства.

Живописная музыка и музыкальная живопись.


Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Основные понятия: живопись, картины.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.










Слушание музыки. Устный контроль.

Хоровое пение.

23.01.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников.


20


«Небесное и земное»

В звуках и красках


1


Расширение и углубление знаний


Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.

Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства.

Основные понятия: духовный образ, искусство.

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль.


30.01.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников.

21





«Звать через прошлое к настоящему»


1





Расширение и углубление знаний

Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства.




Знать основные понятия: кантата, героические образы, изобразительное искусство.

Уметь:

Выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

Определять на слух основные части кантаты.


Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художествен-ных произведений. Устный контроль.


6.02.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников, портрет композитора С. Прокофьева.

22-23



Музыкальная живопись и живописная музыка.

2


Расширение и углубление знаний.














Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Знать основные понятия: музыка, живопись.

Уметь:

Выявлять общее в выразительных возможностях музыки и

живописи;

Анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.




Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.

13.02.

20.02.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников.




24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном скусстве.



1

Расширение и углубление знаний.


В основе профессиональной музыки лежат народные истоки.


Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека

Основные понятия: колокольный звон, духовная музыка.

Уметь

Проводить интонационно- образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль.

27.02.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников, презентация «Колокольные звоны»

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве


1

Расширение и углубление знаний.


Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители.

Музыка и живопись.

Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Знать об истории создания скрипки, ее мастерах – изготовителях и исполнителях.

Основные понятия: скрипка, музыка, живопись.

Уметь:

Сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

Анализировать, сравнивать произведения.








Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Устный контроль. Хоровое пение.






6.03.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников, портрет Н. Паганини.

26

Волшебная палочка дирижёра.



1

Расширение и углубление знаний

Симфонический оркестр. Значение дирижёра в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижёры мира.

Знать:

Основные понятия: оркестр, дирижёр;

состав групп инструментов оркестра.

Уметь называть имена известных дирижёров

Устный контроль.

Слушание музыки. Хоровое пение.

Письменный контроль.

13.03.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников, презентация «Известные дирижеры мира».

27

Образы борьбы и победы в искусстве


1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена. Образный строй Симфонии № 5.

Творческий процесс сочинения музыки композитором.


Знать основные понятия: симфония, построение образа.

Уметь:

Делать предположения о том, что предстоит услышать;

Проводить интонационно-образный анализ музыки.












Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Устный контроль.




20.03.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников, портрет композитора Л.В. Бетховена.

28

Застывшая музыка








1

Сообщение и усвоение новых знаний

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки,

изобразительного искусства.

Архитектура – застывшая музыка

Знать:

Отличия католической и православной музыкальной

культуры;

Основные понятия: акапелла.

Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры.

Слушание музыки.

Рассмотрение иллюстраций.

Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.


27.03.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен.




29

Полифония в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха.

Освоение понятий полифония, фуга.

Любимый инструмент Баха – орган.











Знать:

Основные понятия : орган, полифония, фуга;

Основные события из жизни и творчества И.С. Баха.

Устный контроль.

Слушание музыки. Хоровое пение.







3.04.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников, портрет композитора И.С. Бах

30

Музыка на мольберте

1

Сообщение и усвоение новых знаний.


Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса.

Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы.


Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Основные понятия: мольберт.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Слушание музыки.

Устный контроль.

Хоровое пение.

Рассматривание иллюстраций.

10.04.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников, портрет композитора М.К. Чюрлениса.


31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний.


Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыки и живописи










Знать основные понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

17.04.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен.





32

«О подвигах, о доблести, о славе …»

1

Сообщение и усвоение новых знаний.


Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства.

Продолжение знакомства с жанром реквием




Знать основные понятия реквием.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

24.04.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен.

33

«В каждой мимолетности вижу я миры …»

1

Сообщение и усвоение новых знаний.


Образный мир произведений С.С. Прокофьева и М.П. Мусоргского.

Своеобразие их творчества.






Знать основные понятия интерпретация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.













Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

8.05.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников, портрет композиторов С.С. Прокофьева и М.П. Мусоргского.



34

Мир композитора

1

Повторение и обобщение полученных знаний.

Урок концерт.


Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства.

Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.

Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство.

Основные понятия: концерт.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трёх искусств

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Устный контроль.

15.05.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников, портрет композиторов.



35

Обобщение тем года.

1

Обобщающий

Обобщение тем года. Слушание и исполнение музыки по выбору и желанию учащихся.

Знать, для чего человеку нужна музыка.

Основные понятия и термины.

Уметь выявлять общие черты в музыкальных композициях.










Слушание музыки.

Хоровое и индивидуальное пение.

Устный контроль.

22.05.


Средства ИКТ, СД диски, тексты песен, картины художников, портретыкомпозиторов.




Просмотр содержимого документа
«5кл.пояснительная записка»

Пояснительная записка


Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия: «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2010;;

  • утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, авторское поурочное планирование используется без изменений.

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод создания «композиций»;

  • метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.


Учебный план по музыке для 5 класса


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Примечание

Лабораторные

и практические


Контрольные и диагностические материалы

Экскурсии


I.

Тема №1. «Музыка и литература»

18 ч.


2 ч.

Обобщающие уроки



II.

Тема №2. «Музыка и изобразительное искусство»

17 ч.


2 ч.

Обобщающие уроки




Итого

35 ч.


4 ч.





Учебно-тематический план по музыке для 5 класса

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля


I полугодие четверть«Музыка и литература»

18 час.


1.

Как создавалась народная песня

1 ч.


2-3.

Народная песня.

Вокальная музыка.

Хороводно - игровые песни.

2 ч.


4.

Плясовые песни

.

1 ч.


5.

Опера

1 ч.


6-7.

Балет. Превращение в симфонические мелодии.



2 ч.

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

8-9.

Вторая жизнь песни


2 ч.


10.

«Всю жизнь мою несу родину в душе …»

1 ч.


11-13.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах


3 ч.


14.


Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1 ч.


15.

Опера – былина Н.А. Римского – Корсакова «Садко»

1 ч.


16.

Второе путешествие в музыкальный театр.

Балет


1 ч.


17.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1 ч.

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

18.

Театр путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1 ч.



II полугодие

«Музыка и изобразительное искусство»


17 час.


1.

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1 ч.


2.

Небесное и земное в звуках и красках

1 ч.


3.

Звать через прошлое к настоящему

1 ч.


4-5.

Музыкальная живопись и живописная музыка

2 ч.


6.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1 ч.


7.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1 ч.


8.

Волшебная палочка дирижера.

1 ч.


9.

Образы борьбы и победы в искусстве

1 ч.

Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся

10.

Застывшая музыка

1 ч.


11.

Полифония в музыке и живописи

1 ч.


12.

Музыка на мольберте

1 ч.


13.

Импрессионизм в музыке и живописи

1 ч.


14.

О подвигах, о доблести, о славе…

1 ч.


15.

В каждой мимолетности вижу я миры…

1 ч.


16.

Мир композитора. С веком наравне

1 ч.


17.

Урок обобщение

1 ч.

Защита группового проекта.

Музыкальная викторина


За учебный год:

35 ч.



Поурочное планирование по музыке для 5 класса

I полугодия «Музыка и литература»

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

1.


Как создавалась народная песня

Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке.

Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем.


1.Г.Струве, Н.Соловьева «Моя Россия».

2.М.И.Глинка «Жаворонок».

3. Э.Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».

5. Отрывок из рассказа В.Белова «Родина, Россия, Русь!»

6. Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля».

2-3.


Народная песня.

Вокальная музыка.

Хороводно - игровые песни.

Характерные музыкальные особенности жанров русских народных песен.

Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картины.

Дискуссия по теме: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе» (Д.Лихачев).

1. Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля».

2. Музыкальная викторина на определение жанров русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные, плясовые (знакомые песни по выбору).

3.К.Петров-Водкин «Полдень» и Б.Кустодиев «Голубой домик».

4. Проигрывание разученных раннее игровых песен.

5. Р.н.п. «Калинка», «Светит месяц».

4.


Плясовые песни

.

Определение романса, дуэта. Пластическое интонирование на текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете».

Сравнение композиторских трактовок музыкальных произведений на один литературный текст на основе метода «Сочинение сочиненного».

1. Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля».

2.А.Варламов «Горные вершины».

3.А.Рубинштейн «Горные вершины»


5.


Опера

Повторение жанров вокализа, романса, песни без слов.


Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».

1.С.Старобинский, сл.В.Вайнина «Песенка о словах».

2. С.В.Рахманинов «Вокализ», Г.В.Свиридов «Романс», В.Гаврилин «Вечерняя музыка».

3. Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера».

4. П.И.Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года».

6-7.


Балет. Превращение в симфонические мелодии.



Определение симфонической миниатюры. Народное сказание – литературная первооснова произведения.

Предугадывание музыкальных характеристик персонажей и основных приемов развития музыки по методу «Сочинение сочиненного», сравнение с музыкальными характеристиками А.К.Лядова при прослушивании музыки.

Изобразительные импровизации главных персонажей сказания.

1.С.Старобинский, сл.В.Вайнина «Песенка о словах».

2.А.К.Лядов «Кикимора».



8-9.


Вторая жизнь песни


Характерные особенности программной музыки.

Определение симфонической сюиты. Сказка - литературная первооснова произведения.

Интонационно-образный анализ тем Шахриара и Шехеразады.

Сочинение восточной сказки по музыке 4 части «Шехеразады».

1.Н.А.Римский-Корсаков. Отрывки из сюиты «Шехеразада»: 1 и 4 части.


2.В.Серебренников, сл. В.Степанова «Осенней песенки слова».


10.


«Всю жизнь мою несу родину в душе …»

Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».


1.М.И.Глинка «Венецианская ночь».

2. Ф.Шуберт «Баркарола».

3.Муз. С.Старобинского, сл. В.Вайнина «Песенка о словах».

11-13.


Писатели и поэты о музыке и музыкантах


Интерпретация русской народной песни, основные приемы развития музыки в трактовке композитора.

Джазовые обработки классической музыки.

1. Муз. С.Старобинского, сл. В.Вайнина «Песенка о словах».

2.П.И.Чайковский «Симфония № 4», финал.

3.Э.Григ «Песня Сольвейг» в трактовке джазовых музыкантов.

14.


Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Взаимодействие музыки и литературы. Жанровое многообразие вокальной музыки.

Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».

Музыкальный материал по выбору учителя.

15.


Опера – былина Н.А. Римского – Корсакова «Садко»

Определение кантаты.

Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста».

Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений.

Интонационно-образный анализ по вопросам учебника.


1.В.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В.Шукшина): «Весело на душе», «Молитва».

2. Г.В.Свиридов «Снег идет».

3. Чтение отрывка из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».

4. Г.В.Свиридов «Запевка».

5. В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem»



16.


Второе путешествие в музыкальный театр.

Балет


Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Рассказ об истории создания «Реквиема».

Интонационно-образный анализ поизведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста».

Размышления о смысле высказывания Э.Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена».

1.В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem»

2.В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада».

4. В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».

1.В.А.Моцарт. Фрагменты из «Реквиема»: «Lakrimosa», «Dies irae» .



17.


Музыка в театре, кино, на телевидении

Музыка – неотъемлемая часть произведений киноискусства. Динамика развития музыкального кинообраза.

1. Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

2. Э.Григ Сюита «Пер Гюнт».

3. Р.Роджерс Музыка к кинофильму «Звуки музыки».

4. Р.Роджерс «Песенка о прекрасных вещах».

18.


Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Знакомство с либретто мюзикла.

Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла.

1. Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

2.Э.-Л.Уэббер. Фрагменты из мюзикла «Кошки»: ария «Память», песни, финальный хор «Как приручить кошек».

3. Р.Роджерс «Песенка о прекрасных вещах».


Поурочное планирование по музыке для 5 класса

II полугодия «Музыка и изобразительное искусство»

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Музыкальный материал урока

1.


Что роднит музыку с изобразительным искусством

Соотнесение выразительных средств музыки и живописи: мелодия - линия, аккорд-пятно, ритм - ритм, форма – композиция, гармония, тембр – цвет, колорит, гамма, тон; фактура – штрих, мазок; темп – статика-динамика.

Выявление средств выразительности: колорита, композиции и т.д.

Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Выявление стилистических особенностей музыки Рахманинова С.В.


1.Пейзаж И.Остроухова «Сиверко»


2.М.И.Глинка «Жаворонок», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И.Чайковский «Времена года» и т.д.

3.С.В.Рахманинов. Концерт №3 для ф-но с оркестром, 1 часть.

4.Знаменный распев.

5. Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».


2.


Небесное и земное в звуках и красках

Повторение определений «а капелла, хор, солист». Сопоставление музыки русских и зарубежных композиторов на основе интонационно-стилевого анализа.

Сопоставление музыкальных и художественных образов.


1.Рахманинов С.В., Чайковский П.И. «Богородице Дево, радуйся»

2.Г.Свиридов «Любовь святая» из музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович»

3. Икона «Покров Пресвятой Богородицы», А.Рублев «Троица».

4. Гуно Ш., Каччини Д., Шуберт Ф. «Аве, Мария» - по выбору

5. Рафаэль «Сикстинская мадонна».

6. Муз. Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».

3.


Звать через прошлое к настоящему

Определение жанровых признаков кантаты, выразительных средств, музыкальной формы.

Повторение тембровых характеристик голосов в хоре: тенора, басы, сопрано, альты.

Анализ средств выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции.

Интонационно-образный анализ главных тем: хорала, «русской атаки», русских воинов. Определение формы и приемов развития тем.

Метод «сочинение сочиненного»: самостоятельный отбор музыкальных тем для финала кантаты.

Дискуссия на тему «Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему?»

1. Музыка из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».

2.Икона «Святой князь Александр Невский», триптих П.Корина «Александр Невский».

3. Муз.Куклина А., сл. Михалкова С. «Рисунок».

4.Канты петровского времени, фрагменты из оперы «Иван Сусанин» и т.д.

5. «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

6. Н.Зиновьев «Ледовое побоище».

7. «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

8. Финал кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева


4-5.


Музыкальная живопись и живописная музыка

Размышление на тему: Какую роль играет природа в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, композиторов, художников?

Подбор музыкальных произведений, близких по настроению картинам.

Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения.

Обоснование трактовки стихотворения «Островок» поэта К.Бальмонта и композитора Рахманинова С.В.

Определение жанра, сюжета, основной идеи произведения.

Сравнение настроения романса с картинами Д.Бурлюка «Пейзаж» и А.Рылова «Буйный ветер».

Определение приемов развития темы и формы. Сопоставление прелюдий, выявление контраста музыкального языка, сравнение с произведениями живописи и литературы.

1.В. Борисов-Мусатов «Весенний этюд», «Весна», «Цветущие вишни», «Водоем» и т.д.

2.Рахманинов С.В. «Островок»

3. Рахманинов С.В. «Весенние воды».

4. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей».





5.Ф.Шуберт «Форель» и

«Фореллен-квинтет».

6. Рахманинов С.В. «Прелюдии» соль мажор, соль-диез минор.

7.Левитан «Весна. Большая вода».

6.


Колоколь-ность в музыке и изобразите-льном искусстве

Определение жанра концертной симфонии.

Сопоставление на основе интонационно-образного анализа, сравнение с музыкой колокольных звонов.

Определение жанровых признаков, имитирующего инструмента.

Определение сходства и различия художественного воплощения образов фресковой живописи и в музыке.

1.Рахманинов С.В. Фрагменты сюиты-фантазии - «Светлый праздник» и «Слезы».

2. В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

3. Муз. В.Серебринникова, сл.В.Степанова «Семь моих цветных карандашей».





7.


Портрет в музыке и изобразите-льном искусстве

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор-исполнитель-слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки.

Сравнение картин и музыкальных фрагментов на основе метода «сходства и различия».

Понятия интерпретация, трактовка, версия, обработка.

Что сохранили композиторы, а что подвергли изменению?

В какой форме написаны произведения?

Какая из версий ближе к образу, созданному Паганини?

1.Ф.Ботиччини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», Я.Ван Эйк «Музицирующие ангелы», Д. Жилинский «Альтист» и т.д..

2. И.С.Бах «Чакона», П.И. Чайковский «Мелодия», А.Шнитке «Concerto grosso».

3.Э.Делакруа «Портрет Н.Паганини», С. Коненков «Н. Паганини».

4.Паганини «Каприс №24».

5. Рахманинов С.В. «Вариации на тему Паганини», В Лютославский «Вариации на тему Паганини», рок-обработки В. Зинчука.

6. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».

8.


Волшебная палочка дирижера.

Особое значение дирижера, выразительной роли различных групп инструментов.

Определение жанра симфонии, соотнесение с литературным жанром по масштабности.

Интонационно-образный анализ произведений.

1.Л.Бетховен. 2 часть «Симфонии №3».

2.Э.Делакруа «Свобода ведет народ».

3. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».



9.


Образы борьбы и победы в искусстве.

Образный строй «Симфонии №5» Л.Бетховена, творческий процесс сочинения музыки.

Размышление на тему: Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

1.Л.Бетховен «Симфония №5», 1 часть.

2. Музыка и слова Куклина А. «Песенка о песенке».



10.


Застывшая музыка

Постижение гармонии в синтезе искусств, умение соотнесения музыкальных произведений с произведениями других видов искусств.

Что объединяет произведения музыкального искусства и архитектуры? Какие музыкальные понятия и термины можно применить, описывая архитектурные памятники?

Подбор музыкальных произведений, созвучных образному строю репродукций. Определение характерных особенностей музыкального языка И.С.Баха на основе интонационно-образного анализа.

1.Работа с изобразительным рядом учебника (стр.126-131).

2.И.С.Бах: «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор, «За рекою старый дом».

3. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка»







11.


Полифония в музыке и живописи

Определение «полифония», «токката», «фуга».

Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.

Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников (на основе собственного отношения)?


1.И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор.

2. «Прелюдия» соль минор.

3. «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК».

4.М.Чюрленис «Фуга».

5. Муз. В.Синенко, сл. Пляцковского «Птица-музыка».


12.


Музыка на мольберте

Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества М. Чюрлениса.

Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы.

Определение образов и жанровой основы народной музыки.

Подбор картин, созвучных образному строю.

Вывод об общности образов и средств выражения в музыке, живописи и поэзии М.Чюрлениса.

1.Триптих «Сказка. Путешествие королевны»: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу», «Сказка. Путешествие королевны».

2. М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор и ля минор.

3. М.Чюрленис Симфоническая поэма «Море».

4. Триптих «Соната моря».

5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус».




13.


Импрессио-низм в музыке и живописи

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

Анализ цветового колорита, композиции.

Сравнение выразительных средств музыки на основе метода «тождества и контраста».

Сравнение, определение образов, жанровых особенностей на основе метода «тождества и контраста».

Сравнение с «детской» музыкой П.И.Чайковского, С.Прокофьева.

1.К.Моне «Впечатление. Восход солнца».

2. Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

3. К.Дебюсси «Диалог ветра с морем».

4. К.Дебюсси «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Лунный свет», «Кукольный кэк-уок».


5.А.Пахмутова, сл.Н.Добронравова «Алый парус».



14.


О подвигах, о доблести, о славе….

Знакомство с жанром реквиема.

Интонационно-образный анализ.

Анализ композиции, образов, формулирование основной идеи.



1.Д.Б.Кабалевский «Реквием».

2.С.Красаускас «Реквием».

3.Произведения о Родине, о защитниках Отечества.

4. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик».

15.


В каждой мимолетности вижу я миры…

Интонационно-образный мир произведений композитора С.С. Прокофьева.

Сравнение музыкальных зарисовок С.С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла.

Сравнение различных исполнительских трактовок.

1.С.С.Прокофьев «Мимолетности».

2.М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках».

3. В.Щукин, сл. С.Козлова «Маленький кузнечик».




16.


Мир композитора.

Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство».

Взаимодействие изобразительного искусства и музыки на основе стилевого сходства и различия.

Музыкальная викторина по произведениям И.С.Баха, М.Чюрлениса, Н.А.Римский-Корсакова, С.С.Прокофьева, К.Дебюсси.

1. Защита группового проекта «Взаимосвязь музыки композитора … с произведениями изобразительного искусства».

2.Составление «Концертной афиши» для урока-концерта.

3. Муз.Г.Струве «Музыка».

17.


Урок-концерт по теме «Музыка и изобразительное искусство».

Урок-концерт по заявкам учащихся.




Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса


Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по музыке 5 класс Г.П. Сергеева; Е.Д. Критская

Автор: Огородникова Татьяна Сергеевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Рабочая программа. Музыка."
    ["seo_title"] => string(25) "rabochaiaproghrammamuzyka"
    ["file_id"] => string(6) "302888"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340896"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Тесты по музыке для 6 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С Шмагиной "
    ["seo_title"] => string(93) "tiesty-po-muzykie-dlia-6-klassa-po-proghrammie-g-p-sierghieievoi-ie-d-kritskoi-t-s-shmaghinoi"
    ["file_id"] => string(6) "183808"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1425938459"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по музыке во 2 классе     Тема: «Проводы зимы.  Пришла к нам масленица»"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-muzykie-vo-2-klassie-tiema-provody-zimy-prishla-k-nam-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "257890"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448395613"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Тесты по музыке для 7 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С Шмагиной "
    ["seo_title"] => string(93) "tiesty-po-muzykie-dlia-7-klassa-po-proghrammie-g-p-sierghieievoi-ie-d-kritskoi-t-s-shmaghinoi"
    ["file_id"] => string(6) "191973"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427387941"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(142) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-muzyki-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "232993"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442949631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства