kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание учащихся как формирование развитой личности составляет одну из главных задач педагогов, работающих в учреждениях  системы дополнительного образования  и решать ее надо именно сегодня, когда подрастающее поколение, попавшее в зону социального риска, все больше пугает резким падением уровня культуры и осознания своей реальности  в окружающем мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема повышения уровня профессиональной компетентности»

МБОУ ДО Детская школа искусств №1им. Г.В.Свиридова города Курска












«Проблема повышения уровня профессиональной компетентности

современного педагога»


Доклад на педагогической конференции «Аспекты профессиональной деятельности современного педагога в новых образовательных условиях»








Разработчик:

Полякова Р.Ю.

ДШИ№1 им. Г.В.Свиридова









г.Курск 2016г


Аннотация

Воспитание учащихся как формирование развитой личности составляет одну из главных задач педагогов, работающих в учреждениях системы дополнительного образования и решать ее надо именно сегодня, когда подрастающее поколение, попавшее в зону социального риска, все больше пугает резким падением уровня культуры и осознания своей реальности в окружающем мире.

Особенно важной становится задача формирования навыков и умений будущего специалиста как составной части профессиональной компетентности.


Ключевые слова


Профессионал – специалист в своем деле, который имеет соответствующую подготовку и высокую квалификацию; хорошо знающий и умело выполняющий свою работу; основное занятие которого – профессия.

Квалификация- объем теоретических и практических навыков, которыми владеет педагог




























Содержание


Введение


1. Актуальность проблемы повышения уровня профессиональной компетентности современного педагога.


2 Компетентность педагога детской школы искусств в условиях модернизации образования в сфере культуры и искусства.


3 Проблемы перехода к новому пониманию статуса «педагог ДШИ».


4. Портфолио - отражение профессиональной деятельности педагога.


5. Глоссарий.


6. Литература.




























-3-


«Обучать – значит вдвойне учиться»

Ж.Жубер


Актуальность темы связана с процессом модернизации дополнительного образования, который сейчас постоянно обсуждается. Меняется время – меняются требования к педагогу. Современному обществу нужны современно образованные, нравственные преподаватели, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности. (Слайд 1,2)

Воспитание учащихся как формирование развитой личности составляет одну из главных задач педагогов и решать ее надо именно сегодня, когда подрастающее поколение, попавшее в зону социального риска, все больше пугает резким падением уровня культуры и духовности.

Именно в педагогической профессии личностный рост - непременное условие достижения профессионализма.

Проблема решения повышения профессиональной компетентности педагогов проходит более успешно, если этот процесс системный. Однако это не гарантирует наличие эффективной системы автоматически. (слайд №3)


КОМПЕТЕНТНОСТЬ – СИСТЕМНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, СПОСОБНОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ УСПЕШНО РЕШАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.


КОМПЕТЕНЦИЯ - КРУГ ВОПРОСОВ, В КОТОРЫХ КТО-ЛИБО ОСВЕДОМЛЕН. (слайд №4)


Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.


Современный педагог ДШИ должен учитывать, что под влиянием произошедших преобразований в обществе, обновлений форм обмена информаций изменился образ жизни и образ мыслей детей. Сегодня они стремятся получить такое образование, которое поможет им состояться как личностям.


Ведь именно от педагога зависит выполнение заказа современного государства и общества – формирование активной личности, умеющей перестраиваться в связи с изменениями внешних условий социума.


Педагог должен выйти за рамки сложившегося содержания своих обычных рабочих уроков. Время требует от него иных качеств, и если педагог не будет принимать это во внимание, то его воспитанникам грозит участь оказаться невостребованными в профессиональных кругах.


В настоящее время на рынке образовательных услуг ценятся педагоги-профессионалы, способные дать ребёнку не просто объём знаний, но научить его мобильности, умению неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получить знания, необходимые ему не "вообще", а в данный момент.


Движущей силой обучения детей в ДШИ выступает интерес, который будучи менее инерционным, чем программное, урочное преподавание, ломает методические стереотипы; рождает новые подходы, технологии, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиске истины.

- Проблема перехода к новому пониманию статуса "педагог ДШИ" состоит в том, что далеко не все педагоги осознают необходимость перехода от старой системы к новой.


Поскольку профессиональная компетентность является основной характеристикой квалификации педагога, то существует необходимость

постоянного повышения квалификации. Системообразующим элементом непрерывного образования является работа педагога по самообразованию и саморазвитию. Способы изучения труда педагога для определения профессионализма могут быть разными. (слайд №№5,6,7,8,9,10)


Важно помнить, что каждый педагог вправе выбрать для себя наилучший способ самообразования и повышения квалификации на базе образовательного учреждения. (слайд №11)


- Проблемой является то, что даже педагоги, осознавшие необходимость повышения своей квалификации считают все это сплошной теорией, оторванной от реальной жизни.


Педагоги, побывав на курсах повышения квалификации, оставались со своим собственным убеждением, что всё это и так понятно и к ним никакого отношения не имеет. Они остались в своих прежних рамках традиционных взглядов и рутинных неподготовленных занятий.

В настоящее время актуальным требованием к педагогу является компетентность в использовании современных образовательных технологий, информационных технологий, в том числе ИКТ.

- Очередная проблема освоения и использования современных образовательных технологий в учебном процессе состоит в том, что ни все педагоги владеют компьютерными технологиями. И насколько интереснее и нагляднее становится урок, если этим уметь пользоваться на занятиях сольфеджио, музыкальной литературы, изобразительного искусства, на групповых и индивидуальных.


При конструировании содержания курсов повышения квалификации надо учитывать то, что у педагогов, долго проработавших в системе дополнительного образования, сформированы устойчивые традиционные взгляды, которые не всегда отвечают целям инновационных практик.

- Одной из существенных проблем перехода к новому статусу педагога ДШИ является то, что учреждения дополнительного образования только начинают входить в рынок и должны стать конкурентоспособными.


Сейчас все большее количество родителей стремятся не просто отдать ребенка куда-нибудь, лишь бы он на улице не "болтался", или дома без дела не сидел, они выбирают.

Родители готовы платить за то, что будет востребовано. И им уже недостаточно того, что их ребенок просто занят досуговым видом деятельности. Они готовы давать детей дополнительное образование, но при условии, что оно будет отвечать требованиям рынка и их запросам.


-Одной из не менее важных проблем является:

- отсутствие мониторингов среди педагогического коллектива, обучающихся, родителей;

- отсутствие диагностических процедур по изучению уровня профессиональной компетентности педагогов;

- отсутствие психологической поддержки (тренинги, работа психолога индивидуальная, с коллективом, с родителями, с обучающимися);

-несоблюдение педагогического такта.


В качестве положительной стороны педагогов, долго проработавших в системе дополнительного образования, можно выделить накопленный опыт, на который можно опираться, и который можно использовать при повышении своей квалификации; можно выстраивать на нём свою деятельность. Ведь образование, получаемое человеком с опорой на собственный профессиональный личностный опыт, является наиболее эффективной формой повышения квалификации.


Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет педагог и является его важнейшей социально-экономической характеристикой


С понятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности и профессионализма.


Компоненты компетентности: толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, тактичность, самообладание, организаторские способности, целеустремленность, объективность, оперативность и др.


Всеми этими качествами необходимо обладать педагогу ДШИ, а если что-то отсутствует, либо "хромает", то это можно исправить – повысить свою квалификацию, расширив объем своей компетентности.


Квалификация тесно связана с рефлексивным и понимающим обеспечением деятельности.

В условиях динамики развития современного общества необходимы педагоги, которые не просто приобретают практический опыт, но и постоянно обновляют свои теоретические знания, совершенствуют методическое мастерство, глубже овладевают искусством воспитания, проявляют творческий подход к работе с детьми. (слайд 8,9,10)


Все мы устаем от работы. Как противостоять профессиональной деструкции?


- В школе создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, это внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы и презентации собственных достижений.

Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании его портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности педагога.

С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога. Создание портфолио – это планомерная, наполнительная, системная работа, хорошая мотивационная основа деятельности педагога.

Нашей общей проблемой является тенденция инертности, медлительности и долгого раскачивания в оформлении документации, так необходимой при прохождении аттестации.

В заключение хочется привести слова Генри Форда: «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор!» Мы многое умеем, знаем, теперь нужно

научиться все это грамотно оформлять, достойно представлять свои достижения!


Исходя из современных требований можно определить основные пути решения проблем развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;

  • Исследовательская деятельность;

  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  • Различные формы педагогической поддержки;

  • Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

  • Трансляция собственного педагогического опыта;

  • Использование ИКТ и др. (слайд 11,12,13,14)


- курсы повышения квалификации, проводимые областным Учебно- методическим центром,

- посещение мастер - классов

- посещение открытых уроков, методических мероприятий преподавателей своей школы и других школ города

- посещение отчетных концертов школ города

- проведение методических недель, декад

-участие в научно-практических конференциях

- использование современных методик, видов, средств обучения и новых технологий

- посещение филармонических концертов и т.д.

(слайд 15,16,17)

Желаю всем успехов и профессионального совершенства. (слайд №18)

Словарь терминов


Акмеология – наука о сторонах и уровнях профессионализма педагога

Андрогогика – изучение взрослого человека

Креативность - способность к творчеству, умение создавать новое

Рефлексия- самоанализ

Респондент- участник социологического опроса

Деструкция- нарушение, разрушение

Когнитивный - мыслительный, познавательный

Парадигма- совокупность взглядов и методов научного исследования

Невербальные средства – язык поз и жестов

Эмпатия - постижение эмоциональности состояния

Фрустрация – обман, тщетное ожидание, тревога

Фрустрационная толерантность - терпимость








Литература:

  1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: Т.1., 1979.

  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1999.

  3. Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. М., 1986.

  4. Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. М.: Педагогика, 1962.

  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа – 2002. - № 2.

  6. Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989.

  7. Моисеева А. М. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1998

  8. Полат Е.С. Новые педагогические технологии/ Пособие для учителей, М., 2000.

  9. Степанов П. В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под рук. Л.И. Новиковой. М., 2003.

  10. Хуторской А. В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003.-№ 2.

  11. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. М.,

  12. Эльконин Д. Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения. Красноярск. 2002.






Приложение

Текстографическая презентация к докладу «Проблема повышения уровня профессиональной компетентности

современного педагога»

18 слайдов



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблема повышения уровня профессиональной компетентности

Автор: Полякова Римма Юрьевна

Дата: 18.09.2017

Номер свидетельства: 428716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Проблема повышения уровня профессиональной компетентности современного педагога"
    ["seo_title"] => string(80) "probliema_povyshieniia_urovnia_profiessional_noi_kompietientnosti_sovriemiennogh"
    ["file_id"] => string(6) "428719"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1505765681"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности"
    ["seo_title"] => string(80) "samoobrazovaniie_piedaghoghov_kak_faktor_povyshieniia_profiessional_noi_kompieti"
    ["file_id"] => string(6) "398777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080494"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Презентация для педагогов ДОУМетодическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(132) "priezientatsiiadliapiedaghoghovdoumietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovpopovyshieniiuurovniakompietientnostivusloviiakhfgosdo"
    ["file_id"] => string(6) "292840"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455360710"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Презентация для педагогов "Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО""
    ["seo_title"] => string(129) "priezientatsiiadliapiedaghoghovmietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovpopovyshieniiuurovniakompietientnostivusloviiakhfgosdo"
    ["file_id"] => string(6) "292845"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455361264"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Буклет для учителей начальных классов на тему "Проблемы реализации ФГОС для обучающихся  с ограниченными возможностями  здоровья""
    ["seo_title"] => string(133) "buklietdliauchitielieinachalnykhklassovnatiemuprobliemyriealizatsiifgosdliaobuchaiushchikhsiasoghranichiennymivozmozhnostiamizdorovia"
    ["file_id"] => string(6) "282796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453734869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства