Применение здоровье сберегающих технологий на уроках музыки в школе.
Применение здоровье сберегающих технологий на уроках музыки в школе.
Систематические занятия вокалом вырабатывают у детей определённые вокально-хоровые и творческие навыки, а главное, способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой системы, снижению риска развития хронических заболеваний дыхательных путей. К примеру, перед началом основного этапа урока можно в игровой форме провести дыхательную гимнастику, которая способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение здоровье сберегающих технологий на уроках музыки в школе.»
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ.
Основа всего живого – это дыхание, даже потребности человека в еде, воде, теплообмене и так далее вторичны по отношению к кислородно-углеродному обмену.
Лечение музыкой – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Человечеству многие тысячелетия известно о врачующем воздействии музыки. Действие пения на человека использовалось у многих народов для борьбы с самыми разнообразными недугами. Наши далёкие предки интуитивно угадывали наличие в пении огромной оздоровительной силы, но не умели научно объяснить этот феномен. К примеру, в Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство для исцеления некоторых видов бешенств, а Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства. В Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. Китайская медицина также отмечала огромное влияние музыки на человека и приписывала ей способность восстанавливать гармонию с природой. В Древней Индии для духовного и физического исцеления использовали определённые наборы звуков – мантры, которые до сих пор практикуются в йоге.
Голос – это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шёпоте). И более совершенного, в частности – с терапевтической точки зрения, музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует. Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать своё состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Искусство пения – это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно пение. Когда человек болеет, голос его «садится», становясь глухим и бескрасочным. Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию.
От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Физиологическое (правильное) дыхание – дыхание нижними рёбрами. Дыхание нижней частью грудной клетки – наиболее экономичное. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Отсюда – бронхиальная астма или сердечные дисфункции. А при чём здесь вокал, пение? Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг. Когда человек поёт, во внутренних органах возникает вибрация. Попробуйте промассировать печень руками. Это невозможно. А с помощью музыкальных звуков можно полностью восстановить кровообращение и удалить застои.
Методы вокалотерапии (именно так по-научному называется лечение пением) активно используются во всём мире для лечения неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы и прочих бронхо-лёгочных заболеваний, головных болей, гайморита. Пение является одним из лучших дыхательных упражнений – тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Исследования американских учёных, проведённых среди певцов одной оперной группы, показали, что пение не только развивает лёгкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.
Основа хорошего звука – правильное певческое дыхание. Механизм дыхательных движений заключается в следующем. Вдох производится особой группой мышц, расширяющих грудную клетку, в результате чего в лёгкие набирается воздух, а диафрагма отжимается вниз. Выдох совершается другой группой мышц, сжимающих грудную клетку. Диафрагма при этом занимает своё естественное положение, т.е поднимается вверх, что приводит к выжиманию воздуха из лёгких. Мышцы вдыхатели и выдыхатели находятся между собой в состоянии взаимодействия. Это позволяет одной группе мышц весьма эластично сдерживать, притормаживать действие другой.
Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляции крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.
В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым возможно при выполнении следующих упражнений:
4. медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей;
5. выдох толчками;
6. сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;
7. выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд, затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких. активных вдохов;
8. на одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж… писк летающего комара: З-З-З-З… рычание собаки: Р-Р-Р-Р… воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С-С…
9. «Свеча» - ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха;
11. на одном вдохе произнесите 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф!-ф!-ф!-ф!...
12. произнесите скороговорку – считалку.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла и т.д.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. Задача на уроке музыки – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. На пробных уроках музыки в школах, наши студенты применяют современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме, например, музыкальную разминку – фонопедическое упражнение «Весенние голоса»:
- Ребята, а сейчас мы с вами выполним весёлые задания – вы будете подражать различным звукам природы, которые можно услышать весной.
Пригрело весеннее солнце.
(Все поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, и каждый поёт свой звук в фальцетном регистре. Дети должны слушать звучащий кластер и не петь очень громко.)
(Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр.)
Перелился через край.
(Несколько рядом сидящих детей по знаку педагога на фоне «бульканья» остальных делают голосом «волну» - вверх-вниз.)
И дальше побежал.
(Половина детей «Булькает» на фоне звучащего солнца - кластер.)
Выбрались из-под коры жучки и букашки.
(жжжж-жжжж в низком регистре, зззз-зззз в более высоком).
Расправили крылышки
(крш с повышающейся интонацией).
И полетели кто куда.
( тр-тр-тр-тр шепотом на разной высоте, кто как хочет).
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало.
(шур-шур-шур-шур).
И вылез ёжик.
(Сопеть носом, энергично втягивая и выдувая воздух).
Ожил под тёплым весенним солнцем и муравейник.
(Каждый поёт острые, весёлые звуки в разных регистрах, например, плим-плим-плим).
Лес наполнился птичьими голосами.
(Имитация птичьих голосов всеми одновременно).
Вот и пришла весна!
(Каждый поёт свой звук, как и в начале, упражнения. Звучит кластер, который можно затем свести в унисон в удобном для всех детей речевом регистре).
Систематические занятия вокалом вырабатывают у детей определённые вокально-хоровые и творческие навыки, а главное, способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой системы, снижению риска развития хронических заболеваний дыхательных путей. К примеру, перед началом основного этапа урока можно в игровой форме провести дыхательную гимнастику, которая способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний:
- «Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом;
- «Собачке жарко» - часто подышать носом с высунутым языком.
- «Воротики и паровозик» - глубокий вдох через нос – «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «ф» - закрыли «воротики». В это время считаем «Едет паровозик с вагончиками». Для наглядности дети во время упражнения могут помогать себе руками: раскрывать их на вдохе и закрывать на выдохе – открывать и закрывать «воротики».
- «Воздушный шарик» - резкий выдох – живот втянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперёд, как шарик.
- Учитель предлагает прислушаться к звукам за окном и попробовать их повторить, при этом соблюдая правила пения. Очень хорошо, у ребят, получается, изобразить звук ветра, то усиливающегося, то затихающего. Это упражнение также помогает ребятам осознать роль динамических оттенков в музыке. Детям предлагается спокойно вдохнуть и задержать дыхание, после этого неторопливо выдохнуть воздух, но при этом напевать звук «у» усиливая и уменьшая его уровень громкости.
Правильное красивое пение имеет не только эстетический, но и физиологический оздоровительный эффект. Пойте на здоровье, ведь это так полезно!
Список литературы:
1. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». Москва «Музыка», 2000.
2. Жукова Т.М. «Если хочешь быть здоров – обходись без докторов или 300 рецептов от 100 болезней». Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.
3. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Москва «ВАКО», 2004.
4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». Москва, 2003.
5. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Москва «Физкультура и спорт», 2002.